Доклад на тему "Детская музыка. История и современность"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДЖАНСКАЯ ДШИ» г. СУДЖА




Методическое объединение преподавателей фортепиано


Фортепиано











ДОКЛАД

по теме «Детская музыка. История и современность»



Выполнил:

Загуменная Е.Л.

преподаватель

первой категории

по классу фортепиано

Проверил:

Живодерова О.В.

завуч










«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту ‑ маленький человек осознаёт своё достоинство». Сухомлинский В. А. [1, С.52 ‑ 53.]

На современном этапе развития музыкального искусства детская тема существует как самостоятельная область культуры. Она непосредственно связана с педагогикой и образованием, что особенно актуально сегодня. Изучение истории и закономерностей развития данной сферы культуры привлекает многих исследователей.

Рождению детской музыки как особого явления в композиторской практике предшествовала достаточно долгая предыстория. Один из исследователей детской музыки заведующий кафедрой народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета, доктор культурологии, профессор Лесовиченко А. М. в своей книге «Детская музыка как область композиторского творчества» предлагает следующие этапы становления и развития детской музыки. Он выделяет два предпериода (начиная с середины XVIII в.) и три периода:

середина XIX века (музыка для детей),

последняя четверть XIX и начало XX вв. (появление детского музыкального театра)

и с 30-х гг. XX века (появление авторских систем музыкального воспитания и детских композиторов).

Вплоть до XIX века творческая копилка композиторов ограничивалась произведениями для домашнего детского музицирования. Произведения эти были небольшие по масштабам и отражали формы и жанры своей эпохи. Всё же они написаны доступным для детей музыкальным языком. Инструментальная музыка как самостоятельная сфера сочинения и исполнения ставила задачу обучения игре на музыкальных инструментах, с этим связано появление первых произведений педагогического назначения.

В конце XVI века появляются и распространяются инструктивные сочинения для обучения детей музыке. В сборнике «Музыкальные произведения для клавира, арфы и виуэлы» (Мадрид, 1578) пьесы распределены по степени трудности, что свидетельствует о наличии дидактической задачи. Композитор и педагог А. Берталотти (1655-?) создаёт «50 сольфеджий для сопрано и альта» (двухголосные инвенции), которые используются в педагогической практике вплоть до середины XX века.

Образцами эпохи барокко, имеющие в первую очередь педагогическую направленность, могут служить произведения И.С.Баха («Маленькие прелюдии и фуги», «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Инвенции»). А также «Клавирная книжечка» Вильгельма Фридемана Баха, которая содержит разнообразные пьесы И. С. Баха, сочинённые им для 9-летнего сына.

В 60-х годах XVIII века в аристократических салонах и при дворах европейских владык появляется малолетний В.А. Моцарт. Его творчество свидетельствует о появлении особой разновидности музыки – музыки, созданной детьми, и о возникновении особого вида музыкальной деятельности – творчества музыканта-вундеркинда. Под влиянием личности юного В. Моцарта возникает интерес и к самой детской теме: свидетельство тому – сборник И.А. Хиллера, музыкальные развлечения Й. Гайдна (фортепианный ансамбль «Учитель и ученик» и, особенно, «Детская симфония»), детские песни самого В. Моцарта и детские мотивы в творчестве Ф. Шуберта и К. Лёве. Отец Вольфганга – Леопольд Моцарт, известный тогда скрипач и педагог, вслед за И.С. Бахом достаточно последовательно разрабатывал линию инструктивной музыки.

М. Клементи в сборнике педагогических этюдов в трех томах «Gradus ad Parnassum» последовательно выстраивает композиции в соответствии с техническими задачами формирования пианиста-виртуоза. И это первый композиторский опыт подобного рода. Из наследия венского классицизма в качестве примеров можно привести несложные сочинения Л.Бетховена (Лёгкая соната C-dur, Две сонатины G-dur и F-dur, маленькие пьесы, лёгкие вариации, «Младенцу» для голоса с фортепиано). Но исключительно «детскими» перечисленные произведения назвать нельзя, так как начальное обучение музыкальному мастерству может проводиться и в старшем возрасте.

Начиная с 20-х годов XIX столетия общество воспринимает детство как особый важный период в формировании человека, имеющий самостоятельную ценность. Именно в Германии возникло такое привычное для нас учреждение, как «детский сад». Так выдающийся дрезденский педагог Фридрих Фрёбель (1782-1852) называл своё воспитательное заведение для малышей. Дом или квартира той эпохи была немыслима без «детской» комнаты, в которой формируется детская культура. Меняется покрой детской одежды, бурно развивается производство игрушек – их изготовлением занимаются целые фабрики. Возникает специальная детская литература: в 1819-м и 1825- м годах братья Гримм переиздают в специально адаптированном для детей и иллюстрированном виде свои сказки; поэты Фридрих Рюккерт, Эдуард Мёрике, Август Гофман фон Фалерслебен сочиняют детские песни в народном духе. Печатаются иллюстрированные детские книги, забавные и назидательные истории в картинках, так называемые «Bilderbogen». В 1830-40- е годы появляются детские журналы: «Berliner Kinderwochenblatt», «Illustrierte Jugendzeitung».

В области детского воспитания также произошли чрезвычайно большие изменения. Многие столетия люди считали, что в периоде детства есть только одно достоинство: оно быстро проходит. Ребенок воспринимался как некий «недочеловек», которого нужно как можно быстрее превратить в полноценное и полноправное существо. В эпоху Просвещения Жан-Жак Руссо одним из первых высказывает идею самоценности детства: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми» [2, С.91]. Педагогика вслед за Руссо развивала мысль о том, что детство и юность имеют свою собственную ценность. Настоящий прорыв в трактовке темы детства наступает с началом господства в художественной культуре романтизма.

Возникла новая концепция детства: а) все дети отличаются друг от друга и, следовательно, с ними нужно работать не в массе, но индивидуально; б) дети не могут быть воспитаны какой-то другой личностью, учебный импульс должен исходить из их собственного мышления; в) дети по природе своей настроены так, что, имея подходящие условия, предпочитают собственное воспитание и образование любому другому занятию [3].

Жизненный уклад семьи в то время немыслим без музицирования. Фортепиано превращается в непременный атрибут бюргерской гостиной. Музыка становится частью семейной жизни.

Коренное изменение положения детской темы в музыкальном искусстве зарубежных стран происходит благодаря Р.Шуману. В его творчестве тема детства представлена циклами «Детские сцены», «Альбом для юношества», «Песенный альбом для юношества», «12 пьес для маленьких и больших детей», «Детский бал». По сравнению с детской музыкой предыдущих столетий произведения Шумана становятся особым родом творчества, положившим начало специальной детской музыкальной литературе.

Продолжение идей и опыта Р. Шумана обнаруживается в «Школьных песенных книжках» Л. Эрка (1838-1841), в «6 детских пьесах» для фортепиано (вторая редакция для фортепиано в 4 руки) Ф. Мендельсона (посмертный опус), в «14 детских народных песнях» для голоса с фортепиано И. Брамса (1857-1858), в 12 пьесах для фортепиано «Рождественское дерево» Ф. Листа (1874-1876).

В русской музыке XIX века детская тема воплотилась в творчестве М. Мусоргского и П. Чайковского. Связь русской музыки XIX века с творчеством Шумана не случайна. Ещё Б. Асафьев указывал, что «от воздействия “шуманианства” … не ушёл ни один из крупнейших композиторов прошлого века. А у нас, в России, это воздействие равно испытали и А. Рубинштейн, и «кучкисты», и Чайковский, но каждый по-своему и очень по-русски» [4].

Основываясь на принципах национальной школы и опираясь на традиции детской темы в зарубежной музыкальной культуре, русские композиторы XIX века постепенно формировали свое воплощение этой образной сферы, развивая собственные направления. Ярко выраженной отличительной чертой их является самобытный русский колорит.

Важнейшей фигурой в детской музыке этого периода является П.И. Чайковский, наряду с Р. Шуманом и М. Мусоргским определивший дальнейшие пути ее развития. Впервые с проблемами детской музыки композитор соприкоснулся при редактировании сборника «Детских песен на русские и малороссийские напевы», записанные М.А. Мамонтовой. Эта работа стала подготовительным этапом к созданию собственных произведений – «Детского альбома» для фортепиано (1878), «16 детских песен» для голоса и фортепиано (1883).

Вокальный цикл М. Мусоргского «Детская» (1868-1872) стал эталоном музыки о детях. В числе ранних фортепианных сочинений М. Мусоргского – «Воспоминания детства» (1857), «Детские игры – Уголки» (1860), «Из воспоминаний детства», скерцо «Шалунья» (1865). Среди вокальных сочинений ‑ песня «Колыбельная Еремушки» (сл. Л. Некрасова), «Колыбельная» из вокального цикла «Песни и пляски смерти» (сл. А. Голенищева-Кутузова, 1875-77), «Детская песенка» (сл. Л. Мея). Детская тематика присутствует и в фортепианном цикле «Картинки с выставки» (1874) – пьесы «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов».

С 80-х годов XIX века композиторы обращаются к жанру музыкального театра. Появляются первые детские оперы Ф. Абта, А.-Э. Бюхера, Н. Брянского. Самые яркие художественные результаты этого направления композиторского творчества связаны с именами Н.В. Лысенко, Э. Хумпердинка, П.И. Чайковского, Ц.А. Кюи, К. Дебюсси, М. Равеля.

Вклад Н.В. Лысенко в детскую музыку составляют несколько десятков обработок украинских песен для детского хора и три детские оперы: «Коза-дереза» (1888), «Пан Коцький» (1891), «Зима и Весна» (1892). Новаторство Н.В. Лысенко как детского оперного композитора проявилось в последовательной ориентированности своих сочинений на детское исполнение и слушанье. «Коза-дереза» адресована дошкольникам, «Пан Коцький» ‑ младшим школьникам, «Зима и Весна» ‑ детям старшего возраста.

Немецкий музыкант рубежа ХIХ-ХХ веков Э. Хумпердинк завоевал наибольшую популярность, прежде всего, в опере: самая знаменитая из них ‑ «Гензель и Гретель» (1890). Предназначена она для слушания детьми, исполненяется взрослыми.

П.И. Чайковский в конце жизни после фортепианного «Детского альбома» (1878) и сборника «16 песен для детей» (1883) масштабно разрабатывает детскую тему в балете «Щелкунчик» и оркестровой сюите на его материале (1892).

Ц.А. Кюи прекрасно чувствовал и умел выражать образы, связанные с детством, создавать музыку, доступную для детского исполнения, поэтому естественно, что многие его произведения вошли в практику музыкального воспитания и сегодня исполняются детскими коллективами. С 1905 по 1915 год композитор написал 4 детские оперы ‑ «Снежный богатырь» на текст М. Поль (1905), «Красная шапочка» и «Кот в сапогах» по сказкам Ш. Перро (либретто М. Поль, 1911), «Иванушка-дурачок» по русской сказке (либретто Н. Доломановой, 1913).

К. Дебюсси говорит о детстве по-новому: более свободно и раскованно, значительно расширяет представления о тематических и образных возможностях детской музыки. Балет «Ящик с игрушками» (1913) ‑ это динамичное действо, в котором игрушки, переживают подлинные страсти.

С 30-х годов XX века создаются системные школы обучения музыке на авторском композиторском материале («Микрокосмос» Б. Бартока ‑ 1926-1937, «Schulwerk» К. Орфа, музыкально-педагогическое наследие 3. Кодаи). Детские музыкально-театральные представления перевоплащаются в спектакли-игры с обязательным включением в игровой процесс детей, как зрителей, так и исполнителей (П. Хиндемит, П. Дессау, Б. Бриттен). В этот же период времени развёртывается активная и последовательная разработка детской музыки в творчестве 3. Кодаи, Б. Бриттена, Д. Кабалевского; возникает профессиональное амплуа «детский композитор» (В. Герчик, М. Иорданский, Т. Попатенко, З. Левина и др.).

С послевоенного времени по наши дни в детской музыке создано огромное количество сочинений по всему миру, расширяется жанровая сфера, включая самые разнообразные вокальные (от песни до кантаты и оратории), инструментальные (от небольшой пьески до инструментального концерта и симфонии) и театральные жанровые формы (от музыкальной сказки до балета и оперы). Усложняется набор выразительных средств музыки, рождаются новые направления и стили, но, главное, как писал З. Кодай,: «Детям следует давать лишь совершенный по форме и содержанию материал. Самое лучшее и будет тем, чем нужно. С помощью великих творений и должны быть приобщены дети к великим творениям» [5].



Литература:

  1. [Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям» / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. «Методика музыкального воспитания», М.: Музыка, 1990. – 67 с.]

  2. [Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. Т.1 / Ж.-Ж. Руссо; под ред. А.Г. Джилабадзе; сост. А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1981. – 656 с.]

  3. [Корнетов Г. Б. Метод Монтессори.//Частная школа. – 1995. – №4. – С.117 – 121.]

  4. [Асафьев Б. О музыке Чайковского. Л., 1972. – С. 66.]

  5. [Хараджанян Р. А. И. Хачатурян. / Они пишут для детей. Выпуск 3. ‑ М.: Советский композитор, 1980. – С.3 – 35.]



Полный текст материала Доклад на тему "Детская музыка. История и современность" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Загуменная Елена Леонидовна  svetlanapogorelova2014
12.12.2014 1 4923 1237

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК