Статья "Значимость внимания в процессе познания"


Педагог

высшей квалификационной категории

МБУ ДО ЦВР, г. Таганрог

Мироненко Анна Васильевна


Значимость внимания в процессе познания

Внимание является не психическим процессом, а формой организации познавательных процессов и условием ее успешного протекания, ибо мыслит не само по себе мышление и не само по себе восприятие, а воспринимающая и мыслящая личность. Как пишет Рубинштейн, в каждом психическом процессе присутствует момент, выражающий различные отношения личности, в частности к миру людей, природы, сознания к объекту. Это отношение проявляется в виду. Например, когда ученик с интересом относится к математике, она, будто в плен, берет его сознание. Он глубоко и сосредоточенно, с устойчивым вниманием, проявляя выносливость, работает над выполнением математических задач.

Одной из основ психогенеза личности является познание и преобразование человеком мира, который его окружает и мира, существуещего внутри как его самого, так и в других людях. Собственным опытом, успехами и ошибками, радостями и горем человек формирует в себе модель мира и самого себя.

Познание - это процесс приобретения новых знаний (повторение - это не познание). Знания - это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Психология отличается от всех наук тем, что она изучает субъективные процессы, связанные с познанием (деятельность внимания, ощущение, восприятие, припоминание и т.п.), а также зависимость их от интеллектуальных процессов. Во всех видах познания психология выделяет общее, проявляет элементы, структуру, последовательность психических процессов человека при познавательной деятельности. Психология познания связана с "физиологией познания", то есть изучением нервных и мозговых процессов, сопровождающих акты познания и осмысления.

Познавательная деятельность: чувственные и рациональные формы овладения действительностью.

Среди познавательных процессов выделяют ощущения и восприятие, память, внимание и воображение, мышление, представление и интуицию. Научно-психологический подход требует аналитического рассмотрения этих процессов познания, хотя в реальной психической жизни все эти процессы слиты и зависят от индивидуальных особенностей человека, его мотивов и ценностей.

На человека постоянно действует много предметов и явлений. Из всего этого в каждый момент воспринимается им только небольшая часть. Все остальное или совсем не замечается, или замечается невнятно, неопределенно. Вспоминая, представляя, человек сосредотачивается на чем-то определенном, что и является объектом воображения, мыслей, чувств, отворачиваясь от всего остального. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывается с вниманием.

Внимание - это психический процесс, который является не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, представления, эмоций и чувств), в результате которого что-то отражается в сознании более четко, а другое менее четко. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внешне внимание выглядит в специфической позе, особой мимике, в движениях. Чаще всего характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект (если он дан в восприятии). В отборе смысловых, то есть таких, что соответствуют данной деятельности индивида, действий и игнорировании (торможении) других несущественных, побочных, конкурирующих действий состоит первая функция внимания. Вторая важнейшая функция внимания - это удержание, сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. Третья важнейшая функция внимания - регуляция и контроль протекания деятельности.

Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и его подкорковых образований. Подкорковые образования при этом выполняют не только роль генераторов активности, сменяющих возбудимость корковых клеток, но и фильтров, облегчая проведение смысловых раздражителей и одновременно блокируя проведение не значительных действий, действий.

Интенсивность внимания - это качество, определяющая эффективность восприятия, мышления и памяти и качество сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше осознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияния отвлекая раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

Концентрация внимания - это качество внимания, определяющая высокую ее интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом выборность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (удержания образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания. Это - характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости - высокая продуктивность деятельности (объем, точность работы) в течение некоторого времени. Продолжительность интенсивного сосредоточения зависит от следующих факторов: характера и содержания деятельности, отношение к объекту внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с увеличением сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значение для устойчивости внимания. Деятельность может проявляться во внешне выраженных практических действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, повязанная с решением задач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания. При сохранении общей направленности деятельности объекты действия, сами действия, операции могут меняться с изменением задачи деятельности, что и является условием длительного сосредоточения внимания.

Устойчивость внимания связана с ее динамическими характеристиками: колебаниями и переключением. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные случайные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном чередовании интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому звуку, например, тиканье часов, человек может, замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с различными периодами от 2-3 до 12 секунд.

Переключение внимания - это быстрое перемещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе или от одного объекта определенной деятельности к другому, или от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности. Так, ученик, решая задачу, переходит от одних данных условий к другим, от одних действий к другим. При этом объекты сосредоточенности внимания все время меняются, но деятельность остается той же самой - решением задачи.

Так переключение внимания при длительной деятельности предотвращает быстрому развитию усталости и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако слишком частое переключение также может приводить к быстрой усталости и поэтому здесь необходимо выбрать оптимальный вариант. Впрочем, переключение внимания связано с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна следующая, тем труднее происходит переключение. Существуют значительные индивидуальные различия в переключении. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для других этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой личностью нервной системы, как подвижность нервных процессов. Большое значение имеет переключение внимания в учебном процессе, когда изменяются различные учебные предметы в течение дня, последовательность этапов изучения материала предполагает изменение видов и форм деятельности.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение - это непроизвольное отклонение внимания от основной деятельности на посторонние об объекты. Способность противостоять, отвлекая действиями, называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдается значительная индивидуальная разница, определяемая как различиями в нервной системе, а именно в ее силе, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое ​​ее качество, которое определяет способность человека одновременно выполнять несколько действий, сосредоточивая внимание между ними. Уровень распределения внимания зависит от следующих факторов: от характера видов деятельности, (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени нужного психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными средствами деятельности). Чем сложнее совместимы виды деятельности, тем труднее распределить внимание.

При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снизиться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможен в том случае, когда каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один - до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизированным).

По активности человека в организации внимания есть три вида внимания: не произвольное, произвольное и после произвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, резкий запах - может невольно привлечь внимание. Особое значение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна - одно из важных свойств раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание. Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не действовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей). При невольном воображении человек невольно, не ставя цели, выделяет наиболее сильные, новые и значимые раздражители, не тратя усилий, обращает и концентрирует внимание на них.

Произвольное воображение возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные упражнения, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (действий) как объектов внимания. Направленность и концентрация внимания при этом зависят не от особенностей самих предметов, а от поставленной, намеченной цели, задачи. В этом случае нужны определенные усилия воли, необходимые для того, чтобы сохранить о объект сосредоточения, то есть не отклоняться, а также поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Таким образом, произвольное внимание является проявлением свободы.

Третий вид внимания – после произвольное . Этот вид внимания возникает после того, как была вызвано произвольное внимание. При осуществлении деятельности часто сначала требуется организация направленности внимания и усилия воли ее поддержка, а по мере преодоления трудностей, по мере углубления в деятельность работа захватывает человека, вызывает интерес.

Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточение на нем. Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда является выделение чего и сосредоточения на этом. Внимание само по себе не является таким же психическим процессом, которым являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть "заняты вниманием».

В психологической науке внимание определяется как направленность и концентрация психической деятельности на объекты и явления, которые имеют постоянную или ситуативную значимость для личности. Отличие внимания от психических познавательных процессов заключается в том, что оно само непосредственно не отражает реальность, а регулирует (направляет) и контролирует деятельность познавательных процессов.

Список использованной литературы

1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб .: Питер, 2013. - 752 с.

2. Психология (под редакцией Ю. Трофимова): Учебник. - М .: «Орияны», 2012. - 680 с.

3. Психология: Учебник для вузов / Л.Д.. Столяренко. - СПб .: Лидер, 2014.- 592 с.

4. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Э.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. - М .: Смысл; СПб .: Питер, 2014. - 413 с.

5. Величковский Б. Когнитивная наука. Основы психологии познания. - Смысл, Издательский центр "Академия", 2014. - В 2-х т. - 448 с., 432 с.

6. Мясоед П.А. Общая психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. Второй, доп. - К., 2015. - 487 с.

7. Цимбалюк И.М. Психология. - М., 2014. - 576 с.

8. Практикум по общей психологии (под редакцией Ю. Трофимова). - М .: «Знание», 2011. - 289 с.

9. Трофимова Н.Н., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. - СПб .: Питер, 2015. - 320 с.
























Полный текст материала Статья "Значимость внимания в процессе познания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мироненко Анна Васильевна  Публикатор
30.08.2019 0 5715 59

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК