Статья "Межпредметные связи на занятиях по английскому языку в условиях дополнительного образования"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества» г. Калачинска Омской области
Межпредметные связи
на занятиях по английскому языку
в условиях учреждения дополнительного образования
Еременко Светлана Валерьевна,
методист, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Межпредметные связи на занятиях в детском объединении «Welcome» МБОУ ДОД «ЦДТ» рассмотрены в рамках реализации проектной технологии в обучении английскому языку.
Поскольку обучение иностранным языкам предполагает погружение в различные области науки и сферы жизнедеятельности по причине специфики самого учебного предмета, возможности использования межпредметных связей в обучении поистине безграничны. Практическим путем, через проектную деятельность, ребенок понимает универсальность изучаемого предмета, его способность найти отражение в любой сфере человеческой жизни.
Теоретическая основа опыта – принципы коммуникативного подхода и проектной методики в обучении иностранным языкам (жизненная ориентация, функциональность, ситуативность обучения) (Пассов Е.А, Китайгородская Т.И.), принципы создания межпредметных связей на уроке (Конаржевский Ю.А.)
Область применения интеграции:
- занятия по предмету в Студии раннего развития «Золотой ключик» (для воспитанников 5 – 7 лет);
- занятия по предмету в детском объединении «Welcome» (для воспитанников 7 – 11 лет).
Типология проектов, выполненных в нашем детском объединении, по способу их выполнения выделяет:
- письменные проекты;
- комбинированные (письменные с устной презентацией);
- технологические;
- выполненные с применением компьютерных технологий.
Интеграция в реализации письменных и комбинированных проектов
Для реализации письменных и комбинированных проектов возможны следующие межпредметные связи:
Английский язык и окружающий мир
Участие детей в подобных проектах углубляют их знания о природе, способствуют расширению ассоциативных связей. Проект “In the Blue Sea” «В синем-синем море» выполнен воспитанниками 8-9 лет 1 года обучения.
Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области письма.
Проблема проекта: «расшифровать» язык дельфинов, представить их речь в письменном виде.
Продукт проекта - письменное сообщение:
«Hello! I am a dolphin. I am black and white. I live in the Pacific Ocean. I can swim, dance and jump…»
Проект «Мое любимое животное» («My favorite pet») реализован воспитанниками 11-12 лет 2 года обучения. Выполнение проекта дает возможность презентации, отработки и применения лексических единиц по темам «Животные», «Внешность», «Характер». Для рассказа о своем любимом животном ребятам предоставляется набор грамматических конструкций и лексическое сопровождение:
I have got a pet.
It is a саt | dog| mouse| rat| parrot| hamster| fish| Guiney pig | goat…
It is a he-goat | a she –goat…
Its name is…
It is small |middle-sized| big| very big.
It is black | spotted| striped| bright…
It is active| lazy| playful| tender| devoted…
Its favourite activity is sleeping| playing| walking| eating…
It bites| doesn’t bite| scratches| doesn’t scratch| steals food from the table…
It has been my pet for 3 years…
Английский язык и социология
Проекты этого вида позволяют решать проблему формирования предметных (или языковых) компетентностей посредством удовлетворения коммуникативных потребностей воспитанников. Проект «Questionnaire» («Анкета») пользуется особенной популярностью у учеников 11 – 12 лет, поскольку дает возможность заняться любимым неучебным делом – заполнением популярных «анкет». Педагог же имеет возможность обновить активный и пассивный речевой словарь воспитанников. Тематика вопросов для «анкет» обширна и затрагивает лексику различных разделов: «Семья», «Хобби», «Школа» и т.д. Для выполнения проекта дети оформляют собственные анкеты, затем заполняют анкеты товарищей, используя необходимые грамматические конструкции. Возможные варианты вопросов в анкете:
Your name| age| form| favourite food| hobby| favourite music| colour| activity| school subjects…
Необходимо учитывать структуру анкеты, определить в ней место для рисунков, пожеланий, «секретиков» («top secret»).
Английский язык и культурология (страноведение)
Благодаря культурологическому компоненту реализация проектов данного типа способствует формированию положительных ценностных ориентаций детей. Примером может служить проект «St. Valentine’s Day Greetings» («Приветствия ко дню Святого Валентина»).
Интеграция в реализации технологических проектов
Результат выполнения подобных проектов – конкретный продукт, выполненный с применением технологий конструирования, моделирования, декоративно-прикладного творчества (оригами, шитье, бисероплетение и т.д.). Технологические проекты «оживляют» процесс обучения благодаря нестандартности их выполнения в сравнении с «классическими» устно–письменными проектами. Выполнение технологическим путем изделий и игр, любимых детьми страны изучаемого языка (книжки – раскладушки, книжки – загадки и т.д.) имеет культурологическое значение.
Пример технологического проекта, реализованный на ранней ступени обучения (в студии раннего развития) – проект «Ноев ковчег» («Noah’s Ark»). Продукт проекта – изготовленная из картона модель ковчега, в который помещаются картонные животные.
Проблема проекта: провести акцию спасения животных, изготовив для них ковчег, дать описание животных.
Проект «Мой город» («My Town») выполнен в группе воспитанников 8 - 9 лет (1 год обучения). Продукт проекта – картонный (или выполненный из глины, пластилина) макет города, его общественных институтов и т.д.
Project «My Town», «Мой город»
Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области аудирования, чтения, говорения.
Проблема проекта: благоустройство города.
Проект «Семейный альбом» («Family Album») выполнен воспитанниками 11 -12 лет (2 год обучения). Продукт проекта – фотоальбом с английскими комментариями.
Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области письма.
Проблема проекта: оформить фотоальбом с целью выслать его друзьям в Англию.
Проект «Мой знакомый инопланетянин» выполняется с целью описания места жительства и интересов «знакомого» «водителя» НЛО. Инопланетянина – мягкую игрушку - создают воспитанники, пользуясь техникой выполнения мягкой игрушки, затем устно или письменно представляют информацию о нем.
Интеграция в реализации проектов, выполненных с применением компьютерных технологий
Информатика легко интегрируется с преподаванием английского языка, так как умение работать с информацией является общеучебным. Кроме того, много обучающих и игровых программ создано с использованием английского языка, что создаёт прочную основу для интеграции этих двух предметов.
Возможны следующие формы интегрирования преподавания английского языка и информационных технологий:
Применение стандартных компьютерных программ на начальном уровне овладения информационными навыками.
Это способствует развитию умения детей работать с клавиатурой, выполнять различные операции на компьютере.
Создание презентаций с целью решения проблемы проекта.
Project «Christmas Fun», «Рождественская забава»
Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области письма.
Проблема проекта: создать анимацию к сочиненному стихотворению в подарок Санта Клаусу.
«Электронная» тетрадь.
Рабочая электронная тетрадь является компонентом авторского УМК. УМК разработан для реализации цели образовательной программы д.о. «Welcome». Цель программы—формирование языковых компетентностей в употреблении чтения, говорения, аудирования и письма как видов речевой деятельности по предмету «английский язык». Одной из задач программы является формирование информационных компетентностей, поэтому наша рабочая тетрадь представлена в электронном варианте. Занятия по электронной тетради дополняют работу с обычными рабочими тетрадями.
УМК и, соответственно, электронная тетрадь простроены с учетом принципов проектной технологии. Таким образом, обучение воспитанников по этой тетради предполагает последовательное достижение репродуктивного, продуктивного и компетентностного уровней через выполнение языковых и речевых коммуникативных ситуативно-обусловленных упражнений.
Тетрадь имеет так называемую «обложку», на которой указывается имя воспитанника, содержание и пакет упражнений. Предполагается корректное выполнение заданий, поэтому оценка за каждое задание выставляется только положительная. Итог работы по теме—выполнение проекта. Законченный и представленный проект может быть распечатан и может явиться частью портфолио воспитанника.
Результаты интеграции в рамках применения проектной технологии в обучении:
● сформированность
языковых,
коммуникативных, информационных компетентностей воспитанников;
● новые знания из интегрированных областей;
● развитие креативности воспитанников;
● навыки практического применения информации;
● укрепление мотивации к познанию и творчеству;
● перспектива профессионального самоопределения детей в области английского языка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Еременко Светлана Валерьевна
→ Zip 14.06.2013 0 2561 370 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.