Учебно-методическое пособие "Использование наглядных материалов на уроках музыкальной литературы"
Предмет «музыкальная литература» является важнейшей дисциплиной в музыкальной школе. Он напрямую связан с формированием у учащихся таких важнейших качеств, как музыкальный кругозор, музыкальный вкус, способность обобщать, осмысленно и грамотно исполнять произведения, понимать все нюансы столь сложного музыкального языка.
На сегодняшний день существует масса методических разработок для успешной работы в классе музыкальной литературы. Каждый преподаватель в зависимости от поставленных целей и задач пользуется теми или иными способами изложения материала, его показа, ищет интересные способы для проверки знаний.
Задача активизации внимания и интереса на уроке должна решаться на каждом уроке, вне зависимости от того, какая тема при этом раскрывается.
Нет необходимости в данной работе перечислять и рассматривать все приемы и формы формирования интереса учащихся на уроке. Педагог, задавшийся целью найти необходимые материалы по данной теме сталкивается сегодня с их большим количеством, причем представленных в печатном и электронном виде.
Даная работа строится на тех материалах, которые были апробированы на уроках. Мы сосредоточились в основном на таблицах как средстве изучения материала на уроках музыкальной литературы. Также затрагивается вопрос применения на уроках дополнительного материала.
Исходя из используемого материала, работа состоит из двух глав, введения и заключения.
Во введении ставится проблема использования на уроках музыкальной литературы дополнительного материала. Раскрываются (в очень короткой форме) наиболее распространенные виды подобного материала.
В первой главе рассматривается такой аспект наглядной демонстрации материала, как таблицы. Настоящая методическая разработка призвана привлечь внимание педагогов и учащихся к более активному использованию в рамках дисциплины «музыкальная литература» иллюстративных материалов, содержащих в себе систематизированный, обобщенный вид информации.
Вторая глава посвящена проблема использования дополнительного материала. Приводятся некоторые примеры, которые можно включать в процессе подачи материала на уроках музыкальной литературы. Также данная глава содержит не менее важный аспект урока – проверку усвоения материала. Даны примеры проверочных работ.
Отметим, что материал, предлагаемый в работе, не привязан к какому-либо одному классу. Ориентация на применение в разных классах позволяет использовать таблицы неоднократно, что опять же способствует повторению и, как следствие, наилучшему усвоению материала.
Использование наглядных материалов на уроках
музыкальной литературы. Таблицы.
Как известно, то, что нам интересно, что увлекает, что имеет свойство не просто приносить удовольствие, но и надолго закрепляться в памяти. Не претендуя на полноту освещения данной темы, мы приведем здесь примеры лишь тех форм и средств, которые лично были апробированы на уроках музыкальной литературы.
На сегодняшний день существует внушительное количество методических пособий, научных статей, затрагивающих аспект визуального восприятия информации в процессе обучения в самом широком смысле слова. И этому есть логическое объяснение, ведь семьдесят процентов всех ощущений человек получает с помощью зрения. Вопрос попадает в разряд психолого-педагогических проблем, так как затрагивает важные, ключевые механизмы получения и закрепления знаний.
Суть многих методических разработок соприкасается с концепцией Ж. Пиаже[1]: информация, воспринимаемая человеком, должна пройти четыре естественных этапа – сенсорно – моторный, символьный, логический, лингвистический; следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов – двигательно–осязательного, рисуночного, знакового, словесного. Поэтому, даже с учетом особенностей предмета «музыкальная литература», на котором, в основном, задействовано слуховое восприятие, при подготовке к уроку педагогу можно позаботиться о том, чтобы не только рассказать и озвучить учебный материал, но и, по возможности, продемонстрировать наглядный иллюстративный материал. Ведь зрительный анализатор, как выяснили физиологи, во много раз мощнее слухового. Нужно научиться правильно использовать эту особенность человеческого организма, чтобы максимально активизировать учебный процесс.
Особенно актуальна эта тема в проекции на начальное образование. Известно, что в раннем возрасте визуальное восприятие доминирует. Все дети рождаются с преобладанием развития правого полушария мозга, которое отвечает за чувственное восприятие мира, его функцию можно определить как «творческую», а левого – как «рациональную».
Демонстрационные наглядные пособия позволяют решить множество педагогических задач:
- обеспечивает объемное, комплексное, многоаспектное восприятие информации;
- способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала;
- развивают познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности.
Приведу пример. Фраза «это было 800 лет назад», произнесенная педагогом на уроке музыкальной литературы, произведет на ученика от 6 до 10 лет приблизительно такое же впечатление, как и фраза «космос безграничен». Для него 6-7 лет жизни – это уже очень много, а 800 можно приравнять к невообразимой бесконечности. В таком случае может помочь визуализация числового понятия. У детей уже имеется некоторый пространственный опыт, и можно предложить поучаствовать в создании следующей схемы, где временная протяженность символически выражена в пространственных категориях, путем установления прямо-пропорциональных отношений.
8 лет →
80 лет ----------- →
800 лет ---------- -→
На сегодняшний день существует и довольно активно применяется огромное количество форм наглядной подачи материала. Благодаря техническим средствам стала возможной, например, видеопрезентация. Всегда положительно принимается просмотр опер, балетов, концертов непосредственно на уроке. Демонстрация видеофильмов значительно стимулирует учебный процесс, повышает интерес к предмету и к музыке в целом. Весьма благоприятным являемся использование разного рода карточек с надписями, касающимися либо творчества, либо биографических сведений о каком-либо композиторе. Карточки помогают и при знакомстве учащихся с формами произведений (строение цикла, оперы, балета и т.д.).
Однако, вернемся к заявленной теме, а именно – применение таблиц на уроках музыкальной литературы.
Существует несколько классификаций наглядных средств. Остановим внимание на рубрике «Схематический материал» (карты, планы, диаграммы, таблицы и схемы), а именно на таблицах и их практическом применении в курсе музыкальной литературы. Таблица, исходя из исторически сложившегося определения, – это «синтетический образ изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных тематических и хронилогических столбцов.
Таблицы могут обобщать и систематизировать самый разный материал, и раелизуется это различными способами, в зависимости от цели, отсюда классификация.
- Хронологические таблицы – объединяют даты событий, происходивших в разные времена, но связанных одной тематической нитью или проблемой.
- Сравнительные таблицы – осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов его группировки, позволяют без труда проанализировать хронологический срез, увидеть параллели, связи.
- Тематические таблицы – в логической последовательности перечисляют основные черты рассматриваемого явления, подводят итог изученному материалу, обобщая что-либо.
- Синхроническая таблица – отображают хронологию событий в разных сферах жизни одной страны в одно определенное время, либо однородные процессы в разных странах в ограниченный период времени.
При составлении таблиц необходимо учитывать определенные нормы. Первое из них касается содержательной стороны. Требуется производить правильный отбор демонстрируемого материала с учетом психологической готовности учащихся к его усвоению, принимая во внимание возрастные особенности. Внимательно следует подходить к согласованию демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока. Не рекомендуется загружать таблицу большим объемом информации и писать длинные заголовки.
Второе – это оформление таблицы, здесь важно проявить творческое начало. Для достижения большего эффекта рекомендуется правильно пользоваться цветом. Целесообразность и эффективность использования цвета объясняются тем, что цвет запоминается в два-три раза легче, чем цифра, за счет его восприятия правым полушарием, которое обеспечивает первоначальный синтетический охват информации и появление эмоций. Цвет также способствует более быстрой ориентации в материале. В одной схеме или таблице рекомендуется использовать не более пяти-шести, минимум три – для фона, заголовков и текста. Для фона и текста желательно использовать контрастные цвета. Удачно расположенная информация также способствует быстрому и качественному восприятию. Наиболее важные слова должны располагаться в центре, и, предпочтительно, горизонтально.
Сегодня проблема использования наглядных средств в области музыкальной литературы актуальна и активно обсуждается, в том числе на страницах интернета[2].
Однако, в существующих опубликованных, не виртуальных методических разработках по музыкальной литературе, не уделяется должного внимания графической форме подачи материала. Лишь немногие педагоги используют в своей учебной практике такую форму занятий, как создание и изучение таблиц, например, в качестве домашних заданий.
Подобную проблему успешно решают историки, апеллируя к всевозможным таблицам. По истории существует масса методических пособий, рабочих тетрадей, в которых активно применяются различные наглядные средства, в том числе и таблицы.
Рассмотрим подробно вопрос, как и какие задачи решают таблицы в курсе музыкальной литературы. Музыкальную литературу невозможно изучать без дат, ведь, по словам И. В. Гиттис, «даты это верстовые столбы на пути развития исторических процессов»[3]. Для многих учащихся запоминание цифр является проблемой, решая ее, необходимо отталкиваться от главной идеи: чтобы лучше запомнить дату, ее надо осмыслить. Таблицы позволяют легче справиться с данной проблемой.
В этом можно убедиться на примере хронологической таблицы «Творческий путь Римского-Корсакова» (Приложение 1). С ее помощью становится возможным не только установить тесную связь события и времени, но и наглядно представить особенности творческого процесса композитора. Благодаря зрительному анализатору, проще зафиксировать в сознании точное временное положение сочинения. Графика дает возможность увидеть протяженность работы над тем или иным сочинением, обнаружить, существуют ли приоритетные жанры, какие из них привлекали внимание автора на протяжении всего творческого пути, а какие – лишь эпизодически. Вертикаль таблицы выявляет периоды наибольшей и наименьшей творческой активности.
Обратимся к синхронической таблице «Н. А. Римский-Корсаков и его современники» (Приложение 2). Таблица способствует обогащению музыкально – исторического поля в представлении ученика. Четкая графика позволяет буквально увидеть, как одно поколение сменяет другое, какова возрастная дистанция между композиторами и т.д.
В примерах продемонстрированы таблицы, заключающие материал, который преподается в разные периоды обучения. Таблица «прошивает» события одной нитью, скрепляя объединяющей хронологической сетью, и дает целостную картину времени.
[1] Пиаже Жан (1896-1980) – швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории конгитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название – генетическая эпистемология).
[2] Например, интернет проект «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[3] Гиттис И. В. Начальное обучение истории. М., 1940
На странице приведен фрагмент.
Автор: Масюк Ирина Владимировна
→ Публикатор 10.03.2016 0 5384 362 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.