Разработка занятия для системы дополнительного образования детей "От поколения к поколению"


Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Станция юных техников»







Методическая разработка учебного занятия или мероприятия для системы дополнительного образования детей







Учебное занятие «От поколения к поколению»



(Назначение разработки:

Гражданско – патриотическое образование и воспитание)





Автор:

Зубарева Ирина Александровна,

МБО ДО «Станция юных техников» г. Саров,

педагог дополнительного образования

















2015 г.

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по программе «Технический моделизм», научно-технического направления и состоит из следующих разделов:



  1. Объяснительная записка.

  2. Методические советы на подготовительный период.

  3. Материально-техническое обеспечение.

  4. План занятия.

  5. Содержание учебного занятия.

  6. Литература.

1. Объяснительная записка



Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.

В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.

Базовым определением патриотизма является – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми, чтобы дети имели представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание кружковцев являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Методическая разработка представляет пример занятия по реализации гражданско-патриотического воспитания в объединении «Технический моделизм», целью которого является воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, к истории прошлого и любовь к Отечеству.



Тема учебного занятия:

«От Поколения к Поколению».

Тип учебного занятия:

Комбинированное занятие.

Методы обучения:

Словесный (беседа).

Наглядный.

Метод формирования познавательного интереса.

Поощрения.



Форма организации учебного занятия:

Просмотр короткометражного фильма «Поколение».

Практическая работа с источниками информации.

Коллоквиум.



Актуальность данной методической разработки

Программа объединения «Технический моделизм» одной из целей обучения предусматривает гражданско-патриотическое воспитание через изучение истории техники, вклада российских ученых и конструкторов в мировую науку и технику, изготовление различных моделей техники.

В данной методической разработке представлен один из вариантов учебного занятия по реализации гражданско-патриотического воспитания, в годовщину Великой Победы.

Это интегрированное занятие комплексного характера, в котором раскрываются несколько методов обучения в объединении «Технический моделизм».

Данное занятие проводится в группе третьего года обучения.

Возраст обучающихся 9-10 лет.

Это восьмое занятие из раздела программы «Моделирование военной техники».

В течение семи занятий с кружковцами проводились беседы о событиях времен ВОВ, конструкторах, которые разрабатывали технику во времена ВОВ, о технике ВОВ.

Практическая часть занятий состоит из изготовления военной техники времен ВОВ, чертежи, которые кружковцы брали из журналов «Левша» за 2000 – 2014гг.

Продолжительность занятия длится 90 минут, поэтому предполагает через 45 минут практической работы включить динамическую паузу, которая заключается в игре от «А» до «»Я» и включает в себя знания о военной технике времен ВОВ.

Занятие построено с переходом от одной деятельности к другой, что вызывает внимание и интерес детей.



  1. Методические советы на подготовительный период.



До начала занятия подготовить выставку моделей военной техники, выполненных в предыдущие годы.

Подготовить подборку книг о Великой Отечественной войне для младшего и среднего школьного возраста:

Лев Кассиль - «Рассказы о войне»

Сергей Алексеев - Рассказы о ВОВ

Беловинский Л.В. - С русским воином через века

Антология советской фотографии 1941-1945 гг.

Странички красных следопытов

Альбом-выставка – «Пионеры – герои»

Оформить натюрморт на военную тематику, рисунки и фотографии.

Подобрать в сети Интернет короткометражный фильм «Поколение».

Дать задание детям поинтересоваться у своих родителей о родственниках, живших в годы ВОВ и подготовить выступление.



Пригласить родителей на открытое занятие.



Пригласить кружковцев из авиамодельного объединения, которые в начальной школе посещали объединение «Технический моделизм». В 2014 году авиамоделисты стали Чемпионами России. Ученик 1 награжден президентским грантом.

Материально – техническое обеспечение

Наглядные пособия:



1.Фильм Роман Отырба «Поколение» (theshort.rupokolenie)

2.Плакаты:

- «70 лет со дня Победы»»;

-«1941-1945 – 9 МАЯ»;

-«Самолеты второй мировой войны».

3. Натюрморт на военную тематику;

4. Выставка книг на военную тематику.

5. Выставка моделей военной техники.

Материалы и инструменты для практической работы (для каждого ученика):

  • Ватман

  • Цветная бумага

  • Клей ПВА

  • Линейка

  • Карандаш простой

  • Карандаши цветные

  • Гуашь

  • Ножницы

  • Шило

  • Ластик

  • Кисточка для клея

Технические средства:



1.Ноутбук или стационарный ПК

2.Мультимедийный проектор

План занятия.



  1. Организационное начало (7 минут)

  2. Показ фильма (7 минут)

  3. Практическая деятельность (45 минут)

  4. Динамическая пауза (10 минут)

  5. Выступление старших кружковцев (7 минут)

  6. Обобщение темы занятия (7 минут)

  7. Поощрение детей георгиевской ленточкой (5 минут)

  8. Уборка рабочих мест (2 минуты)

Цели и задачи:

формирование гордости за свою Родину, уважение к истории своего края

обучение кружковцев самостоятельному поиску сведений о ВОВ.

развитие умения выступать перед аудиторией.

формирование у кружковцев глубокого уважения к людям старшего поколения, к ветеранам войны.

Содержание учебного занятия

Организационное начало кружкового занятия.

Цель: психологический настрой кружковцев на предстоящее занятие.

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

Педагог задает вопросы:

Чем знаменателен 2015 год?

Когда началась и закончилась война?

Как мы готовимся к этой дате?

Предположительные ответы детей:

70 лет Победы.

1941-1945гг.

Готовим выставку к этой дате



Педагог:

-2015 год - год знаменательный. Человечество отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – память о погибших на полях сражений. Это долг поколений – перед поколением победителей. Это – наша история, наша боль, наша надежда. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает все более важное место в нашей жизни.

Тема нашего сегодня занятия «От поколения к поколению».

Вопрос педагога:

Как вы понимаете слово Поколение?

Предположительные ответы детей: дети, родители, дедушки, бабушки

Педагог дополняет: Поколение – это то, что передается по наследству от родителей к детям, от старших к младшим. Одновременно живущие люди близкого возраста, про них говорят молодое поколение.

Вопрос: А три поколения могут жить вместе?

Просмотр видеоролика

Цель: Эмоциональный настрой кружковцев на воспитание уважительных чувств к старшему поколению, через просмотр фильма.

Педагог: Сейчас мы посмотрим короткометражный фильм. Фильм посвящен поколению, которое воевало за нашу свободу во времена Великой Отечественной войны.

Режиссер-постановщик и Автор сценария: Роман Отырба

theshort.rupokolenie

Вопрос: как вы думаете, почему фильм называется Поколение? О чем он?

Предположительные ответы детей об уважении нашего поколения к старшему поколению, к участникам ВОВ.

Защита работ кружковцами;

Цель: развитие самостоятельности и творческого мышления

Наше поколение должно помнить о подвиге тех, кто воевал. Во время войны они были молодыми и ценой собственной жизни завоевывали свободу. Ветеранов осталось так мало, со дня Победы прошло 70 лет. Как вы думаете сколько лет им было во время войны?

Что бы помнить о прошлом, о ВОВ к празднику Победы мы готовим выставку моделей военной техники времен ВОВ. Каждый из вас готовит свою модель.

Вопрос: Кто расскажет о модели, которую он изготавливает?

Рассказы кружковцев о моделях военной техники, которые они изготавливают (у кого – то уже закончена, у кого в процессе работы); (Партизанский планер Г-11, самолёты: И-16, ЛА-5, ПО-2, Гидроплан КОР-1, партизанские аэросани, танки Т-60 и Т-70)

Педагог дополняет выступления детей тем, что в годы ВОВ наш Горьковский автозавод был целиком переориентирован на выпуск военной техники. За годы войны были выпущены:

Легковые армейские автомобили ГАЗ – 64,

танки: Т-60, Т-70, Т-80, СУ-76;

Самоходные установки ;

Минометы;

Снаряды для ракетной установки «Катюша»;

Аэросани.

«Все для фронта, все для Победы» - под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы всю войну.

Подготовка к практической работе

Сейчас мы приступаем к практической части нашего занятия. Каждый из вас изготавливает свою модель военной техники времен ВОВ.

Повторим правила по ТБ при работе с ножницами,

общие правила работы за рабочим столом. (Ответы кружковцев)

Практическая работа

Изготавливают модели:

копируют чертежи;

вырезают, склеивают,

раскрашивают модель.

Динамическая пауза

Что бы наше тело отдохнуло от стула, приглашаю всех встать и организовать круг.

Мы проведем игру от «А» до «Я».

Кому-то из вас я бросаю мяч и называю букву, а вы на эту букву называете модель военной техники, например:

А - автомат; Б – БТР; В – вертолет и т.д.

(Дети играют).

Выступление кружковцев авиамодельного объединения.

Цель: преемственность объединений

Ребята, какая тема нашего сегодня занятия? Правильно - поколение. Поколение это и то, что передается от старших к младшим.

Сегодня к нам пришли кружковцы из старшего авиамодельного объединения. Когда-то они были такими как вы – молодым поколение кружковцев Станции юных техников. Летом наши авиамоделисты, старшее поколение кружковцев СЮТ, стали Чемпионами области и России. Ученик 1 расскажет вам про боевой военный самолет времен ВОВ - И-16, который он сам изготовил в авиамодельном объединении.

Ученик 1 показывает и рассказывает о самолете

И-16, о его достоинствах во время ВОВ, о конструкторе Поликарпове Н.Н. и о том, что первое испытание на этом истребителе выполнил наш земляк Чкалов В.П.

Установление диалога с кружковцами старшего объединения.

Спасибо Ученику 1 за интересный рассказ, а мы обязательно придем на экскурсию в авиамодельное объединение.

Педагог: Наше занятие мы начали с видеоролика о поколении.

Есть такой замечательный фильм «Офицеры», где показывают жизнь трех поколений военных и в этом фильме звучат слова:

«Нет в России семьи такой

Где б не памятен был свой герой»

Ваши прадедушки, прабабушки возможно были участниками войны и в ваших семьях хранится память о них и передается из поколения к поколению. Сегодня Ученик 2 подготовил рассказ о своем героическом прадедушке, который начал служить в сухопутных войсках связистом и закончил войну в звании майора.

Рассказ Ученика 2 о прадедушке с показом фотографий:

Мой прадед – (ФИО) родился в 1917 году.

В 1935 году, когда ему исполнилось 18 лет, его призвали в армию.

Он проходил службу в сухопутных войсках связистом.

В 1937 году началась Японо – Китайская война. Дед начал воевать в Манчжурии – это северо-восток Китая. Потом он воевал в Корее.

У него много орденов и медалей, из которых два Ордена Красной Звезды, медаль за боевые заслуги, Орден за освобождение Кореи.

Он закончил войну в звании майора.

Заключительная часть кружкового занятия.

Цель: Обобщение темы «От поколения к поколению».

Поощрение детей георгиевской ленточкой.

Педагог показывает детям георгиевскую ленточку.

Вопрос: ребята, а вы знаете, что эта за ленточка?

Педагог: это лента-символ празднования Дня Победы. Ее раздают бесплатно в майские праздники на улицах городов. Эту акцию поддерживают общественные и коммерческие организации. Даже сотрудники дорожно-патрульной службы раздают ленты, которые крепят к антеннам автомобилей.

Каждому из вас я хочу подарить эту ленту, чтобы на День Победы вы прикрепили ее на сумку, одежду и этим самым показали, что вы гордитесь и помните, что вы наследники Великой Победы. Это знак уважения к ветеранам, способ без слов донести, что их подвиг живет в наших сердцах, что мы не забудем их героизма и расскажем о нем следующему поколению.

Педагог: На этом наше занятие закончилось. Но не закончилась тема «Поколение».

И мы ждем других историй о ваших героических предках.

Каждый убирает свое рабочее место

До свидания.

Уборка рабочего места.





Литература:

  • Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»),

  • Мини-энциклопедия «Боевые самолеты»,М.: АСТ – Астрель 2001

  • Андреев И. «Боевые самолеты». М.:«Пневма» 1992.

  • Алешин А.И., Скаковский В.В. «Вертолеты». М, «Пневма», 1993.

  • Беловинский Л.В. «С русским воином через века», М.: «Просвещение», 1992.

  • «Энциклопедия техники». Самолеты, вертолеты. М.: «Росмэн», 2001.

  • «Энциклопедия для детей» том 14. М.: «Аванта», 2000.

  • Журнал «Левша» за 2003 по 2014 года












Полный текст материала Разработка занятия для системы дополнительного образования детей "От поколения к поколению" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зубарева Ирина Александровна  Зубр16
30.06.2015 0 2615 308

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК