Методическое пособие: "Дружба крепкая не сломается"


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №232

Дом Детского (Юношеского) творчества «У Вознесенского моста»

Адмиралтейского района

Методическое пособие

для учащихся 3 – 4-ых классов общеобразовательной школы

«Дружба крепкая не сломается»
















Автор-составитель:

Педагог-психолог

ГБОУ СОШ №232

ДДЮТ

«У Вознесенского моста»

Модзалевская Н.К.







Санкт-Петербург2014 г.



Пояснительная записка

Данное пособие предназначено для использования при работе психологов, педагогов дополнительного образования и классных руководителей в процессе работы над формированием продуктивного взаимодействия и взаимоотношения между членами коллектива.

Цель:

Познакомить с приемами дружеской поддержки своих товарищей в трудной стрессовой ситуации.

Материал создан на основе приемов психологической поддержки Н.И. Козлова: «Грелка», «Взгрелка», «Унитаз», «Золотое зеркальце», «Деловая поддержка».

Материал адаптирован для младшего школьного возраста: изменены названия на более корректные и понятные детям, внесен элемент игры.


Описание пособия

Пособие выполнено в форме карточек (размер шрифта не менее 20), на которых дана следующая информация:

  • Название приема;

  • Краткое описание приема;

  • Ключевые слова.


«Островок любви, понимания и тепла»


Душевно согреть человека. Говорить спокойно, ласково, душевно, с пониманием. Можно обнять этого человека. Не отвлекаться ни на что постороннее. Представить, что вы одни во всем мире. Человек, которого ты согреваешь своим душевным теплом, сейчас самый главный. Ты смотришь только на него, слушаешь только его. Разговор с ним – самое важное дело для тебя на данный момент.


Ключевые слова: я понимаю, как тебе тяжело; успокойся, я с тобой рядом; грустный опыт – тоже опыт; это уже произошло – пройдет время, и тебе станет легче, все в этой жизни поправимо; что я могу для тебя сделать; давай вместе погрустим, и твоя грусть уменьшится вдвое; попробуй улыбнуться.



«Холодный душ»

Взбодрить человека собственной бодростью, живыми, веселыми интонациями, четкими фразами. При необходимости доброжелательно пожурить. В крайнем случае, немного попугать.


Ключевые слова: не кисни; взбодрись; верь в себя и в свои силы; ты можешь; ты же не тряпка, будешь киснуть – превратишься в неженку; я верю в тебя, и ты поверь в себя; ты тратишь свои силы понапрасну; не опускай руки; я брал с тебя пример, а теперь, в кого ты превратился; соберись, чтобы я больше этого не видел.






«Фантомас разбушевался»


Помочь выговориться, освободиться от страхов и переживаний. Применить чувство юмора. Предложить посмеяться над тем, что произошло, весело поругать ситуацию, представить все как смешной мультик. Предложить представить, как грустное событие улепетывает, только пятки сверкают, катиться кубарем улетает, лопается.


Ключевые слова: да открой форточку, и пусть этот страх и переживания улетают; покричи на эти страхи, пусть они тебя бояться; как следует, отругай эту ситуацию; в следующий раз она подумает, как приходить к такому классному человеку.



«Золотое зеркальце»


Повысить веру в себя, в свои силы, хвалить, делать комплименты.


Ключевые слова: ты можешь; ты молодец; ты сильны, красивый, способный, решительный, справедливый; хороший верный друг; никто лучше тебя не справиться; тебе стоит только захотеть, и всё получится



«Деловая поддержка»



Помочь освоить нужные умения, просто и понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.


Ключевые слова: подумай, с чего нужно начать; составь план, найди помощников; подготовь всё необходимое; молодец, ты уже сделал первый шаг, а он самый трудный; у тебя все здорово получается; ты молодец; не останавливайся, продолжай, и у тебя всё получится.




Методические рекомендации по использованию пособия

Прежде чем преступить к описанию последовательности работы, хочу обратить Ваше внимание на два важных момента

  • Необходимо объяснить детям, что для того, чтобы оказать психологическую помощь другу, нужно применить все пять приемов в той последовательности, в которой они представлены. На каждый прием отводить не более 1 -2 минуты.

  • Помнить, что ты сам являешься себе лучшим другом. И, если, в трудную минуту рядом никого нет, ты сам можешь себе оказать дружескую поддержку, использовав, изученные приемы.

I этап: Подготовительная работа.

На этом этапе создается настрой на работу по теме. Для этого можно показать презентацию, представленную Вашему вниманию в приложении к методической работе. Проводится беседа о том, как необходима дружба между одноклассниками. Особенно ценится дружеская поддержка в трудной ситуации. Предлагается ребятам рассказать, в каких трудных ситуациях они побывали и как из них выходили.

II этап: Знакомство с приемами.

Далее детям сообщается о том, что есть приемы выхода из трудных ситуаций. Педагог знакомит детей с приемами.

III этап: Практический.

Далее педагог предлагает детям разделиться на группы по пять человек. Каждой группе выдается комплект карточек и текст с ситуацией. Группа знакомится с ситуацией, каждый член группы выбирает способ помощи товарищу, оказавшемуся в предложенной ситуации. За отведенное время дети готовят материал по оказанию помощи по выходу из ситуации.

Для создания атмосферы можно во время работы включить мелодию песни «Дружба крепкая не сломается» (представлена в приложении к пособию)

IY этап: Презентационный.

Каждая группа последовательно перед всем классом показывает свою работу.

Y этап: Рефлексия.

Происходит коллективное обсуждение.

YI этап: Заключительный.

Детям предлагается хором спеть песню «Дружба крепкая не сломается» ( текст представлен в приложении).


Ситуации:

  1. Учительница задала к уроку труда приготовить модель самолета. Саша аккуратно положила в коробку свою работу. Но, когда шла в школу, случайно уронила коробку. Крыло самолета отклеилось. Работа испорчена.

  2. Максим долго готовился к спортивным соревнованиям. Все были уверены, что он займет первое место, и их класс окажется в лидерах. Но у Максима поднялась температура. Чтобы не подводить ребят, он все равно пришел на соревнования, но был только четвертым. Он не мог себе простить, что подвел класс.

  3. Каждый день Маша приходила в школу очень грустная. Одноклассники спросили причину. Оказалось, что её во дворе постоянно дразнит мальчик. Она просила его перестать, но он радовался тому, что она переживает, его дразнилки только усиливались и становились всё обиднее. Девочка совсем отчаялась.

  4. Из-за того, что Олег не сдержал обещания родителям учиться на хорошо и отлично и получил две тройки в четверти: по рисованию и по труду за то, что не вовремя сдал работы, родители запретили ему участвовать в КВНе между классами, потому что он из-за этой игры он забросил учебу.

Электронные ресурсы, использованные при создании пособия


  1. Гадаев Алексей. Место силы и резервов Код доступа: http://www.chitalnya.ru/work/317217/

  2. Козлов Н.И. Что мы ищем в своих друзьях. Психология дружбы. Код доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/chto_my_ischem_v_svoih_druzyah_vop_zn__psihologiya_druzhby

  3. Способы дать человеку психологическую поддержку. Психология – заметки на полях. Код доступа: http://www.babyblog.ru/user/JuAlilu/3059526


Полный текст материала Методическое пособие: "Дружба крепкая не сломается" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Модзалевская Надежда Константиновна  lokki581
03.05.2014 2 13380 2350

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК