Статья "Межпредметные связи на занятиях по английскому языку в условиях дополнительного образования"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества» г. Калачинска Омской области


Межпредметные связи

на занятиях по английскому языку

в условиях учреждения дополнительного образования


Еременко Светлана Валерьевна,

методист, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»



Межпредметные связи на занятиях в детском объединении «Welcome» МБОУ ДОД «ЦДТ» рассмотрены в рамках реализации проектной технологии в обучении английскому языку.

Поскольку обучение иностранным языкам предполагает погружение в различные области науки и сферы жизнедеятельности по причине специфики самого учебного предмета, возможности использования межпредметных связей в обучении поистине безграничны. Практическим путем, через проектную деятельность, ребенок понимает универсальность изучаемого предмета, его способность найти отражение в любой сфере человеческой жизни.

Теоретическая основа опыта – принципы коммуникативного подхода и проектной методики в обучении иностранным языкам (жизненная ориентация, функциональность, ситуативность обучения) (Пассов Е.А, Китайгородская Т.И.), принципы создания межпредметных связей на уроке (Конаржевский Ю.А.)


Область применения интеграции:

- занятия по предмету в Студии раннего развития «Золотой ключик» (для воспитанников 5 – 7 лет);

- занятия по предмету в детском объединении «Welcome» (для воспитанников 7 – 11 лет).


Типология проектов, выполненных в нашем детском объединении, по способу их выполнения выделяет:

- письменные проекты;

- комбинированные (письменные с устной презентацией);

- технологические;

- выполненные с применением компьютерных технологий.


Интеграция в реализации письменных и комбинированных проектов

Для реализации письменных и комбинированных проектов возможны следующие межпредметные связи:


Английский язык и окружающий мир


Участие детей в подобных проектах углубляют их знания о природе, способствуют расширению ассоциативных связей. Проект “In the Blue Sea«В синем-синем море» выполнен воспитанниками 8-9 лет 1 года обучения.

Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области письма.

Проблема проекта: «расшифровать» язык дельфинов, представить их речь в письменном виде.


Продукт проекта - письменное сообщение:

«Hello! I am a dolphin. I am black and white. I live in the Pacific Ocean. I can swim, dance and jump…»

Проект «Мое любимое животное» My favorite pet») реализован воспитанниками 11-12 лет 2 года обучения. Выполнение проекта дает возможность презентации, отработки и применения лексических единиц по темам «Животные», «Внешность», «Характер». Для рассказа о своем любимом животном ребятам предоставляется набор грамматических конструкций и лексическое сопровождение:

I have got a pet.

It is a саt | dog| mouse| rat| parrot| hamster| fish| Guiney pig | goat…

It is a he-goat | a she –goat…

Its name is…

It is small |middle-sized| big| very big.

It is black | spotted| striped| bright…

It is active| lazy| playful| tender| devoted…

Its favourite activity is sleeping| playing| walking| eating…

It bites| doesn’t bite| scratches| doesn’t scratch| steals food from the table…

It has been my pet for 3 years…


Английский язык и социология


Проекты этого вида позволяют решать проблему формирования предметных (или языковых) компетентностей посредством удовлетворения коммуникативных потребностей воспитанников. Проект «Questionnaire» («Анкета») пользуется особенной популярностью у учеников 11 – 12 лет, поскольку дает возможность заняться любимым неучебным делом – заполнением популярных «анкет». Педагог же имеет возможность обновить активный и пассивный речевой словарь воспитанников. Тематика вопросов для «анкет» обширна и затрагивает лексику различных разделов: «Семья», «Хобби», «Школа» и т.д. Для выполнения проекта дети оформляют собственные анкеты, затем заполняют анкеты товарищей, используя необходимые грамматические конструкции. Возможные варианты вопросов в анкете:

Your name| age| form| favourite food| hobby| favourite music| colour| activity| school subjects

Необходимо учитывать структуру анкеты, определить в ней место для рисунков, пожеланий, «секретиков» («top secret»).



Английский язык и культурология (страноведение)


Благодаря культурологическому компоненту реализация проектов данного типа способствует формированию положительных ценностных ориентаций детей. Примером может служить проект «St. Valentines Day Greetings» («Приветствия ко дню Святого Валентина»).




Интеграция в реализации технологических проектов

Результат выполнения подобных проектов – конкретный продукт, выполненный с применением технологий конструирования, моделирования, декоративно-прикладного творчества (оригами, шитье, бисероплетение и т.д.). Технологические проекты «оживляют» процесс обучения благодаря нестандартности их выполнения в сравнении с «классическими» устно–письменными проектами. Выполнение технологическим путем изделий и игр, любимых детьми страны изучаемого языка (книжки – раскладушки, книжки – загадки и т.д.) имеет культурологическое значение.

Пример технологического проекта, реализованный на ранней ступени обучения (в студии раннего развития) – проект «Ноев ковчег» («Noahs Ark»). Продукт проекта – изготовленная из картона модель ковчега, в который помещаются картонные животные.

Проблема проекта: провести акцию спасения животных, изготовив для них ковчег, дать описание животных.


Проект «Мой город» («My Town») выполнен в группе воспитанников 8 - 9 лет (1 год обучения). Продукт проекта – картонный (или выполненный из глины, пластилина) макет города, его общественных институтов и т.д.

Project «My Town», «Мой город»

Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области аудирования, чтения, говорения.

Проблема проекта: благоустройство города.

Проект «Семейный альбом» («Family Album») выполнен воспитанниками 11 -12 лет (2 год обучения). Продукт проекта – фотоальбом с английскими комментариями.

Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области письма.

Проблема проекта: оформить фотоальбом с целью выслать его друзьям в Англию.


Проект «Мой знакомый инопланетянин» выполняется с целью описания места жительства и интересов «знакомого» «водителя» НЛО. Инопланетянина – мягкую игрушку - создают воспитанники, пользуясь техникой выполнения мягкой игрушки, затем устно или письменно представляют информацию о нем.


Интеграция в реализации проектов, выполненных с применением компьютерных технологий


Информатика легко интегрируется с преподаванием английского языка, так как умение работать с информацией является общеучебным. Кроме того, много обучающих и игровых программ создано с использованием английского языка, что создаёт прочную основу для интеграции этих двух предметов.

Возможны следующие формы интегрирования преподавания английского языка и информационных технологий:

  1. Применение стандартных компьютерных программ на начальном уровне овладения информационными навыками.

Это способствует развитию умения детей работать с клавиатурой, выполнять различные операции на компьютере.

  1. Создание презентаций с целью решения проблемы проекта.

Project «Christmas Fun», «Рождественская забава»

Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области письма.

Проблема проекта: создать анимацию к сочиненному стихотворению в подарок Санта Клаусу.


  1. «Электронная» тетрадь.

Рабочая электронная тетрадь является компонентом авторского УМК. УМК разработан для реализации цели образовательной программы д.о. «Welcome». Цель программы—формирование языковых компетентностей в употреблении чтения, говорения, аудирования и письма как видов речевой деятельности по предмету «английский язык». Одной из задач программы является формирование информационных компетентностей, поэтому наша рабочая тетрадь представлена в электронном варианте. Занятия по электронной тетради дополняют работу с обычными рабочими тетрадями.

УМК и, соответственно, электронная тетрадь простроены с учетом принципов проектной технологии. Таким образом, обучение воспитанников по этой тетради предполагает последовательное достижение репродуктивного, продуктивного и компетентностного уровней через выполнение языковых и речевых коммуникативных ситуативно-обусловленных упражнений.

Тетрадь имеет так называемую «обложку», на которой указывается имя воспитанника, содержание и пакет упражнений. Предполагается корректное выполнение заданий, поэтому оценка за каждое задание выставляется только положительная. Итог работы по теме—выполнение проекта. Законченный и представленный проект может быть распечатан и может явиться частью портфолио воспитанника.

Результаты интеграции в рамках применения проектной технологии в обучении:


● сформированность языковых,

коммуникативных, информационных компетентностей воспитанников;

новые знания из интегрированных областей;

развитие креативности воспитанников;

навыки практического применения информации;

укрепление мотивации к познанию и творчеству;

перспектива профессионального самоопределения детей в области английского языка.


Полный текст материала Статья "Межпредметные связи на занятиях по английскому языку в условиях дополнительного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Еременко Светлана Валерьевна  Zip
14.06.2013 0 2561 370

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК