Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
86
структурное
подразделение Центр дополнительного
образования «Радуга»
г.о.
Тольятти
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ
ТЕМА
«По
заповедным тропинкам»
Автор:
педагог дополнительного образования,
Азизова Г.Р.
Тольятти - 2010
По заповедным
тропинкам
(Урок - путешествие)
Содержательная
цель: воспитание
гражданина и патриота своей страны
через формирование
любви и преданности к родному краю;
воспитание
чувства ответственности, бережного
отношения к природе и её составным
частям
Д
еятельностная
цель: формирование
умений реализации универсальных учебных
действий:
регулятивные:
осознание качества
и уровня усвоения;
способность к
мобилизации сил и энергии;
контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
определение
последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности
действий;
выделение
и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что ещё подлежит усвоению;
познавательные:
обработка
информации;
осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания;
выдвижение гипотез
и их обоснование;
аргументация
своего мнения и позиции в коммуникации;
поиск и выделение
информации;
анализ с целью
выделения признаков (существенных,
несущественных)
синтез
как составление целого из частей;
выбор
оснований и критериев для сравнения;
установление
причинно-следственных связей;
л
ичностные:
мотивация учения,
формирование основ гражданской
идентичности личности;
нравственно-этическое
оценивание усваиваемого содержания;
осознание
ответственности за общее дело;
следование в
поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
самооценка;
коммуникативные:
учет разных мнений;
использование
критериев для обоснования своего
суждения;
выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и
точностью;
формулирование
и аргументация своего мнения в
коммуникации;
достижение
договоренностей и согласование общего
решения;
управление
поведением партнера;
разрешение
конфликтов;
определение
цели, функций участников, способов
взаимодействия;
инициативное
сотрудничество;
Оборудование:
физическая
карта России с указанием места и названия
заповедников;
фотографии
животных и растений, занесенных в
Красную книгу;
документальный
фильм о заповедниках.
Ход занятия
М
отивация
к учебной деятельности.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Наш урок я бы
хотела начать с такого вопроса - что
значит быть патриотом и гражданином
своей страны.
Ответы детей.
Учитель:
Правильно.
Тех,
кто по – настоящему любит свою землю,
украшает её своим трудом, готов отдать
ей все силы и способности, а если
потребуется и жизнь, называют патриотами.
А как проявляется наше уважение и любовь
к Родине?
Ответы детей.
Учитель:
Молодцы!
И
сегодня мы с вами отправляемся в
путешествие, но не просто, чтобы развеяться
и отдохнуть, а для того чтобы ещё раз
задуматься о судьбе окружающего нас
мира, о том, что одной из составляющих
любви к Родине является бережное
отношение к ее природе.
А
ктуализация
знаний
Учитель:
А что вы можете сказать о природе нашей
Родины?
Ответы детей
Учитель:
И что значит – беречь природу?
Ответы детей
Учитель:
Как наше государство старается сберечь
природу?
Ответы детей
Учитель:
Какие вы молодцы! Как много вы знаете.
Ну а путешествовать мы с вами сегодня
будем по заповедным тропинкам. И тема
урока так и звучит.
Заповедник.
Вслушайтесь в это слово. От какого корня
оно образовалось? И почему им назвали
некоторые территории России.
Ответы детей
Учитель:
Заповедники — от слова «заповедь».
Заповедники — это главная из форм
строжайшей, особой охраны природных
территорий. Только благодаря заповедникам
удалось сохранить многие редкие виды
животных и растений. Только заповедники
дали возможность восстановить до
необходимой численности уже исчезавшие
виды.
Проблемное
объяснение нового знания.
У
читель:
Заповедники можно найти во всех уголках
России, во всех природных зонах нашей
Родины, от арктических пустынь и
тундры до пустынь и гор.
У
читель
предлагает
учащимся посмотреть на карте заповедники.
Учитель:
Природа
России разнообразна и прекрасна. В нашей
стране есть все - от теплой красоты
Европейской части до холодной красоты
Сибири и Заполярья. От лесов и озер до
гор и тундр.
Сегодня в нашей стране насчитывается
около ста заповедников. Наша первая
остановка - величественные
первозданные леса Урала. Эти заповедные
места известны своими крайностями, где
прекрасно соседствуют и олени-великаны,
и гигантские левиафаны, весом в полтонны,
и крошечные зверьки.
Учитель предлагает
учащимся посмотреть отрывок документального
фильма «Дикая природа России».
Учитель:
Во многих уголках Уральских гор мы
сегодня побывали, немного устали, поэтому
проведем небольшую
физкультминутку.
Мы немножко
отдохнём.
Встанем, глубоко
вздохнём.
Медвежата в чаще
жили,
Головой своей
крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей
крутили.
Медвежата мёд
искали.
Дружно дерево
качали,
Вот так, вот так.
И из речки воду
пили.
Вот так, вот так.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали,
Вперевалочку
ходили.
Продолжим наше
путешествие. А знаете ли вы, что в нашем
родном краю тоже есть заповедник. Может
мне кто-нибудь подскажет какой?
О
тветы
детей
Учитель:
Правильно – это Жигулевский заповедник
Он расположен на Самарской Луке —
полуострове, образованном глубоким
изгибом Волги в ее среднем течении, на
отрезке от с. Усолье до г. Сызрани.
А
сейчас мы попробуем разгадать загадки.
А разгадав их, узнаем о природе Жигулевского
заповедника, в частности о наиболее
охраняемых видах животных.
Звучит труба
басисто.
Не трогайте
солиста!
Пускай садится
на цветок
И пьёт в антракте
сладкий сок.
(Шмель)
Хищный маленький
зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка
в дупле боится,
Что ее найдет…
(куница)
Роет землю, словно
плуг
Скромный
труженик …
(барсук).
Кто на своей голове
Лес носит?
(Лось)
Чутко спит большая
кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь
слово «брысь»,
Потому
что это ... (рысь).
Выдь
на зорьке и ступай на север
По болотам,
камушкам и мхам.
Распустив хвоста
колючий веер,
На сосне красуется …
(глухарь).
У
кого из зверей
Хвост пушистее и
длинней?
(Лиса)
Кто
с высоких темных сосен
В ребятишек
шишку бросил?
И в кусты через
пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Все иметь всегда
хотят
Полосатых поросят.
Забывая, что потом
Каждый
станет ...(кабаном).
Учитель:
Молодцы ребята, вы отгадали всех
млекопитающих, но в нашем заповеднике
охраняются и насекомые, птицы, рыбы и
растения.
А
сейчас мы поработаем группами –
попробуйте по заданному алгоритму
нарисовать животное, которое соединяет
в себе сразу несколько разных животных.
А потом мы вместе попробуем отгадать,
кто в этих рисунках спрятался. Только
алгоритм мы составим вместе.
Составление
алгоритма.
Алгоритм
Подумайте, каких
животных вы хотите объединить в одно?
Найдите самое
яркое отличие этих животных друг от
друга.
Отобразите эти
отличия в одном животном.
Т
ворческая
групповая работа.
Подведение
итогов работы.
Итог урока.
У
читель:
Какие вы сегодня все молодцы, дружно
и активно работали, много нового узнали.
Ч
то
нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вам запомнилось
и понравилось больше всего?
Что вызвало
затруднения?
Как вы думаете,
почему появились эти трудности?
Какие выводы
должны мы сегодня сделать?
Ответы детей
Учитель:
Итак, ребята, конечно, помимо заповедников,
в нашей стране имеется много других
форм охраняемых территорий: памятники
природы, национальные парки, заказники,
музеи-заповедники. Но человек сегодня
должен задуматься над тем, чтобы самому
не попасть в заповедник из-за своего
бездумного поведения в природе.
Ну а в заключение
нашего занятия давайте вместе споем
прекрасную песню «Родные места».
Звучит песня и
демонстрируются слайды с природой
России.