Статья "О развитии аналитических навыков учащихся ДМШ"
О развитии аналитических навыков учащихся ДМШ.
Интеллект – комплекс умственных и творческих способностей(«Современный словарь по психологии», стр.48).
Важен не только исходный уровень И., но и дальнейшие условия его развития. Задача педагога создать благоприятную атмосферу для развития интеллекта. Необходимо включать в эту работу и родителей ребенка.
Музыка воздействует одновременно на эмоции, интеллект, сознание и подсознание слушателя.
Материальная основа произведения – все то, мы слышим: мелодия, гармония, метроритм, динамика, тембр, регистр, фактура.
Духовная сторона мышления – то, что мы воображаем, чтобы окрасить звучащую ткань при помощи собственных чувств, ассоциаций, настроений.
Компонент логического мышления – то, о чем мы думаем. Структура музыкального произведения, последовательность его частей.
Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа, тогда можно говорить о наличии подлинного музыкального мышления.
«Талант есть страсть плюс интеллект», «Холодный ум, горячее сердце и живое воображение – главные черты художника». Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры, стр.37».
На практике мы часто сталкиваемся с тем, что ученик заучивает в течение учебного года несколько произведений чисто механически, не осознав, не услышав, не вообразив ничего.
Чтобы ученик научился слышать, воображать, думать его надо учить. Поэтому важно вовремя увидеть эту проблему и заниматься развитием мышления и интеллекта постоянно. С первых шагов, т.к. только в этом случае можно продвигать ученика вперед. Наступило время, когда педагог просто обязан понять, что нельзя вырастить ученика без развития его интеллектуальных способностей.
Главная задача педагога не только стремление научить ученика играть на музыкальном инструменте, но и воспитать в нем навыки и знания для самостоятельной работы над музыкальным произведением. Это сложнее, чем просто выучить с ним определенное количество пьес, этюдов и т.д. Только воспитание навыков осмысленного освоения музыкального материала даст возможность ученику после окончания школы не закрыть навсегда инструмент, а продолжить самостоятельно осваивать разные жанры музыки.
С учениками нужно анализировать мелодию(на одном звуке, вверх, вниз, волнообразно), затем усложнять задание – находить смысловые кульминации, делить на фразы, предложения; далее - анализировать дальнейшее развитие мелодии и т.д. полезно пропевать мелодию, чтобы ученик голосом смог ощутить напряженность при движении вверх или скачками, спокойное развитие мелодии при движении вниз.
Важно воспитывать у ребенка навык группирования звуков по смыслу, чтобы он видя нотный текст не искал каждый звук отдельно на клавиатуре, а сразу стремился осмыслить звуки как фразу.Проиграв ученику пьесу нужно побеседовать о ее настроении, выяснить, что происходит вмузыке. Важно сочинять слова к мелодии( если их нет), заострить внимание на эмоциональном содержании музыки ( грустное, веселое, напевная, бодрая и т.д.).
Учиться «выражать словами музыку» очень полезно. Это отражается на качестве исполнения. Оно становиться более живым и осмысленным.
Схема работы с учащимися по развитию их и интеллекта.
1. Исполнение музыкального произведения ученику.
2. Выяснить понравилось ли прозвучавшее произведение или нет.( Бывает, что сразу после беседы о содержании и авторе изначально не понравившееся произведение становится одним из любимых у ученика).
3. Беседа о характере музыки и ее содержании.
4. Определяем жанр.
5. Рассматриваем структуру и определяем форму.
6. Выясняем какими средствами музыкальной выразительности раскрывается содержание музыкального произведения(стремление и характер мелодии, ритмическая и ладовая организация, динамика развития, кульминация во всех фразах).
7. Внимательное и бережное отношение ко всем указаниям композитора:
темп и его изменения, штрихи нюансы, аппликатура, т.к. неточное их выполнение приводит к искажению образного содержания музыкального произведения. В качестве иллюстрации к этому я показываю разные варианты исполнения.
8. После такого анализа музыкального произведения обязательно беседуем с учеником об авторе данной музыки. Я стараюсь построить рассказ так, чтобы ребенок смог представить композитора как личность, как человека живущего(или жившего) в определенную эпоху, в той или иной обстановке.
Практика показывает, что глубокое проникновение в образное содержание и особенности музыкального языка произведения того или иного композитора достигается только тогда, когда ученик сможет почувствовать в этом произведении что-то значимое для себя, то, что отвечает его внутренним требованиям. Тогда появляется вдохновение и желание преодолеть все трудности. Ученику становится интересно понять все, что хотел передать звуками композитор.
Важно, что ученик хочет верить своему педагогу, и педагог должен об этом помнить и сам находиться в постоянном состоянии творческого поиска, чтобы быть интересным для ученика.
Итак, повторюсь, что важно не столько научить ребенка играть на музыкальном инструменте, сколько вооружить его знаниями, чтобы окончив музыкальную школу он ушел самостоятельно осваивать незнакомые музыкальные произведения, выйти за круг отработанных с педагогом пьес.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Татьяна Валентиновна
→ Публикатор 17.10.2022 0 530 78 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы