Разработка урока по физике на тему "Сила трения"; 10 класс
VI. Задание на дом. §36, 37, 38 Творческое задание: мини рассуждение – если трения
нет -
караул или Базарно – Матакская средняя общеобразовательная школа.
Учитель физики Нуртдинова Г.Х.
13.11.2013 год.
Урок физики в 10 классе.
Тема. Сила трения.
Цели: сформулировать понятие силы трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить зависимость силы трения от веса тела, выяснить причины возникновения силы трения.
Развивать умение экспериментировать, формировать умение пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов. Способствовать развитию культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.
Тип урока: урок сотрудничества.
Оборудование: динамометр, брусок, грузы, проектор, компьютер, презентация.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний.
1) Основные знания по той или иной теме даются на уроке, но вы ученики, особенно старших классов, пытаетесь узнать всегда больше. Вы много читаете, смотрите телевизор, пользуетесь Интернетом. И сегодня мы вместе обобщаем все знания о силе трения. И будет это происходить в разных формах.
2) Рели Робин ( по двое, партнеры по плечу)
Где мы сталкиваемся в жизни с трением? Вначале подумали 10 секунд, а теперь обменялись мнением.( 20 секунд)
Спросить ученика № 1 с каждого стола о силе трения.
3) Силу трения можно измерить при помощи динамометра, трение можно увидеть, его можно увеличить или уменьшить. А что такое сила трения ? Каково определение силы трения? Общими усилиями составим его.
Финк – Райт – раунд Робин
(работают 4 ученика за столом, каждый высказывает свое мнение за 20 секунд)
Озвучить вслух лучшее определение. Ученик №2 с каждого стола.
Записать правильное определение с доски.
III.Основной материал.
1) Проведем экспериментальную работу, по результатам которой установим зависимость силы трения от веса тела. На столе есть алгоритм проведения работы, прочитать и провести эксперимент, проанализировать и сделать вывод.(7 мин)
Алгоритм работы.
а) Определить вес тела.
б)Равномерно двигать брусок по поверхности, определить силу трения.
в) Увеличить вес тела в 2 раза. Определить силу трения.
г) Проделать эксперимент еще раз.
д) Проанализировать и сделать вывод.
Записать в тетрадь.
2) Виды трения. Трение покоя, скольжения, качения.
Силу трения, действующую между двумя телами, неподвижными относительно друг друга, называют силой трения покоя.
Максимальное значение модуля силы трения покоя пропорционально модулю силы нормальной реакции опоры. Стр.97.
От площади соприкосновения тел максимальная сила трения покоя не зависит.
Трение скольжения. При скольжении сила трения зависит не только от состояния трущихся поверхностей, но и от относительной скорости движения тел.
Трение качения.
3) Формула.
4) причины возникновения сил трения. Силы трения зависят от состояния трущихся твердых поверхностей.
5) человек контролирует трение, может его в одних случаях увеличивать, а в других уменьшать.
Рели Робин. (по двое. По плечу)
В каких случаях на личном примере приходилось трение увеличивать? Подумать-10 секунд, высказавать-20 секунд)
Озвучивают вслух учащиеся№3 каждого стола.
В каких случаях приходилось уменьшать трение?
Озвучивают вслух учащиеся №4
IV.Закрепление.
Составить условие задачи, чтобы было дано численное значение силы трения,
массы тела, а найти нужно коэффициент трения. Подумать 20 секунд. Записать условие и передать своему товарищу по плечу, по лицу. Решить задачу. Обсудить правильность решения.
Несколько решений записать на доске.
На экране таблица с числовыми значениями коэффициента трения.
V. Подведение итогов, выставление оценок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нуртдинова Гузалия Хабулловна
→ Хабулловна 03.02.2014 0 3187 461 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.