Разработка-сценарий урока-факультатива по теме «В Стране шахмат»: 1 год обучения


«В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Учитель
Сегодня мы вас пригласили в гости на наше открытое мероприятие. Сейчас у нас массово развиваются шахматы, поэтому мы проводим наш открытый урок «В стране шахмат». У нас сегодня много гостей ….. представить……
Цель нашего занятия познакомится с шахматными фигурами. Тема так и называется «В стране шахмат».
Мы начнём с инсценировки сказки.

Выходят слон и конь.
Началась наша история с того, что дети пошли на экскурсию в зоопарк.
Девочка.
Слон- это самое крупное животное на земле. Обитают они в юго-восточной Азии и Африке. На слонов охотятся из-за их бивней, используемых в украшениях и поделках. Для предотвращения полного уничтожения слоны были занесены в Международную Красную книгу.

Мальчик.
Это конь - домашнее животное. Издревле помогал человеку трудиться в поле и охотиться.

Учитель
И вот подул ветер.

Ребята берут шарики, и под воображаемым ветром их уносит к замку. Пока дети летят на шариках, ребята меняют таблички животных на таблички белых пешек.
Пешки строевым шагом подходят к детям

Пешка белая
Стой! Кто идёт?

Пешка чёрная
Вы арестованы!

Девочка
Вы наверно шутите?

Пешка белая
Нет, вы арестованы!

Подводят за руки к королю, который уже сидит на троне.

Пешка чёрная
Мы поймали шпиона!

Король
Шпиона?

Девочка
Мы не шпионы!
Король
Я думаю, что я тут сам не справлюсь (хлопает в ладоши и появляется ферзь).

Ферзь
Что случилось, Ваше величество?

Король
У нас тут шпионы!

Мальчик
Мы не шпионы! Мы гуляли по зоопарку, и нас унёс ветер, к какой-то крепости. И какие-то белые человечки нас привели к вам.

Ферзь
Наверно вы в гости пришли? Присаживайтесь!

Король
Я король необычного королевства и войско у меня тоже обычное.

Девочка
Это интересно. Расскажите о своём королевстве.

Король
Раньше, давным–давно, жил старый король. Он был совсем обычный. И королевство тоже было обычное. И было у этого короля 2 сына: белый королевич и чёрный королевич. А звали их так, потому что один любил носить только белую одежду, а другой только чёрную. Старый король умер, а сыновья стали враждовать и воевать между собой. Как то пришёл к ним старец.

Старец
Здравствуйте! Я принёс вам очень яркую и красочную игру. Она называется шахматы. (протягивает доску с фигурами). Там 2 королевства.
Белый отряд, чёрный отряд-
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном
Точно такой же в отряде другом.
В каждом отряде - ты сам погляди –
Оба угла занимают ладьи
Рядом с ладьями кони видны
Рядом с конями встали слоны
Кто ж посредине? Ферзь с королём
Самые главные в войске своём.
Чтобы не путать, какие поля
Тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет-
Белый на белом квадрате стоит,
Чёрному чёрный удачу сулит
Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзя с королями нельзя!
А перед всеми – ладьёй и конём-
Перед слоном, королём и ферзём-
Пешки малютки стали стеной,
Им начинать этот сказочный бой.

Король
После того, как старец им предложил эту замечательную игру – братья больше не враждовали между собой. И любое свободное время они занимал игрой в шахматы.

Девочка
Ваше величество, а покажите нам, как ходят фигуры.

Король
Конечно, покажу.

К этому времени стоят дети с карточкой ладьи.

Король
Это ладьи. Они ходят только по прямым линиям: вертикалям и горизонталям.
Ладьи маршируют по прямым линиям. В это время готовятся белый и чёрный кони.

Король
Это мои кони. Они ходят буквой «Г». Прыг скок и в бок.

Кони маршируют как фигуры коней. В это время готовятся слоны.

Король
А это мои слоны. У них есть одна особенность. Белый слон ходит только по белым клеткам, а чёрный только по чёрным. Они ходят по диагонали Они никогда не встречаются.

Слоны маршируют как нужно. А в это время готовятся ферзи.

Король
А с этим персонажем вы знакомы. Он может ходить как любая фигура, но только не так как конь. Такой же советник есть и у моего брата.

Ферзь марширует по клеткам. А в это время готовятся пешки.

Король
А это - пешки. Они идут только вперёд и не поворачивают назад. А дойдя до последней клетки могут стать другой фигурой.

Пешки показывают, как они ходят.

Король
А я хожу всего лишь на одну клетку в любую сторону.

Мальчик
А почему вы так недалеко ходите? Ведь вы самая главная фигура.

Король
Потому что мои фигуры должны меня защищать. И я не могу от них далеко отходить.

Учитель
Спасибо большое. Теперь я попрошу своих помощников занять свои места. И проверю, как наши гости хорошо запомнили нашу сказку. Помните, что вы должны дождавшись окончания вопроса поднимать руку и не выкрикивать с места.
-Каких зверей дети встретили в зоопарке? (слона и коня)
-Что случилось с главными героями потом? (улетели на воздушных шарах в волшебную страну шахмат)
-Кого первым увидели дети? (пешек)
-Что с ними сделали пешки? (арестовали)
-Куда отвели детей пешки? (к королю)
-Кто пришёл на помощь королю? (ферзь)
-Как звали сыновей старого короля? (белый королевич и чёрный королевич)
-Что делали королевичи после смерти отца? (воевали)
-Кто прекратил эту вражду? (старец)
-Чему он их научил? (игре в шахматы)
-Покажите мне, как ходит Ладья? Слон белопольный? Слон чернопольный Пешка? Ферзь? Король?
Теперь я проверю, как же вы внимательно слушали старца и научились расставлять фигуры. Сейчас мы устроим эстафету. У нас есть 2 шахматные доски. И попробуем (кто, как запомнил) расставить фигуры. Мне нужны 2 команды по 4 человека. Условие: подходите к шахматной доске, выставляете фигуру, возвращаетесь передаёте эстафету своему товарищу по команде и встаёте назад.

Эстафета

Спасибо больше всем, я смотрю вы внимательно слушали старца и фигуры расставили правильно. А сейчас я буду загадывать загадки, а ваша задача определить о какой фигуре идёт речь.
1. Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали. (Ладья)
2. Хоть важная фигура - трусливая натура,
И ходит лишь на клеточку одну.
Других фигур работа - лишь на него охота.
Его поймаю и закончу я игру. (Король)
3. Этот воин очень смелый,
Чуть ладью вчера не съел он.
По диагонали строго ходит,
Порядок на доске наводит. (Слон)
4. В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают. (Пешки)
5. Его травой кормить не надо.
Он любит буквой "Г" ходить.
Пусть пешки встали плотным рядом,
Вперёд он сможет проскочить. (Конь)
6. Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет, так и по горизонтали.
Её ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать. (Ферзь)
Вы все поняли как ходят фигуры, но мы их ещё не совсем узнали. А теперь поиграем в другую игру. Она называется «Угадай фигуру» С завязанными глазами нужно на ощупь отгадать шахматную фигуру

Ирга «Угадай фигуру»

И напоследок я хотела бы вас поблагодарить за хороший урок и раздать небольшие призы, но вы должны угадать и верно назвать свои призы.
На каждой конфете скотчем приклеено изображение фигуры, кто угадал, тому и достаётся конфета.


Полный текст материала Разработка-сценарий урока-факультатива по теме «В Стране шахмат»: 1 год обучения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крылова Елена Александровна  самараРУ
02.10.2014 0 5515 439

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК