Конспект занятия "Цвета и тона в природе"
Сахароварова Марина Николаевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им. А.Гайдара г.Арзамаса
Раздел программы: «Окраска ниток».
Тема: «Цвета и тона в природе».
План:
Цели и задачи.
Материалы и оборудование.
Организационный момент.
Теоретическая часть занятия:
Беседа педагога с детьми с целью активизации знаний предыдущих занятий.
Объяснение нового материала.
Практическая часть занятия:
Практическое задание.
Игровой момент (физкультурная пауза).
Сказочно-музыкальная часть занятия.
Практическая работа.
Заключительная часть занятия.
Список используемой литературы.
Цель: Развитие интереса у детей к вышиванию через творчество с привлечением различных видов искусств.
Задачи: - обучение детей основам цветоведения с использованием знаний по биологии, изо, литературе;
- развитие у детей творческих способностей, тренировка памяти, внимания, мышления, расширение кругозора;
- приобщение детей к народному прикладному творчеству через вышивку.
Материалы и оборудование: альбомные листы, кисточки, гуашь, стаканчики, клей, цветная бумага, проигрыватель, рисунки строения глаза и светового спектра, таблицы, контрастных цветов, тональных цветовых сочетаний, тёплых и холодных цветов, образцы различных вышивок, образцы различных эскизов.
Ход занятия:
3) - Здравствуйте, ребята! Для того чтобы вы легче восприняли материал сегодняшнего урока, проведём небольшую игру.
(психологическая настройка на восприятие урока для концентрации внимания детей)
- Давайте попробуем одновременно без команды хлопнуть в ладоши. Если с первого раза не получится, то повторим ещё.
- Молодцы! А теперь всё внимание на меня!
Мы с вами приступили к изучению темы «Окраска ниток», которая рассчитана на два занятия. Тема сегодняшнего первого занятия «Цвета и тона в природе» (записана на доске).
4. а) - Ребята! Давайте вспомним, какую необходимо провести подготовительную работу, прежде чем приступить к вышивке?
- Сначала необходимо выбрать и подготовить ткань;
- Затем выполнить эскиз рисунка или перевести готовый рисунок;
- Правильно подобрать цвета.
- Хорошо! Вы правильно перечислили всю необходимую подготовительную работу к вышивке. Одних из самых важных моментов является последний, то есть правильный выбор цвета. Хороший по замыслу узор может быть испорчен неудачным подбором расцветок ниток и наоборот, малоинтересный рисунок иной раз может привлечь внимание удачным подбором ниток (показать образцы).
б) - Для того чтобы легче подобрать цвета в вышивке необходимо иметь некоторое понятие о цвете. Существует даже специальная наука, которая этим занимается и называется она цветоведение.
Сейчас мы с вами немного заглянем в тайны этой науки.
С первых дней своей жизни человека окружает удивительно многоликий мир природы с богатейшим набором красок и оттенков. Человек многое для себя берёт у природы. Богатство цвета и красок не является исключением.
Как вы, ребята, понимаете, что такое цвет?
- Цвет – это какое-то свойство предмета или поверхности.
Цветовые ощущения возникают у нас, когда в глаз попадает свет. Глаз – это своеобразное окно в мир.
Какой же путь проходит свет, прежде чем у нас возникают световые ощущения?
Давайте посмотрим на таблицу «Строение глаза».
Солнечные лучи, отражаясь от предмета, на который смотрит глаз, попадают через зрачок в глазное яблоко. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь увеличительное стекло.
Пройдя через увеличительное стекло – хрусталик – свет попадает на сетчатку. Сетчатка именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка глаза как рыболовная сеть ловит свет. Причём цветных рыб ловят одни ячейки, которые называются колбочками, чёрно-белых другие – палочки.
Если мы в сумерках войдём в тёмную комнату, в каких тонах мы всё увидим?
- В серых тонах.
- Это работают наши палочки. При ярком солнечном свете они отдыхают, засыпают. Зато просыпаются клеточки, которые чувствуют свет – колбочки. И мы видим цветные картинки.
Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить глаз и сетчатку?
- С фотоаппаратом и плёнкой.
- Почему?
- Если в фотоаппарате нет плёнки, то никакой фотографии не получится. То же самое происходит и с глазами. Если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не увидели.
- Итак, мы с вами разобрали, как же мы видим. А что собой представляет солнечный луч? Он не простой, он волшебный и состоит из семи цветов, так называемый солнечный спектр.
Почему же мы видим белый свет?
Оказывается, что при смешении семи цветов солнечного спектра получается впечатление белого цвета. Цвета спектра всегда следуют в определённой последовательности.
(рисунок солнечного спектра).
- Ребята, вспомните, где ещё вы видели такое же последовательное сочетание цветов в природе?
- Конечно же, это радуга.
- Какое ощущение вызывает у вас радуга?
- Весёлое, радостное, приподнятое настроение.
- Почему?
- Потому, что она переливается различными красками.
- Да, много радости доставляет людям появляющаяся после тёплого летнего дождя радуга. Разноцветная дуга, охватившая небо, вызывает восхищение и изумление перед красотой природы.
А вы знаете, ребята, как можно запомнить порядок расположения цветов в радуге или солнечном спектре?
Существует специальная фраза, начальная буква каждого слова которой соответствует начальной букве каждого цвета.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Повторим фразу все вместе.
- Назовите мне основные цвета солнечного спектра.
- Красный, жёлтый, синий.
- Как вы думаете, почему они называются основными?
- Они не могут быть получены искусственно, то есть путём смешивания различных цветов.
- А теперь мы с вами выполним небольшую практическую работу.
5. - Перед вами лежат альбомные листы, на которых нарисованы два треугольника. Сначала мы будем работать с треугольником, который расположен вершиной вверх. Каждую вершину этого треугольника последовательно обозначаем основными цветами.
Называйте мне их. Первый какой?
- Красный, жёлтый, синий.
- У вас нарисован ещё один треугольник вершиной вниз. Его вершины обозначим цветами, полученными при смешивании основных цветов.
Называйте мне, какие получаются цвета?
- жёлтый смешиваем с красным, получается оранжевый;
- жёлтый смешиваем с синим, получается зелёный;
- красный смешиваем с синим, получается фиолетовый.
- Эти цвета, ребята, называются дополнительными.
Из каждой вершины основного цвета у вас проведены стрелки в противоположные вершины дополнительного цвета и мы чётко видим цветовые пары.
Назовите их.
- Красный - зелёный, жёлтый - фиолетовый, синий – оранжевый.
- Правильно. Иными словами, зелёный цвет является дополнительным к красному, фиолетовый к жёлтому, а оранжевый к синему.
Скажите мне, что значит дополнять? Как один цвет может дополнять другой?
- Дополнять – это значит усиливать друг друга, как бы вызывать основным цветом дополнительный.
Проделаем такой опыт. Перед вами белый лист бумаги, а на нём нарисован красный круг. В течении полминуты пристально всматривайтесь в него. Что вы видите?
- Вокруг него появляется зелёный ореол. При этом красный цвет частично превращаясь в свою противоположность (зелёный цвет) становится ещё ярче.
В данном случае речь идёт о цветовом контрасте. Скажите мне, что такое, по вашему, контраст?
- Контраст – это резкая противоположность чего-либо. В данном случае цветов.
- Найти гармоничное сочетание двух контрастных цветов очень трудно.
Давайте разберём небольшую таблицу, которая вам поможет более удачно подобрать сочетания контрастных цветов.
(Таблица контрастных цветов).
- Приведите мне пример наибольшей контрастности цветов.
- Это сочетание белого цвета с чёрным.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть.
Проводится игра «Надуй мячик»
- Отдохнули? А теперь продолжаем нашу работу.
Все цвета, дети, делятся на две большие группы, тёплые и холодные цвета. Чтобы вам легче было в них разобраться мы закроем глаза и перенесёмся в царства двух принцесс: царство Снежной Королевы, где живёт принцесса Льдинка, и царство Солнечного света, где живёт принцесса Огонёк. Вначале в царство Снежной Королевы, где живёт принцесса Льдинка. Что вы там увидели?
- Много снега, льда, воды. Всё в белых и голубых тонах.
- Что вы там почувствовали?
- Там холодно, морозно.
- Что вы там услышали?
- завывание ветра, вьюги, скрип снега, морозный гул.
- Какое настроение вызывает у вас это царство?
- Спокойное, немного грустное, тоскливое, что-то застывшее.
- А теперь мы с вами перенесёмся в царство Солнечного света, где живёт принцесса Огонёк. Что вы там увидели?
- Много света, всё золотистое, жёлтое, яркое, много солнца, бабочек, цветов. Она живёт в сиянии солнца, золота, огня.
- Что вы там почувствовали?
- Там тепло, даже жарко.
- Что вы там услышали?
Смех, звон ручья, порхание бабочек, трескотню кузнечиков.
- Какое настроение вызывает у вас это царство?
- Весёлое, задорное, хочется смеяться, радоваться, играть и танцевать.
- Какое явление мы здесь наблюдаем?
- Явление контраста.
- Правильно! А теперь давайте прослушаем два музыкальных отрывка. Вы должны будете определить, какой из них можно сравнить с царством Снежной Королевы, а какой с царством Солнечного света.
Звучат музыкальные отрывки:
П.И.Чайковский «Масленица»
П.И.Чайковский «Песнь жаворонка»
- Первый отрывок можно сравнить с царством Солнечного света. Потому что она задорная, весёлая, поднимает настроение, вызывает ощущение тепла.
А другая медленная, спокойная, жалостливая, навевает грусть, тоску, вызывает прохладные ощущения.
Какое явление мы здесь наблюдаем?
- Явление контраста.
- Среди цветов, ребята, как я уже говорила, есть тёплые и холодные.
Перед вами две таблицы. На какой из них изображены тёплые, а на какой холодные цвета, и почему?
- Одни греют как огонь, напоминают цвет огня, накалённых тел, солнца, а другие вызывают ощущение холода, напоминают цвет льда, металла, воды.
- Какое явление мы здесь опять наблюдаем?
- Контраст.
- Вы наверное заметили, что каждый цвет может быть теплее или холоднее в зависимости от преобладания в нём теплого или холодного цвета.
(сравнить по таблице).
А теперь вернёмся к нашим принцессам. Между ними всегда возникает спор – где ярче горит костёр, на фоне синего неба или в сиянии тёпло-золотистых тонов? Так где же ярче горит костёр?
Для этого нужно посмотреть на оба костра сквозь прищуренные глаза так, чтобы видеть их одновременно.
- Конечно, на фоне ночного неба костёр не просто горит, а пылает.
- Вот какие чудеса происходят, когда встречаются тёплые и холодные цвета. Они как бы зажигают друг друга. Тёплые цвета как бы выступают вперёд, приближаются к нам, а холодные цвета, наоборот, кажутся удаляющимися, отступающими назад.
Таким образом в вышивке следует избегать таких сочетаний ниток, при которых фон выглядит ярче самого рисунка. То есть фон всегда должен быть холоднее.
(демонстрация образцов).
- Красив узор выполненный в тональном подборе цветов. Тональное цветосочетание – это подбор ниток от светлого до тёмного тона.
(таблица тональных сочетаний)
- Какое явление мы здесь наблюдаем?
- Обратное контрасту – плавный переход от светлого к тёмному.
- Итак сегодня на занятии мы с вами узнали какие цвета являются основными и дополнительными, какие тёплыми и холодными, познакомились с контрастными и тональными цветовыми сочетаниями.
- А чтобы узнать, как вы в этом разобрались, выполним практическую работу.
Вы делитесь на группы, как сидите, и каждая группа получает своё задание.
Выбрать эскиз, выполненный в тёплой цветовой гамме и почему?
Выбрать эскиз, выполненный в холодной цветовой гамме.
Выбрать эскиз, выполненный в контрастном сочетании цветов.
Выбрать эскиз, выполненный в голубой тональности.
Выбрать эскиз, выполненный в розовой тональности.
(Помощь в ходе работы. Обсуждение эскизов.)
6. - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали, мне понравилась ваша активность и поддержка во время занятия.
Я хочу узнать, а понравилось ли вам это занятие. Чтобы это выяснить мы опять обратимся к цвету. Вам нужно выбрать любой из трёх кружков:
Жёлтый цвет – занятие очень понравилось;
Красный цвет – занятие понравилось, но не очень;
Чёрный цвет – занятие не понравилось.
Литература:
Балашова И.В. «Учитесь вышивать». Горьковское отделение ВООПИК МП «Возрождение – 92», Н.-Новгород, 1992 г.
Гильман Р.А. «Иголка и нитка в умелых руках».
Горлева Н.А. «Первые шаги в мире искусства». М. «Просвещение», 1991 г.
Доннер Кэрол «Тайны анатомии». М. «Мир», 1988 г.
Сорокина Л.М. «Учись вышивать». Киев, «Радянська школа», 1988 г.
Татарникова Л.Г. «Валеология – основы безопасности жизни ребёнка». С.-Петербург, 1995 г.
Щеблыкин И.К. «Аппликационные работы в начальных классах». М. «Просвещение», 1983 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахароварова Марина Николаевна
→ Сахароварова 01.11.2012 0 2923 426 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.