Методы освоения наследия Д.Д. Шостаковича в курсе музыкальной литературы ДМШ и ДДТ
Библиография
1. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. - М.: Музыка, 2005. - С.126.
2. Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. — М.: Музыка, 1980.
3. Мазель Л.А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича. –М.: Сов. композитор, 1982.
4. Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.
5. Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. — М.: Музыка, 1976.
6. Хентова С. Д.Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1. – Л.: Сов.композитор, 1985.
Методы освоения наследия Д.Д. Шостаковича в курсе музыкальной литературы ДМШ и ДДТ
Автор:
Сташина Таисия Алексеевна
педагог дополнительного образования, методист
ГБОУ ДОД ДДТ «У Вознесенского моста»
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...3
Творчество Шостаковича в курсе музыкальной литературы……………......5
Методика монографических уроков в курсе
музыкальной литературы ДМШ и ДДТ ………………………………….......10
Заключение…………………………………………………………………..…21
Приложение………………………………………………………………….…22
Библиография…………………………………………………………………..23
Введение
Отдавая дань творчеству Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которое объяло все формы и жанры музыки, такие как: песни, романсы, музыка к кинофильмам и театральным постановкам, фортепианные произведения, оратории, кантаты, скрипичные и виолончельные концерты, симфонии, оперы, балеты, - я выбрала данную тему работы. Представление музыки как органической части многообразного процесса позволило Шостаковичу понять плодотворность на современном этапе сочетания разных принципов композиторской техники, разных выразительных средств.
Музыка XX века сложна для восприятия. Она полна противоречий и кризисных черт. Не было создано единого, общего эстетического движения, которое объединило бы разных творцов и стало бы стилевой доминантой столетия, как было в предшествующие эпохи. Через такой индивидуализм образовался самостоятельный «стиль Шостаковича».
По композиторскому пути Шостаковича вела постоянная, неутолимая жажда всеобъемлющего охвата и обновления. Расширив сферы музыки, он ввел в нее многие новые образные пласты, передал борьбу человека со злом, страшным, бездушным, грандиозным. И таким образом «решил актуальнейшую художественную задачу, поставленную нашим временем. Но, решив ее, он раздвинул границы самого музыкального искусства и создал в области инструментальных форм новый тип художественного мышления, повлиявший на композиторов разных стилей и способный служить воплощению отнюдь не только того содержания, которое выражено в соответствующих произведениях Шостаковича»1. Напоминая Моцарта, с равной уверенностью владевшего и инструментальной и вокальной музыкой, сближавшего их специфику, он возвратил музыку к универсализму.
Уроки музыкальной литературы – один из способов приобщения к культуре, осмысления разносторонних связей искусства с жизнью. Биографии композиторов связывают музыку с реальной жизнью: исторической эпохой, социальной средой. Изучая на уроках музыкальной литературы биографию и творчество Шостаковича, учащиеся сталкиваются и с проблемами восприятия музыки XX века, и с исторической эпохой, в которой творил композитор, и с его отношением к историческим и социальным событиям столетия.
В своей работе я останавливаюсь на стилевых особенностях современной музыки, анализирую, как изучают биографию и творчество Шостаковича на уроках музыкальной литературы и предлагаю методику преподавания монографических тем в курсе музыкальной литературы в ДМШ и ДДТ.
Творчество Шостаковича в курсе музыкальной литературы
И каждый раз над новым сочинением
Он, задыхаясь, жизнью рисковал.
(М. Лисянский. «Шостакович»)
На уроках музыкальной литературы без биографии великих композиторов не обойтись. Очень важно рассказать детям об условиях, в которых создавались его произведения, о времени, об отношении современников, критике и о дальнейшей судьбе. Без знаний биографии не будет основы художественного образования.
«…В разговоре о музыке самое важное – ввести слушателей в ту атмосферу, в которой создавалось то или иное произведение, рассказать о тех жизненных обстоятельствах, при которых оно было задумано композитором и рождено. Музыкальное произведение, как и все рожденное и живущее, имеет своих «родителей». «Родители» эти – композитор и жизнь»2.
Одна из главных задач школьной музыкальной литературы – воспитание активных слушателей. Это может быть реализовано в том случае, когда художественное начало музыки обогащается научными знаниями, историческими фактами и сведениями общественного и эстетического плана. Изучая музыкальную литературу, расширяется кругозор и проще дается представление музыкальных произведений в общественной жизни.
Более глубоко изучая музыкальную культуру, школьники начинают осмыслять разносторонние связи искусства с жизнью. Только биография композитора может связать музыку с реальной жизнью. Конечно, школьная музыкальная литература – это совсем не история музыки, но не стоит рассматривать музыкальные произведения вне контекста эпохи и жизни их авторов. Так как это понимали и в прошлом, то вот суждение немецкого писателя И.В. Гёте: «При виде любого произведения искусства в нем нас одолевает желание узнать, когда оно возникло. В этой сфере суждение невозможно, если оно не обосновано исторически».
Немаловажно, чтобы педагог побудил задуматься каждого школьника, для чего нужна музыка людям, каким целям она служит, как объяснить широкое распространение и огромную популярность. «Биографический рассказ не сводится к перечню событий, отдельных фактов жизни музыканта. Даже на школьном уровне, повествуя о жизни композитора, можно проследить процесс формирования великой личности и показать многотрудность композиторской профессии».
Седьмая симфония («Ленинградская») рассматривается на уроках музыкальной литературы как одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Прежде всего, детям нужно рассказать об истории создания этой симфонии: большая часть симфонии была написана в осажденном Ленинграде в 1941 году. Необходимо отметить, что Седьмую симфонию часто называют «хроникой», «документом». Это связано с событиями тех лет. Шостакович показывает музыкой схватку советского народа с фашизмом. Чтобы было проще уяснить материал, можно провести сопоставление добра и зла.
«Много раз потом в мире исполнялась Седьмая симфония Шостаковича – сытыми музыкантами, в теплых концертных залах, может быть, более профессионально, но так искренне, с такой самоотдачей не исполнялась нигде и никогда!», - писал Е. А. Линд в своей книге «Седьмая…»
Симфония состоит из четырёх частей. Как известно, Шостакович предполагал дать всем четырем частям программные подзаголовки, которые впоследствии снял: «Война», «Воспоминание», «Родные просторы» и «Победа». В первой части есть два музыкальных образа - тема нашествия и тема сопротивления вступают в борьбу.
На уроках музыкальной литературы также разбирается прелюдия и фуга ре мажор, которые относятся к парам контрастного типа. Прием контрастного сопоставления в цикле прелюдий и фуг является для Шостаковича одним из главных композиторских принципов. Прежде всего перед разбором нужно рассказать о предыстории их написания. А написаны все его прелюдии и фуги под впечатлением «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. Шостакович решил написать большой цикл полифонических пьес, обращенных к старинным формам, по образцу Баха, что придает особую строгость и величавость.
Отличие написания прелюдий и фуг Шостаковича от баховского написания заключается в том, что у Шостаковича прелюдии и фуги расположены по квинтовому кругу (параллельными тональностями). У Баха в хроматическом порядке и каждая тональность появляется дважды.
Разбор прелюдии и фуги можно начать со следующего: вспомнить с учениками, что такое прелюдия, что она представляет собой. Ученики могут вспомнить примеры из собственной игры баховских прелюдий, какие были особенности, гармонии. Педагог в свою очередь должен напомнить, что для прелюдии не обязательны строгие законы построения, что она будто бы импровизируемая. Прелюдия сравнивается с фоном, на котором выделяется очень отчетливо фуга.
Таким образом, творчество Шостаковича объяло все формы и жанры музыки, соединило традиционные устои с новаторскими открытиями. Проницательный знаток всего, что существовало и появлялось в композиторском творчестве, он проявил мудрость, не подчинившись эффектности формальных новаций. Представление музыки как органической части многообразного художественного процесса позволило Шостаковичу понять плодотворность на современном этапе сочетания разных принципов композиторской техники, разных выразительных средств. Ничего не оставив без внимания, он всему нашел естественное место в своем индивидуальном творческом арсенале, создав неповторимый «шостаковический» стиль, в котором организация звукового материала диктуется живим процессом интонирования, живим интонационным содержанием. Свободно и смело раздвинул он рамки тональной системы, но не отказался от нее: так возникло и сложилось синтетическое ладовое мышление Шостаковича, его гибкие ладовые структуры, отвечающие богатству содержания. Придерживаясь преимущественно мелодико-полифонического склада музыки, он открыл, упрочил многие новые грани мелодической выразительности, стал родоначальником мелоса исключительной силы воздействия, соответствующего предельной эмоциональной температуре века. С той же смелостью раздвинул Шостакович диапазон тембровой окраски, темброинтонаций, обогатил типы музыкальной ритмики, максимально сблизив ее с ритмикой речи, русской народной музыки. Истинно национальный композитор по своему восприятию жизни, творческой психологии, по многим особенностям стиля, он в своем творчестве благодаря богатству, глубине содержания и огромному диапазону интонационной сферы вышел за грань национальных границ, став явлением общечеловеческой культуры. Шостаковичу выпало счастье при жизни познать мировую славу, услышать о себе определение – гений, стать признанным классиком, в ряду с Моцартом, Бетховеном, Глинкой, Мусоргским, Чайковским. Это незыблемо утвердилось в шестидесятые годы и особенно мощно прозвучало в 1966 году, когда повсеместно и торжественно отмечалось шестидесятилетие композитора. К тому времени литература о Шостаковиче была достаточно обширна, содержала монографии с биографическими сведениями, однако решительно преобладал теоретический аспект. «На развивавшейся новой области музыкознания – шостаковичеведение – сказывались отсутствие должной хронологической дистанции, помогающей объективной исторической разработке, недооценка влияния биографических факторов на творчество Шостаковича, как и на творчество других деятелей советской культуры»3.
Методика монографических уроков
в курсе музыкальной литературы ДМШ и ДДТ
Урок музыкальной литературы – это творческий подход педагога. На уроке реализуется то, что заранее, в процессе предварительной подготовки задумал и разработал преподаватель. Но с другой стороны, его рассказ в классе не воспроизводит написанный конспект, а представляет собой свободное изложение учебного материала. Кабалевский советует педагогам быть независимым от заранее заготовленного текста, потому что в подобной устной передаче рассказ становится безадресным и безжизненным. К тому же, преподаватель должен учитывать условия, складывающиеся в классе, которые могут существенно преобразить задуманную ранее композицию урока. Приходится принимать во внимание живое общение с учениками, когда преподаватель выступает не только носителем знаний, источником информации, но и организатором познавательной деятельности учащихся.
Прежде всего, необходимо разграничить два круга вопросов. Первый – отбор материала для рассказа, второй – выбор конкретного приема его подачи.
Отбор учебного материала преподавателем не противоречит наличию учебника, по которому учащиеся будут повторять содержание урока. Соотношение текста учебника и содержания устного изложения – могут значительно различаться. Изложение биографии в учебниках обычно в повествовательной форме. Рассказ преподавателя более живой, эмоциональный, может быть насыщен различными приемами, чтобы облегчить его запоминание и осмысление.
Биографический рассказ стоит начать с небольшого вступления для того, чтобы учащиеся были подготовлены к изучению новой темы. Сперва это кажется очень просто. Обычно педагоги импровизируют или пользуются преамбулой в тексте учебника. Но трудность в том, что нужно суметь совместить необходимый минимум информации с яркой образностью, нестандартной завязкой, что так привлекает внимание подростков и создает настрой для всего последующего повествования.
У каждого преподавателя должен быть свой подход к рассказу, что поможет избежать стандартных формул. Интересное, привлекающее внимание начало урока ко многому обязывает преподавателя.
«Первая половина» биографии всегда оказывается более доступной для подростков. Это связано с тем, что преобладает конкретный жизненный материал, близкий и понятный школьникам: семья, детство, учение, учителя, начало музыкальных занятий, первые успехи и первые трудности, выбор жизненного пути и т.д.
Сложности начинаются, когда рассматривается зрелый период творческой деятельности. Даже перечень сочинений, возникших в лучшую пору жизни композитора, не содействует оживлению рассказа. Таким образом, педагог должен определиться, на что следует акцентировать внимание, отбирая материал. Полезными в воспитательном плане окажутся примеры из детства музыкантов, характеризующие их разносторонние интересы, активность натуры.
Значительный воспитательный аспект могут иметь примеры, характеризующие путь к музыке будущих композиторов. Определяющим всегда было духовное стремление к музыке, а не ее навязывание взрослыми или мода общества, страстное желание слушать и самому извлекать звуки, то есть выражать себя через музыку и в музыке.
«…Весь секрет таланта и гения состоит в том, - объясняет этот феномен Г.Нейгауз, - что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне»4.
В основном все биографии музыкантов начинаются с того, что в доме звучала музыка и в юношеском возрасте, когда вставал вопрос о выборе пути. Верх брала музыка, заложенная «в душу» природой. Ученикам полезно знать, как преклонялись великие музыканты перед своими духовными наставниками, сколько черпали для себя в общении с их искусством, как учились на их примере.
Не должно выпадать из внимания при отборе материала для биографического рассказа то, что каждый из композиторов в силу различных социальных условий и жизненных обстоятельств приобретал разными путями школьное и послешкольное образование, и все они тянулись к знаниям, к культуре, к широкой образованности. Если, например, взглянуть на молодые годы русских классиков, то они приняли в круг своих интересов все лучшее, что могли им дать привилегированные учебные заведения того времени и те образованные наставники и друзья, с которыми свела их судьба в период становления личности. Широта интересов и высокая образованность Шостаковича подтверждаются как кругом их общения, так и обращением в творчестве к темам и сюжетам мировой литературы и событиями современности. А искусство Шостаковича убедительно свидетельствует о социальных проблемах советской эпохи, которые смолоду глубоко волновали композитора.
Изложение «второй половины» биографии скорее окажется уже конспективным с выделением лишь узловых моментов жизни. Например, двойственное положение Шостаковича в условиях существующего режима.
Следующим этапом после того, как отобран и скомпонован материал для биографического урока будет способ его подачи. Обычно, это просто рассказ с эмоционально-образной подачей. Большой плюс тем преподавателям, которые владеют умением увлекательно рассказывать. Они всегда будут чувствовать уверенность, а учащиеся с интересом будут слушать и переживать все его перипетии.
Но есть и другой вариант, когда ученики не выступают в роли пассивных слушателей, а становятся соучастниками беседы поискового характера. Этот метод обучения, называемый проблемным, вовлекает школьников в поиск, мобилизующий их интеллект, имеющиеся знания и опыт.
Другой метод изучения биографии – это работа в классе с текстом учебника. Это учит учащихся самостоятельной работе с книгой. Но к сожалению, практика показывает, что учащиеся далеко не всегда извлекают необходимые знания из текста книги, не умеют выделить в нем главное, хорошо осмыслить прочитанное.
Организовать такую работу можно следующим образом: преподаватель читает вслух, а учащиеся следят по книге; после прочтения каждого абзаца преподаватель выделяет в нем главную мысль, комментируя ее. Неключевые эпизоды текста можно опускать, лишь бегло просматривая их. Оставшуюся часть текста ученики прочитают дома.
В связи с изучением биографии композиторов возникает вопрос: нужно ли учащимся делать конспекты в тетрадях. Когда у учеников есть учебник, необходимость в этом отпадает. И сам рассказ педагога перестанет быть интересным, когда ученики будут постоянно что-либо записывать. Кроме того, любая диктовка лишает речь живости и образности. В случаях, когда у детей нет учебника, педагог может продиктовать составленный им краткий план биографии в тезисной форме.
Умение сочетать рассказ с диктовкой тезисов требует от преподавателя определенной сноровки, а сами тезисы – предварительной и тщательной подготовки в письменной форме.
Можно обойтись без тезисов, заменив их наглядной схемой. Это более легкодоступно для восприятия, осмысления и запоминания. Конечно же, она может содержать лишь самое основное. Каждая такая запись подведет черту определенному периоду жизни композитора. Например, биографию Д.Д. Шостаковича можно представить следующей таблицей:
1915-1917 |
Первые творческие опыты. Написаны фортепианные пьесы: «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции». |
1919 |
После занятий в частной музыкальной школе Шостакович в возрасте 13 лет принят в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано. |
1919-1925 |
В консерваторские годы было написано большое количество пьес, романсов, симфонических партитур. Самое крупное произведение – «Первая симфония», ставшая его дипломной работой. |
1923 |
Шостакович окончил консерваторию по специальности фортепиано (у Л.В. Николаева). |
1925 |
Закончил консерваторию по специальности композиция. Его дипломной работой была Первая симфония. Она стала крупнейшим событием музыкальной жизни и положила начало мировой известности автора. Концертирует как пианист, получает почетный диплом на первом Международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве. |
1926 |
Началась краткая полоса экспериментов, поиска новых музыкальных средств. В это время появилась Первая соната для фортепиано. |
1927 |
Написаны: пьеса «Афоризмы», Вторая симфония «Октябрь» |
1929-1932 |
Написана Третья симфония «Первомайская». Появление кино- и театральной музыки: «Новый Вавилон» (1929), «Златые горы» (1931), спектакли «Клоп» (1929) и «Гамлет» (1932) связано с формированием новых образов, особенно социальной карикатуры. Продолжение этого было найдено в опере «Нос» по Н.В. Гоголю (1928) и в опере «Леди Макбет Мценского уезда» (1932) по одноименной повести Н. Лескова. Во второй редакции опера стала называться «Катерина Измайлова». Сам автор назвал свою оперу «трагедией – сатирой». |
Середина 1930-х |
1934 – опера «Катерина Измайлова» поставлена в Ленинграде и Москве; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Создана Четвертая симфония, балет «Светлый ручей». Появляются ясные, светлые, грациозные, уравновешенные произведения, среди которых Соната для виолончели и фортепиано (1934). |
1937 |
Создана Пятая симфония. Отличалась классической законченностью, продолжающей традиции Бетховена и Чайковского. |
1938 |
Написан Первый струнный квартет. |
1939 |
Написана Шестая симфония. Шостакович становится профессором Ленинградской консерватории. |
1940 |
Написан Квинтет для струнного квартета и фортепиано, ставший крупнейшим событием музыкальной жизни. |
Июль – декабрь 1941 |
Создание Седьмой симфонии, ставшей музыкальным памятником Великой Отечественной войне, вершиной творчества композитора. |
1942 |
Шостакович был эвакуирован в Самару (Киров). |
1943 |
Создание Восьмой симфонии, также посвященной войне. |
Февраль 1948 |
Было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В.И. Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов, в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». |
1948-1952 |
Оратория «Песнь о лесах» (1949) на слова Е. Долматовского, кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952), «Десять хоровых поэм» на стихи русских революционных поэтов, концерт №1 для скрипки с оркестром, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»,струнные квартеты №4 и №5 и(1949, 1952), цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951). |
1953 |
Написана Десятая симфония, где автор выражает свои размышления о послевоенной жизни народа. |
1954 |
Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу Международную премию мира. В этом же году ему присвоено звание народного артиста СССР. |
1957 |
Создание Одиннадцатой симфонии, посвященной Первой русской революции, которая также носит название «1905 год». |
1958 |
Композитор совершил тур по Европе, в ходе которого его избрали почетным членом Национальной академии Санта Сицилии в Риме и присудили докторскую степень в Оксфорде. |
1961 |
Пишет Двенадцатую симфонию «1917 год», памяти В.И. Ленина. |
1962 |
Создана Тринадцатая симфония на стихи Е. Евтушенко, которая стала продолжением и развитием наследия Л.-В. Бетховена. |
1964 |
Поэма «Казнь Степана Разина» - стала кульминацией эпической линии в творчестве Шостаковича. |
1966 |
Шостакович получил Золотую медаль Королевского филармонического общества. |
1969 |
Написана Четырнадцатая симфония, предназначенная для сопрано, баса и камерного оркестра. |
1971 |
Цикл из восьми баллад «Верность» на стихи Е. Долматовского, для мужского хора с капеллой. |
Лето 1971 |
Пятнадцатая симфония – проникнута сложными философскими размышлениями о смысле жизни и творчества. |
Такая схема облегчит учащимся осмысление и запоминание биографии при ее повторении дома по тексту учебника.
Всегда приветствуется, когда на уроках по изучению жизни и творчества композитора звучит его музыка. Многие преподаватели, прежде чем начать рассказ о композиторе играют ученикам на фортепиано его произведения. Например, «Песня о встречном» или 1-я часть Пятнадцатой симфонии Шостаковича. Такое предисловие чаще всего создает желательную атмосферу. Выбор музыки для включения ее в биографический урок зависит не только от намерений преподавателя. Часто он диктуется имеющимися возможностями исполнения или воспроизведения музыки.
Заканчивать биографические уроки следует обзором творческого наследия композитора. Это необходимо для того, чтобы освободить биографический рассказ от большого перечня произведений, последовательно создаваемых в процессе жизни. Достаточно включить несколько наиболее значительных на творческом пути композитора сочинений.
Обзор творческого наследия дает возможность познакомить школьников с теми музыкальными жанрами, которые остаются за пределами музыкальной части содержания предмета, и закреплять эти знания при каждом следующем обзоре, добавляя что-то новое.
Вот так, к примеру, может быть оформлено творческое наследие Шостаковича в наглядной таблице:
Театральная (сценическая) музыка |
Концертная музыка |
Камерная музыка |
Музыка к кинофильмам |
Литера-турное наследие |
Опера «Катерина Измайлова» Опера «Нос» Опера «Игроки» Балет «Золотой век» Балет «Болт» Балет «Светлый ручей» Музыкальная комедия «Черемушки»
|
15 симфоний (среди них седьмая «Ленинградская», одиннадцатая «1905 год», двенадцатая «1917 год» памяти В. И. Ленина, тринадцатая для баса, хора и оркестра) Увертюры, сюиты Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» Концерты для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Оратория «Песнь о лесах» Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» Сатирическая кантата «Раёк» Гимн РСФСР Гимн Москве
|
Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели Трио для фортепиано, скрипки и виолончели 24 прелюдии и фуги для фортепиано Вокальные циклы, песни (среди них «Песня о встречном», «Песня мира») на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти Вокальный цикл Из еврейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепиано
|
«Встречный», «Человек с ружьем», «Молодая гвардия», «Гамлет», «Карл Маркс», «Златые горы», «Король Лир», «Овод»
|
Письма Статьи Рукописи |
Подобная таблица содержит весьма емкую и разноплановую информацию. Количество сведений, включаемых в таблицу, преподаватель определяет, исходя из своих намерений и условий учебного процесса.
«Изучение биографий великих композиторов по своему назначению и по реальному вкладу в музыкальное воспитание и образование школьников многофункционально. Дополняя то, что получают учащиеся при непосредственном соприкосновении с музыкой на всех других уроках в музыкальной школе, биографические уроки содействуют более гармоничному и глубокому освоению знаний, придают процессу овладения способами музыкальной деятельности гуманитарно-образовательную широту. Однако достижение ожидаемых результатов, объективно заложенных в содержание биографического материала, возможно лишь при том условии, когда методика таких уроков, то есть вся система средств реализации учебно-воспитательных задач, в наибольшей мере будет отвечать этому содержанию и всем условиям процесса обучения»5.
Заключение
Свою работу я
посвятила методике преподавания
монографических уроков музыкальной
литературы на примере изучения творчества
выдающегося советского композитора
Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Его
вклад в музыку XX века очень велик. И на
уроках музыкальной литературы творчество
Шостаковича занимает одно из важных
мест.
В представленной работе я
рассказала, что изучают на монографических
уроках, на какие факты из жизни Шостаковича
обращают внимание чаще всего, какие
произведения его подробно изучаются и
с какой целью. Уроки музыкальной
литературы способствуют формированию
интереса учащихся к музыке и знаниям о
ней, расширяют их общий и музыкальный
кругозор, способствуют углублению
представлений о музыкальном искусстве
и его месте в общественной жизни.
Одним
из рассмотренных мною аспектов методики
преподавания музыкальной литературы
в школе был анализ монографической
темы. Мне хотелось показать важность и
значение биографических уроков, связь
музыки с реальной жизнью, биографией
композитора. Всё это дает возможность
представить учащимся конкретную
историческую эпоху, социальную среду,
в которой создавалась и звучала музыка.
Шостакович был свидетелем великих
исторических событий: первая мировая
война, социалистическая революция в
России, Великая Отечественная война.
Вся жизнь страны, её народа, все тяготы
и трагедии века нашли мощное эмоциональное
отражение в его музыке. "И каждый раз
над новым сочинением он, задыхаясь,
жизнью рисковал", - писал о Шостаковиче
М. Лисянский.
Таким образом, по своему
вкладу в музыкальное воспитание и
образование изучение биографий великих
композиторов очень многофункционально.
Такие уроки содействуют более гармоничному
и глубокому усвоению знаний.
Приложение. Кроссворд. Творчество Д.Д. Шостаковича
По вертикали:
Опера по произведению Н.В. Гоголя.
Неоконченная опера.
Симфония, которая стала памятником героизму советского народа в годы Великой отечественной войны.
10. Балет «Золотой …»
По горизонтали:
Вокальный цикл на стихи Саши Чёрного.
Опера «Леди … Мценского уезда».
Балет 1931 года.
Главный жанр музыки творчества.
Оперетта «Москва - …»
Третья симфония.
Библиография
1. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. - М.: Музыка, 2005. - С.126.
2. Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. — М.: Музыка, 1980.
3. Мазель Л.А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича. –М.: Сов. композитор, 1982.
4. Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.
5. Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. — М.: Музыка, 1976.
6. Хентова С. Д.Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1. – Л.: Сов.композитор, 1985.
1 Мазель Л.А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича. – Цит. по кн.: Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М.: Сов. композитор, 1982, с. 274.
2 Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. С.31.
3 Хентова С. Д.Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 1. – Л.: Сов.композитор, 1985. С.7.
4 Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. С.11.
5 Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. - М.: Музыка, 2005. - С.126.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сташина Таисия Алексеевна
→ Taissia 20.08.2013 0 2989 375 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.