Статья "Тренировочные упражнения на уроках джазового вокала и их значение для профессионального роста исполнителя"


Комитет по культуре администрации города МурманскаМуниципальноебюджетное учреждение

дополнительногообразованиягородаМурманска

«Детскаяшкола искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочные упражнения на урокахджазового вокала и их значение дляпрофессиональногоростаисполнителя

 

Методическоесообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПреподавательМБУДО

«Детскаяшколаискусств№2»

города МурманскаМихайловскаяА.А.

 

 

 

2022год

Обособенностяхджазовоговокала

Если,говоряобособенностяхджазовоговокала,сравниватьегосакадемическим, то можноназватьнесколькоосновныхразличий.

Джазовыйвокалболееинструментален,чемакадемический.Джазовыевокалистычащеидутнепутемпротивопоставленияинструментаиголоса,а,наоборот, путем подражания голосом инструментальному звучанию и приемам.Инструментальностьпенияявляетсяпричинойлибоформальногоотношениякпоэтическому тексту, либо вообще отказа от него. Наиболее ярко это проявилось вманеретакназываемого«скэт-пения»(т.е.фонетическойимпровизации,когдаисполнитель применяет не слова или фразы, а отдельные слоги). Существует не малопримеровисполненияцелыхкомпозицийпосредствомодноголишь«скэта»,т.е.безтекста. В джазовом классе мы поем все упражнения на любой слог (т.е. «скэт»),какойудобнееребенку;главноездесь–интонирование.

Вджазовомвокаленесуществуетразделенияголосовпотембрально-тесситурнымхарактеристикам.Здесьнеттакихдробныхделений,каквклассическомвокале,где,например,сопраноможетбытьколоратурным,лирическим, драматическим, меццо и т.д. В джазе различают женский/мужской,низкий/высокийголоса.Конечно,наличиеупевцаспецифическогоджазовоготембраимеетзначение,однакоотсутствиетакогонеявляетсяпризнакомнепригодности певца к джазовому пению. Сила голоса для джазового вокалистатоженеявляетсяобязательнымкритериемблагодаряиспользованиюмикрофона.

Джазовыйвокалнекультивируетсглаженностирегистров,напротив,контрастностьзвучанияголосавразныхрегистрахявляетсядополнительнымпреимуществомдля вокалиста.

Основная сложность пения в джазовой манере заключается в необходимостичасто(иногдавпределаходнойфразы)видоизменятьтехникузвука.Дляакадемическихпевцов,наоборот,важноприменятьодинаковуютехникузвукообразованияв пределахвсегопроизведения.

В джазовом вокалемалое значение придают красоте звучания голоса, ностремятсядостичьинтереснойфразировки,особойинтонациисвинга,своеобразнойритмики.Джазистынетольконеустраняют,нопоройпреувеличиваюттеголосовыечерты,которыесточкизренияакадемическогопениясчитатьсянедостатками:хрипотца,сипение,неслаженностьрегистров,горловоеиносовоезвучание,отсутствиекантилены,неестественная преувеличеннаявибрация.

Джазовые вокалисты – это прежде всегоинтерпретаторы и импровизаторы.Ихсвободанеограниченанотнымтекстомиуказаниямикомпозитора.Вопределенном смыслесампевец являетсяавтором.

Специфика джазового вокала большей частью обуславливается его связью состилистическимиособенностямиафроамериканскойвокальнойтрадиции,сфольклоромсевероамериканскихнегров.Именнопоэтомуджазовоепениеизначально более свободное и открытое, чем академическое, и ему свойственнорасширение средств выразительности по сравнению с традиционной европейскойтехникой.Этоисполнениеглиссандо,фальцета,новыхгортанныхзвуков,вибрации,шепотаилирезкогофорсированиянотдр.внешнихзвуковыхэффектов).

 

 

 

певца.

Отехническихприемахджазовоговокала

Количествотехническихприемовджазовоговокалаобширно.

Портаментоиглиссандо применяютсяоченьсвободноизависяттолькоот

 

Фальцетное пение, вызывающее ощущение безопорного звучания,

распространяетсянавсерегистрыголоса,применяетсякакженщинами,такимужчинами.

Носовые призвукитакже не отвергаются джазистами (намеренное гнусавоезвучаниечастоприменяетсявкачестве имитацииотдельныхинструментов).

Нарядусшёпотомиговоркомприменятсяплач,смех,стоныитакназываемые«шаутс»и«холлерс»эффекты–этовыкрики,характерныедлянегритянскойманерыпения,абсолютносвободныевмелодико-интонационномотношении.

 

Способызвукоизвлечения

Субтон(subtone)–продуцированиезвука,прикоторомтолькочастьдыхательной струи обращается в отрезонированный звук. Использованиесубтонапридаетголосу мягкость,интимность.(Длятренировкихарактерныхспособовзвукоизвлечениямыиспользуем рядупражнений).

Бэлтинг(belting)–такназываемый«художественныйор»,илипениегромким,сильнымголосомнавысокихнотах.Приемпришелкнамизафроамериканскоймузыки«госпел»(жанрдуховнойхристианскоймузыки,появившийсявконцеXIXвека вСША).

Филировка(франц. filer un son – тянуть звук) – изменение динамики звукана выдержанном тоне одной высоты. Филировка является показателем свободноговладениявокальнойтехникой.

Естьидругиеспособызвукоизвлечения, такие какgrowe(рычание).

 

Способыинтонирования

Блюзовые интонирования(англ. blue tones – блюзовые тоны). Для развитияблюзовогоинтонированиямыпоем«блюзовуюгамму».

Вафроамериканскомфольклореиджазесуществуетхарактерноеинтонированиенекоторыхступенейлада.ЧащевсегоIII,VIIступеней.Практикаподобного интонирования привела к тому, что блюзовый лад стали называть ладомсминорнойтерциейинизкойсептимой.Насамомделеблюзовое интонированиенепредполагаетточнуютемперацию.

Блюзовое интонирование используется не только при исполнении блюзов, ноиприисполнении джазовыхстандартов.

Глиссандо(ит. glissando – скользить) – размеренное скольжение от одногозвукакдругому.

 

Упражнениявкласседжазовоговокалатакжеспособствуютразвитиюорнаментики.

Орнаментикаспособдополнительногоукрашениямелодиимелодическимифигурами,чтопозволяетисполнителюимпровизироватьсосновноймелодической линией произведения. К видам орнаментики относятся: группетто,мордент,трель,другиемелизмы.

 

Первое,счегоначинаетсяурок–этоупражнения.Вихприменениисоблюдается принцип «от простого к сложному».На первых порах упражнения вклассе джазового пения не отличаются от упражнений в классе академическогопения.

Особоевниманиенаначальномэтапеобученияотводятсядыхательнымупражнениям.Вкачествепособияподыхательнымупражнениямхочетсяотметить

«Практическое пособие для начинающих» А.В. Карягиной. Данные упражнениявыполняютсяученикомкаквклассе,такисамостоятельноприпомощифонограммы.

Оченьполезныупражнениянаскороговорки.Ониспособствуютформированиючеткойдикциииорганизуютдыхание,учатэкономноегорасходовать.

Далее вокалист овладевает искусством интонирования двух, трех звуков всопровождениифортепиано.Этоупражнениявдиапазонеотодногодопятизвуков.Данные упражнения не подразумевают решения сложных технических задач. Этопросторазогрев.

Тренировочный материалусложняется по мере профессиональногоростаучащихся.Онспособствуетрасширениюдиапазонаголоса,развитиюегоподвижности. Хорошивэтомсмысле«Этюды»ВалерияМилашавы.

Взаключениехочетсяподчеркнуть,что,еслитренировочнымиупражнениямизаниматьсяпоследовательноипостоянно,ихпользанесомненновелика.

Списоклитературы:

  1. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги отехникепения [Текст]/Л.Б.Дмитриев.М.,2002,188с.

  2. ИсаеваИ.О.Эстрадноепение.Экспресс-курсразвитиявокальныхспособностей[Текст]/И.О.Исаева.М.:АСТ,Астрель,2007 –319с.

  3. Карягина А.В. Практическое пособиедляначинающих.«Джазовый вокал»[Текст]/А.В. Карягина.-Спб.:ИздательствоЛань,2008.

  4. КоллиерДж.Становлениеджаза[Текст]/Дж.Д.Коллиер.– М.1984.

  5. КоненВ.Рождениеджаза [Текст]/В.КоненМ.:Сов.композитор, 1984.

312с.

 

Приложения:

  1. Распевкидлямладшихклассов.

  2. Распевкидлястаршихклассов.

  3. Распевкидлястаршихансамблей.

I

 

    1. Наодномзвуке.

 

 

 

 

 

 

32.

 

 









 

 

 

53.

 

 





 

 

 

74.



 

 

Япе

Мыпе

95.

 

ребе

 

ребе

 

га юберегалибере

 

 

гага

 

перебе

 

перебе

 

га юберегалибере

 

 

гага

 

 

 

 

 

 

 

116.

 

 

 

 

 

137.

 

 







 

 

 

158.

 

 

 







 

II

  1. Упражнениедляразвитияподвижностиголоса.

 

 

  1. "Белтинг"

2(Худ.ор.)

 

 

 











 

 

  1. Упражнениеразвиваетчувстворитма.

4(Упражнениенанестандартныйритм).

 

 

 

 

Та ба

 

да ба

 

дап

 

па дап

 

па та

 

ба да

 

54.

 

 

 













 

 

 


 

  1. "Лагуна"Играрегистрами.

(Переходсгрудногозвуканаголовной)

7

 

Лагу

на

ла

гу

на ла

на

лагу

ла

гу

лагу

ла

гу

гу

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

    18

    Блюзоваягамма.

     



Распевкидлястаршихансамблей.

 

 

В.П.Малишаваавтор"Этюдов"

 

 


 

 

 


 

 

17 Этюд3

 



 

 

 

 



 

 

 


 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

 


Полный текст материала Статья "Тренировочные упражнения на уроках джазового вокала и их значение для профессионального роста исполнителя" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайловская Арина Алексеевна  Публикатор
21.02.2022 0 479 121

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК