Статья "Тренировочные упражнения на уроках джазового вокала и их значение для профессионального роста исполнителя"
Комитет по культуре администрации города МурманскаМуниципальноебюджетное учреждение
дополнительногообразованиягородаМурманска
«Детскаяшкола искусств№2»
Тренировочные упражнения на урокахджазового вокала и их значение дляпрофессиональногоростаисполнителя
Методическоесообщение
ПреподавательМБУДО
«Детскаяшколаискусств№2»
города МурманскаМихайловскаяА.А.
2022год
Обособенностяхджазовоговокала
Если,говоряобособенностяхджазовоговокала,сравниватьегосакадемическим, то можноназватьнесколькоосновныхразличий.
Джазовыйвокалболееинструментален,чемакадемический.Джазовыевокалистычащеидутнепутемпротивопоставленияинструментаиголоса,а,наоборот, путем подражания голосом инструментальному звучанию и приемам.Инструментальностьпенияявляетсяпричинойлибоформальногоотношениякпоэтическому тексту, либо вообще отказа от него. Наиболее ярко это проявилось вманеретакназываемого«скэт-пения»(т.е.фонетическойимпровизации,когдаисполнитель применяет не слова или фразы, а отдельные слоги). Существует не малопримеровисполненияцелыхкомпозицийпосредствомодноголишь«скэта»,т.е.безтекста. В джазовом классе мы поем все упражнения на любой слог (т.е. «скэт»),какойудобнееребенку;главноездесь–интонирование.
Вджазовомвокаленесуществуетразделенияголосовпотембрально-тесситурнымхарактеристикам.Здесьнеттакихдробныхделений,каквклассическомвокале,где,например,сопраноможетбытьколоратурным,лирическим, драматическим, меццо и т.д. В джазе различают женский/мужской,низкий/высокийголоса.Конечно,наличиеупевцаспецифическогоджазовоготембраимеетзначение,однакоотсутствиетакогонеявляетсяпризнакомнепригодности певца к джазовому пению. Сила голоса для джазового вокалистатоженеявляетсяобязательнымкритериемблагодаряиспользованиюмикрофона.
Джазовыйвокалнекультивируетсглаженностирегистров,напротив,контрастностьзвучанияголосавразныхрегистрахявляетсядополнительнымпреимуществомдля вокалиста.
Основная сложность пения в джазовой манере заключается в необходимостичасто(иногдавпределаходнойфразы)видоизменятьтехникузвука.Дляакадемическихпевцов,наоборот,важноприменятьодинаковуютехникузвукообразованияв пределахвсегопроизведения.
В джазовом вокалемалое значение придают красоте звучания голоса, ностремятсядостичьинтереснойфразировки,особойинтонациисвинга,своеобразнойритмики.Джазистынетольконеустраняют,нопоройпреувеличиваюттеголосовыечерты,которыесточкизренияакадемическогопениясчитатьсянедостатками:хрипотца,сипение,неслаженностьрегистров,горловоеиносовоезвучание,отсутствиекантилены,неестественная преувеличеннаявибрация.
Джазовые вокалисты – это прежде всегоинтерпретаторы и импровизаторы.Ихсвободанеограниченанотнымтекстомиуказаниямикомпозитора.Вопределенном смыслесампевец являетсяавтором.
Специфика джазового вокала большей частью обуславливается его связью состилистическимиособенностямиафроамериканскойвокальнойтрадиции,сфольклоромсевероамериканскихнегров.Именнопоэтомуджазовоепениеизначально более свободное и открытое, чем академическое, и ему свойственнорасширение средств выразительности по сравнению с традиционной европейскойтехникой.Этоисполнениеглиссандо,фальцета,новыхгортанныхзвуков,вибрации,шепотаилирезкогофорсированиянот(идр.внешнихзвуковыхэффектов).
певца.
Отехническихприемахджазовоговокала
Количествотехническихприемовджазовоговокалаобширно.
Портаментоиглиссандо применяютсяоченьсвободноизависяттолькоот
Фальцетное пение, вызывающее ощущение безопорного звучания,
распространяетсянавсерегистрыголоса,применяетсякакженщинами,такимужчинами.
Носовые призвукитакже не отвергаются джазистами (намеренное гнусавоезвучаниечастоприменяетсявкачестве имитацииотдельныхинструментов).
Нарядусшёпотомиговоркомприменятсяплач,смех,стоныитакназываемые«шаутс»и«холлерс»эффекты–этовыкрики,характерныедлянегритянскойманерыпения,абсолютносвободныевмелодико-интонационномотношении.
Способызвукоизвлечения
Субтон(subtone)–продуцированиезвука,прикоторомтолькочастьдыхательной струи обращается в отрезонированный звук. Использованиесубтонапридаетголосу мягкость,интимность.(Длятренировкихарактерныхспособовзвукоизвлечениямыиспользуем рядупражнений).
Бэлтинг(belting)–такназываемый«художественныйор»,илипениегромким,сильнымголосомнавысокихнотах.Приемпришелкнамизафроамериканскоймузыки«госпел»(жанрдуховнойхристианскоймузыки,появившийсявконцеXIXвека вСША).
Филировка–(франц. filer un son – тянуть звук) – изменение динамики звукана выдержанном тоне одной высоты. Филировка является показателем свободноговладениявокальнойтехникой.
Естьидругиеспособызвукоизвлечения, такие какgrowe(рычание).
Способыинтонирования
Блюзовые интонирования(англ. blue tones – блюзовые тоны). Для развитияблюзовогоинтонированиямыпоем«блюзовуюгамму».
Вафроамериканскомфольклореиджазесуществуетхарактерноеинтонированиенекоторыхступенейлада.ЧащевсегоIII,VиVIIступеней.Практикаподобного интонирования привела к тому, что блюзовый лад стали называть ладомсминорнойтерциейинизкойсептимой.Насамомделеблюзовое интонированиенепредполагаетточнуютемперацию.
Блюзовое интонирование используется не только при исполнении блюзов, ноиприисполнении джазовыхстандартов.
Глиссандо(ит. glissando – скользить) – размеренное скольжение от одногозвукакдругому.
Упражнениявкласседжазовоговокалатакжеспособствуютразвитиюорнаментики.
Орнаментика–способдополнительногоукрашениямелодиимелодическимифигурами,чтопозволяетисполнителюимпровизироватьсосновноймелодической линией произведения. К видам орнаментики относятся: группетто,мордент,трель,другиемелизмы.
Первое,счегоначинаетсяурок–этоупражнения.Вихприменениисоблюдается принцип «от простого к сложному».На первых порах упражнения вклассе джазового пения не отличаются от упражнений в классе академическогопения.
Особоевниманиенаначальномэтапеобученияотводятсядыхательнымупражнениям.Вкачествепособияподыхательнымупражнениямхочетсяотметить
«Практическое пособие для начинающих» А.В. Карягиной. Данные упражнениявыполняютсяученикомкаквклассе,такисамостоятельноприпомощифонограммы.
Оченьполезныупражнениянаскороговорки.Ониспособствуютформированиючеткойдикциииорганизуютдыхание,учатэкономноегорасходовать.
Далее вокалист овладевает искусством интонирования двух, трех звуков всопровождениифортепиано.Этоупражнениявдиапазонеотодногодопятизвуков.Данные упражнения не подразумевают решения сложных технических задач. Этопросторазогрев.
Тренировочный материалусложняется по мере профессиональногоростаучащихся.Онспособствуетрасширениюдиапазонаголоса,развитиюегоподвижности. Хорошивэтомсмысле«Этюды»ВалерияМилашавы.
Взаключениехочетсяподчеркнуть,что,еслитренировочнымиупражнениямизаниматьсяпоследовательноипостоянно,ихпользанесомненновелика.
Списоклитературы:
-
Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги отехникепения [Текст]/Л.Б.Дмитриев.–М.,2002,188с.
-
ИсаеваИ.О.Эстрадноепение.Экспресс-курсразвитиявокальныхспособностей[Текст]/И.О.Исаева.–М.:АСТ,Астрель,2007 –319с.
-
Карягина А.В. Практическое пособиедляначинающих.«Джазовый вокал»[Текст]/А.В. Карягина.-Спб.:ИздательствоЛань,2008.
-
КоллиерДж.Становлениеджаза[Текст]/Дж.Д.Коллиер.– М.1984.
-
КоненВ.Рождениеджаза [Текст]/В.Конен–М.:Сов.композитор, 1984.–
312с.
Приложения:
-
Распевкидлямладшихклассов.
-
Распевкидлястаршихклассов.
-
Распевкидлястаршихансамблей.
I
-
-
Наодномзвуке.
-
32.
53.
74.
Япе
Мыпе
95.
ребе
ребе
га юберегалибере
гага
перебе
перебе
га юберегалибере
гага
116.
137.
158.
II
-
Упражнениедляразвитияподвижностиголоса.
-
"Белтинг"
2(Худ.ор.)
-
Упражнениеразвиваетчувстворитма.
4(Упражнениенанестандартныйритм).
Та ба
да ба
дап
па дап
па та
ба да
54.
-
"Лагуна"Играрегистрами.
(Переходсгрудногозвуканаголовной)
7
Лагу
на
ла
гу
на ла
на
лагу
ла
гу
лагу
ла
гу
гу
-
18
Блюзоваягамма.
Распевкидлястаршихансамблей.
В.П.Малишаваавтор"Этюдов"
17 Этюд3
2
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайловская Арина Алексеевна
→ Публикатор 21.02.2022 0 492 123 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.