Внеурочное занятие "По заповедным тропинкам"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86

структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»

г.о. Тольятти








КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА «По заповедным тропинкам»






Автор: педагог дополнительного образования, Азизова Г.Р.



























Тольятти - 2010

По заповедным тропинкам

(Урок - путешествие)


Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование любви и преданности к родному краю;

воспитание чувства ответственности, бережного отноше­ния к природе и её составным частям


Д еятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий:

регулятивные:

  • осознание качества и уровня усвоения;

  • способность к мобилизации сил и энергии;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

познавательные:

  • обработка информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • поиск и выделение информации;

  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей;

  • выбор оснований и критериев для сравнения;

  • установление причинно-следственных связей;

л ичностные:

  • мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

  • осознание ответственности за общее дело;

  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • самооценка;

коммуникативные:

  • учет разных мнений;

  • использование критериев для обоснования своего суждения;

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

  • достижение договоренностей и согласование общего решения;

  • управление поведением партнера;

  • разрешение конфликтов;

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • инициативное сотрудничество;


Оборудование: физическая карта России с указанием места и названия заповедников; фотографии животных и растений, занесенных в Крас­ную книгу; документальный фильм о заповедниках.


Ход занятия


  1. М отивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок я бы хотела начать с такого вопроса - что значит быть патриотом и гражданином своей страны.

Ответы детей.

Учитель: Правильно.  Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами. А как проявляется наше уважение и любовь к Родине?

Ответы детей.

Учитель: Молодцы! И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира, о том, что одной из составляющих любви к Родине является бережное отношение к ее природе.


  1. А ктуализация знаний

Учитель: А что вы можете сказать о природе нашей Родины?

Ответы детей

Учитель: И что значит – беречь природу?

Ответы детей

Учитель: Как наше государство старается сберечь природу?

Ответы детей

Учитель: Какие вы молодцы! Как много вы знаете. Ну а путешествовать мы с вами сегодня будем по заповедным тропинкам. И тема урока так и звучит.

Заповедник. Вслушайтесь в это слово. От какого корня оно образовалось? И почему им назвали некоторые терри­тории России.

Ответы детей

Учитель: Заповедники — от слова «заповедь». Заповед­ники — это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий. Только благодаря заповедникам удалось сохра­нить многие редкие виды животных и растений. Только за­поведники дали возможность восстановить до необходи­мой численности уже исчезавшие виды.


  1. Проблемное объяснение нового знания.

У читель: Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины, от арктических пус­тынь и тундры до пустынь и гор.

У читель предлагает учащимся посмотреть на карте за­поведники.

Учитель: Природа России разнообразна и прекрасна. В нашей стране есть все - от теплой красоты Европейской части до холодной красоты Сибири и Заполярья. От лесов и озер до гор и тундр. Се­годня в нашей стране насчитывается около ста заповедников. Наша первая остановка - величественные первозданные леса Урала. Эти заповедные места известны своими крайностями, где прекрасно соседствуют и олени-великаны, и гигантские левиафаны, весом в полтонны, и крошечные зверьки.

Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок документального фильма «Дикая природа России».

Учитель: Во многих уголках Уральских гор мы сегодня побывали, немного устали, поэтому проведем небольшую физкультминутку.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали.

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так.

И из речки воду пили.

Вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали,

Вперевалочку ходили.


Продолжим наше путешествие. А знаете ли вы, что в нашем родном краю тоже есть заповедник. Может мне кто-нибудь подскажет какой?

О тветы детей

Учитель: Правильно – это Жигулевский заповедник Он расположен на Самарской Луке — полуострове, образованном глубоким изгибом Волги в ее среднем течении, на отрезке от с. Усолье до г. Сызрани.

А сейчас мы попробуем разгадать загадки. А разгадав их, узнаем о природе Жигулевского заповедника, в частности о наиболее охраняемых видах животных.


Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок.

(Шмель)


Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (куница)


Роет землю, словно плуг

Скромный труженик … (барсук).



Кто на своей голове

Лес носит?

(Лось)







Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это ... (рысь).


Выдь на зорьке и ступай на север
По болотам, камушкам и мхам.
Распустив хвоста колючий веер,
На сосне красуется …
(глухарь).


У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)


Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)


Все иметь всегда хотят

Полосатых поросят.

Забывая, что потом

Каждый станет ...(кабаном).


Учитель: Молодцы ребята, вы отгадали всех млекопитающих, но в нашем заповеднике охраняются и насекомые, птицы, рыбы и растения.

А сейчас мы поработаем группами – попробуйте по заданному алгоритму нарисовать животное, которое соединяет в себе сразу несколько разных животных. А потом мы вместе попробуем отгадать, кто в этих рисунках спрятался. Только алгоритм мы составим вместе.

Составление алгоритма.

Алгоритм

  1. Подумайте, каких животных вы хотите объединить в одно?

  2. Найдите самое яркое отличие этих животных друг от друга.

  3. Отобразите эти отличия в одном животном.

Т ворческая групповая работа.

Подведение итогов работы.


  1. Итог урока.

У читель: Какие вы сегодня все молодцы, дружно и активно работали, много нового узнали.

Ч то нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

Что вызвало затруднения?

Как вы думаете, почему появились эти трудности?

Какие выводы должны мы сегодня сделать?

Ответы детей

Учитель: Итак, ребята, конечно, помимо заповедников, в нашей стране имеет­ся много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки, заказники, музеи-заповедники. Но человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из-за своего бездумного поведения в природе.

Ну а в заключение нашего занятия давайте вместе споем прекрасную песню «Родные места».

Звучит песня и демонстрируются слайды с природой России.

Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга» г.о. Тольятти ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ ТЕМА «По заповедным тропинкам» ФИО автора: Азизова Гульнар Рушановна, педагог дополнительного образования Тольятти - 2010
Слайд 2
По заповедным тропинкам
Слайд 3
Патриот
Слайд 4
Заповедник
Слайд 5
Заповедники — от слова «заповедь». Заповедники — это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий.
Слайд 6
Слайд 7
Физкультминутка Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мёд искали. Дружно дерево качали, Вот так, вот так. И из речки воду пили. Вот так, вот так. А потом они плясали, Выше ноги поднимали, Вперевалочку ходили.
Слайд 8
Жигулевский заповедник
Слайд 9
Хищный маленький зверёк, Но не норка, не хорёк. Белочка в дупле боится, Что ее найдет…
Слайд 10
Куница
Слайд 11
Роет землю, словно плуг Скромный труженик …
Слайд 12
Барсук
Слайд 13
Кто на своей голове Лес носит?
Слайд 14
Лось
Слайд 15
Чутко спит большая кошка, Уши в кисточках-сережках. Ей не скажешь слово «брысь», Потому что это ...
Слайд 16
Рысь
Слайд 17
Выдь на зорьке и ступай на север По болотам, камушкам и мхам. Распустив хвоста колючий веер, На сосне красуется …
Слайд 18
Глухарь
Слайд 19
У кого из зверей Хвост пушистее и длинней?
Слайд 20
Лиса
Слайд 21
Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек?
Слайд 22
Белка
Слайд 23
Все иметь всегда хотят Полосатых поросят. Забывая, что потом Каждый станет ...
Слайд 24
Кабан
Слайд 25
Творческая работа
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36

Полный текст материала Внеурочное занятие "По заповедным тропинкам" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Азизова Гульнар Рушановна  gul6363
24.09.2014 0 3207 367

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК