Методическая работа "Обучение академическому рисунку"


Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Приморский краевой художественный колледж»

 

Рассмотрена

на заседании ПЦК

отделения «живопись» Протокол №__от______г.

Председатель ПЦК Фомин А.Е.

 

 

Утверждена

Директор КГАПОУ «Приморский краевой художественный колледж»

 

Смыченко А.М.


 


 


 


 

Методическая работа

«Обучение академическому рисунку, для 1 курса 2 семестра художественного колледжа»

по предмету

«Рисунок»

 


 

преподавателя спецдисциплин

Голованова Анна Владимировна


 


 


 


 


 

Владивосток

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Тема №1. Рисунок гипсовой вазы………………………………………5

Тема №2. Рисунок гипсовой капители в ракурсе……………………10

Тема №3. Натюрморт в интерьере……………………………………..16

Тема №4. Рисунок гипсовой маски льва………………………………19

Тема № 5. Рисунок обрубовочной головы……………………………21

Тема № 6. Рисование гипсовых частей лица………………………….23

Тема № 7. Рисунок античной головы………………………………….30

Основные приемы выполнения лабораторных работ……………….36

Обзор рекомендованной литературы…………………………………..37

Методические рекомендации по выполнению заданий…………….38

Виды контроля…………………………………………………………….40

Условия получения положительной оценки за экзамен……………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для понимания особенностей предлагаемой Методической работы«Обучение академическому рисунку, для 1 курса 2 семестра художественного колледжа»,следует обратиться к научному определению академического рисунка:

  • академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей.

Таким образом, академический рисунок, это не вид и не техника рисунка, это особая система изобразительного искусства, с достаточно жесткими принципами и правилами изображения натуры.

Основные принципы академического рисунка.

  1. Первоочередное значение имеет конструкция предмета. При этом конструктивное построение неотделимо от светотеневой моделировки. То есть, светотень распределяется по предмету в строгом соответствии с его строением и формой.

  2. Каждый предмет можно представить как совокупность основных геометрических форм: шара, параллелепипеда, цилиндра. Если известно, как распределяется свет по поверхности этих простых форм, можно нарисовать любую достаточно сложную форму. Для развития этого навыка студенты и рисуют гипсовые примитивы.

  3. Художник рисует плоскостями. Все полутона занимают свой участок плоскости. Границы этих плоскостей определяются из конструкции предмета.

  4. Светотень и конструкция прорабатываются одновременно, на всей плоскости листа. Рисунок на любой стадии должен выглядеть законченным.

  5. Работа ведется от общего к частному. Сначала большие формы и плоскости, потом детали.

В ходе своего развития академический рисунок получил хорошо разработанную, поэтапную программу обучения. Основной ее принцип – от простого к сложному. На начальных этапах обучение внимание уделяется развитию пространственного мышления, ощущению перспективы и композиционным основам.

Основной целью реализации программы «Академический рисунок» является овладение слушателями различными техническими приёмами: композиционное размещение предметов на листе бумаги, построение предметов с учетом перспективы, приемы изображения предметов в объеме, тональное изображение постановки, различные техники штриха.

Для достижения этой цели разработаны следующие учебные темы для студентов:

  1. Рисунок гипсовой вазы.

  2. Рисунок гипсовой капители в ракурсе.

  3. Натюрморт в интерьере.

  4. Рисунок гипсовой маски льва.

  5. Рисунок обрубовочной головы.

  6. Рисование гипсовых частей лица.

  7. Рисунок античной головы.

 

Указанные темы занятий рассчитаны на студентов первого курса 2 семестра художественного колледжа. К каждой теме подобраны и представлены ниже как аудиторные постановки и упражнения, так и задания для домашней подготовки.

 

 

 

Тема №1. Рисунок гипсовой вазы

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель: построение гипсовой вазы на основе простых геометрических объемов. Задание дается с целью развития пространственного мышления, умения логически строить форму средствами линии с минимальным применением тона, то есть линий построения, без которых немыслим конструктивный анализ изображаемого.

Материалы: карандаш«Т», «ТМ», «М», резинка, кнопки. Работа выполняется на плотной бумаге – ½ листа ватмана.

Время выполнения: 27 часов (1 аудиторнаяработа).

 

Линейное построение формы – основа грамотного учебного рисунка. Разместив рисунок на формате листа, студент должен добиться гармоничной строгости пропорций вазы, верного масштабного и пространственного соотношения, строгой симметрии формы. Основная трудность работы заключается в конструировании формы путем построения системы линий осей, разрезов и сечений, необходимых для выявления объема. Очень точно должна быть найдена точка опоры вазы, передающая ощущение устойчивого положения на горизонтальной плоскости. Это невозможно сделать без учета линии горизонта, его уровня и точки зрения на предмет. Многократное изображение окружности в перспективе дает хороший навык в построении тел вращения. Сложная форма вазы требует разложения ее (в целях наилучшего уяснения) на простые геометрические объемы, изученные студентами ранее на предыдущих занятиях. Обязательным требованием этого задания является тщательное рисование не только видимых контуров, но и невидимой части предмета. Четкие и строгие линии рисунка не следует делать слишком жесткими и сухими, как на чертеже. Линия рисунка, являясь средством передачи объема, должна быть живой, пластичной, разнообразной по толщине и силе тона, что придает ей свойства пространственности. Линии основные и вспомогательные, видимые и невидимые, обозначающие ближние и удаленные планы, должны быть различными по характеру. Рисунок должен производить целое, законченное впечатление.

Построение конструкции вазы следует производить следующим образом.

Правильно разместив предполагаемый рисунок на листе, наметьте центральную ось вазы (ось вращения), затем наметьте ее основные размеры - высоту и ширину корпуса. Следует особо подчеркнуть, что в рисунке чрезвычайно важно обратить внимание на правильно и точно взятые пропорциональные отношения, без чего не может быть верно построен любой изображаемый предмет.

Наметив основные размеры, приступайте к определению пропорциональных величин частей вазы, высоты корпуса и нижнего основания горловины, примыкающей к верхней конической поверхности корпуса. После чего, согласно пропорциональным величинам, определите радиусы нижнего основания горловины, верхнего и нижнего оснований вазы вместе с конусом и толщиной кольца. Причем их радиусы следует намечать, исходя из видимого ракурсного положения вазы в пространстве и определяя линию горизонта. Уточняя радиусы образующих поверхностей вазы, следите за симметричностью их расположения относительно центральной оси вращения.

Таким образом, по намеченным точкам основных положений частей вазы намечают легкими линиями ее общую форму. Наметив характер формы, следует перейти к передаче объемно-пространственной конструкции вазы. Передача объемно-пространственной характеристики предметов тел вращения возможна лишь при правильном построении их образующих окружностей (эллипсов). Построение эллипсов следует производить с учетом закономерностей перспективы.

Для закрепления полученных навыков в конструктивном построении рисунка вазы студентам следует порисовать форму предмета в различных положениях, в том числе фрагментов ее конструкции, узлов и соединений без применения тона, в линейно-конструктивном изображении.

Задание: линейно-конструктивное построение рисунка гипсовой вазы, с введением тона.

Упражнение: зарисовки гипсовой вазы в различных положениях с разных ракурсах.

 

 

 

 

 

 

Пример разложение сложной конструкции вазы на простые геометрические тела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение сложных узлов в конструкции гипсовой вазы.

 

Уточнение конструкции вазы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарисовки вазы в разных положениях.

 

 

Линейно-конструктивное и тоновое решение рисунка вазы.

 

 

Тема №2. Рисунок гипсовой капители в ракурсе

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель: построение гипсовой капители в различных ракурсах.

Материалы: карандаш«Т», «ТМ», «М», резинка, кнопки. Работа выполняется на плотной бумаге – ½ листа ватмана.

Время выполнения: 9 часов (1 аудиторнаяработа).

 

Учебное задание по рисованию архитектурных деталей является продолжением освоения рисунка и переходом к изучению более сложных форм - человеческого тела, головы и ее деталей. Так, например, изучая и рисуя элементы архитектурных пластических форм, студенты приобретают целый комплекс необходимых качеств для совершенствования в области рисунка. Они познают логику конструктивно-художественной сущности этих форм, приобретают и совершенствуют технические и изобразительные навыки, развивают пространственное воображение и художественный вкус.

Для успешного выполнения учебного задания по рисованию архитектурных деталей потребуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению простых геометрических фигур - квадрата и окружностей.Изучать и рисовать архитектурные детали необходимо от простых форм, постепенно переходя к сложным. Для начала рассмотрим форму конструкции ордерной системы капители дорического ордера.

Капитель состоит из трех основных частей. Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой.

Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.

Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.

Построение изображения начинают с общей формы. Учитывая, что ее основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к перспективному построению изображения. При изображении классических ордеров чрезвычайно важно с самого начала как можно точнее выдержать основные пропорциональные величины. От того, насколько правильно будут определены основные размеры капители, будет зависеть правильность соотношения величин остальных ее элементов.

Построение конструкции капители можно начинать с квадратного основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного вала. Здесь главное - верно построить в перспективном ракурсе два соединяющих элемента. Но, как показывает длительная практика, преобладающее большинство студентов сталкивается с трудностями при вписывании окружности в квадрат (эллипса в ромб). Необходимо отметить, что строя квадрат в перспективе, с тем чтобы потом вписать в него окружность (эллипс), нужно помнить, что независимо от положения углов плиты относительно точки зрения и ее ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учетом перспективных сокращений. Причем середина каждой из сторон квадрата плиты должна касаться окружности (эллипса). Недопустимо пытаться подогнать изображение эллипса к неправильно построенному квадрату. Это приведет к значительным искажениям, как самих элементов, так и всего изображения.

Закончив построение верхних элементов конструкции капители, приступают к построению основания ствола колонны. Учитывая ракурсные положения натурной модели, следует опираться на закономерности перспективы. При их построении очень важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объемной конструкции капители. При уточнении деталей капители необходимо исходить из логики конструктивного строения элементов и их частей.

В процессе работы над рисунком следует время от времени подходить к изображаемой модели, изучать заинтересовавшую форму тех или иных деталей.

При изображении половинчатой формы капители студенты часто забывают, что это - часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Только после этого можно приступать к определению половины капители в соответствии с ее положением относительно рисующего. Чтобы произвести необходимое вертикальное сечение, следует, с учетом перспективы, разделить пополам эллипсы оснований, а затем и основание квадрата плиты-абаки. После проверки и дополнительных уточнений ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от нее сразу, так как при дальнейшей проработке и уточнениях на нужной половине могут быть допущены некоторые искажения. Таким образом, непременным условием завершения работы над построением рисунка капители является проверка на расстоянии. Только с определенного расстояния можно увидеть те или иные недочеты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объемно-пространственную форму и общее состояние рисунка. После уточнения построения и исправления допущенных ошибок, следует перейти к выявлению объемной формы светотенью. Для начала необходимо наметить границы собственных и падающих теней, а затем нанести легкий тон на теневых участках с последующей постепенной проработкой светотени на всем изображении и вокруг него, постепенно приводя рисунок к определенной степени завершенности.

Задание: рисунок гипсовой капители в ракурсе.

Упражнения: линейные зарисовки конструкции капители.

 

Разложение конструкции капители на простые формы.

 

Построение капители (этапы). Проверка перспективных сокращений.

Вариант рисунка половины капители с прорисовкой второй половины.

 

Тоновая проработка рисунка.

 

Простые формы капители в ракурсе.

 

Этапы построения капители в ракурсе.

Тема №3. Натюрморт в интерьере

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель: рисунок натюрморта из предметов быта в интерьере.

Материалы: материал - уголь, сангина, формат А1.

Время выполнения: 27 часов (1 аудиторная работа), самостоятельная работа (20 часов).

Некоторые интерьеры формируют одно из направлений архитектурного рисунка, в то время как другие можно охарактеризовать как расширение работы с натюрмортом. Детализированный рисунок интерьера церкви, собора или великолепно декорированной и украшенной гостиной входят в первую категорию. Однако этюд стула в углу комнаты, стола в алькове или пространства кухни с полками и буфетами являются более “родственным” натюрморту.

Этот вид интерьера предоставляет огромные возможности. Если у вас и меньше власти над предметами, чем при создании классического натюрморта, все же, как правило, можно перемещать отдельные элементы композиции для достижения лучшего равновесия или более интересного эффекта. Будет логичным, естественно, не учитывать то, что вносит дисгармонию. Вы можете также играть с перспективой и пропорциями, изменяя размер подоконника или сближая стены, чтобы выделить главный предмет, представляющий интерес, например стул или стол.

Практические соображения

Однако есть две потенциальные проблемы. Во-первых, если комната маленькая, скорее всего, трудно будет найти идеальное место для мольберта, поскольку необходимым условием является направление света. Необходимо, чтобы свет падал и на ваш рисунок, а не только на сам предмет. Во-вторых, многие интерьеры обязаны своим особым очарованием специфическому эффекту освещения. Спальня с утренним солнечным светом, струящимся по приведенным в беспорядок простыням, – прекрасная тема, но она станет менее соблазнительной, когда солнце “уйдет”. Поэтому, если вы не обладаете невероятно точной визуальной памятью, то возможно, стоит использовать фотоаппарат, применяя фотографию как справочную информацию для фиксации игры света и обращения к реальным вещам в уточнении структуры, пропорций и деталей. Это именно тот случай, когда цифровая камера действительно незаменима, поскольку не придется ждать дни или недели, пока не будет отснята вся пленка; ведь тем временем можно и потерять первоначальное вдохновение.

Композиция, основанная на горизонтальных и вертикальных линиях, может выглядеть слабой и унылой, но как только вводятся диагонали, все встает на свои места.

Использование световых эффектов

Мало того что солнечный свет преобразует комнату, он также услужливо создает яркие блики, которые определяют объекты.

Художественная вольность

Когда вы сталкиваетесь с искусственными объектами и традиционными структурными особенностями интерьера, возникает желание использовать линейку. Однако, это может заставить рисунок выглядеть слишком “механическим” в ущерб личностному восприятию.

 

 

 

 

Примеры композиций натюрморта в интерьере.

 

Тема №4. Рисунок гипсовой маски льва

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель: Данное задание является переходным этапом к рисованию гипсовой головы человека. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное, легкая светотень.

Материалы: материал - бумага, графитный карандаш, размер ½ листа.

Время выполнения: 18 часов (1 аудиторная работа).

 

Выполняем длительный рисунок, который состоит из гипсовой маски животного (льва) и разных по фактуре драпировок. Строим маску Льва в перспективе линейно-конструктивным методом. Используем лёгкую светотень, выявляем большую форму. С помощью тона выделяем главное.

Эта гипсовая форма является переходной к рисованию головы человека, поскольку, во-первых, она как скульптура представляетсобою не круглую модель, а скорее конусообразную, где вершиной конуса является кончик носа зверя, а основанием – плоское дно декоративного геральдического «щита», на котором голова «подвешена», как обыкновенно подвешивают охотничьи трофеи. Таким образом высокий барельеф (горельеф) есть переходная форма от двухмерного изображения, каковым является низкий рельеф, к круглой скульптуре, к которой относятся и все гипсовые модели античных голов, к рисованию которых студенты приступят позже. Другая же сторона этой переходности в том, что формы головы высшего млекопитающего – льва, эволюционно близкого приматам и человеку, как биологическому виду, имеют значительное сходство, если не сказать, – связь с пластикой лица человека. Наличествуют идентичные плоскости, массы мышц и другие детали.

Задание: рисунок гипсовой маски льва.

Упражнение: зарисовки и наброски маски различными материалами.

 

 

Примеры рисунков гипсовой маски льва.

 

Тема № 5. Рисунок обрубовочной головы

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель: Выполнить линейно-конструктивные рисунки черепа и обрубовки в различных ракурсах. Изучить строение объемной головы, состоящей из множества разнообразных геометрических плоскостей, гармонично соединяющихся друг с другом и образующих общую большую форму, соподчиненную с более мелкими деталями.Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа — начальной стадии построения изображения.

Материалы: материал - карандаш «Т», ТМ», «М», кнопки, резинка. Работа выполняется на листе плотной бумаги (½ листа ватмана).

Время выполнения: 18 часов (1 аудиторная работа).

 

Последовательность выполнения работы.

На первой стадии рисунка положение головы, шеи и подставки определяются с помощью вертикали и горизонтали: намечается линия от середины лба до середины подбородка, проводятся также линии, определяющие направление глаз и других размещающихся параллельно форм.

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить ее общий овал и положение шеи, затем наметить основной объем головы, отдаляя для этого лицевую поверхность головы от поверхностей, идущих к затылку. На второй стадии работы точно определяется положение и пропорции отдельных частей. Намечая основные части лица – расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка – сравнивают их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы.

Форма головы ограничивается прямыми поверхностями. Задача рисующего состоит в том, чтобы найти эти поверхности, из которых каждая занимает положение, свойственное только ей, определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге – это и есть построение объема на плоскости листа.

Необходимо помнить, что все парные формы головы следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения. Рисуя линиями, с самого начала необходимо помнить о форме, которую они обозначают.

Работа над обобщенно-геометризованной гипсовой головой является связующим и переходным звеном от рисования геометрических тел к рисованию сложной формы.

На примере «обрубовки» видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов, и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. Целесообразность рисования данной гипсовой головы состоит в том, что в такой геометризованно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.

 

Примеры линейно-конструктивно построения обрубовочной головы.

 

Тема № 6. Рисование гипсовых частей лица

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель: ознакомление с особенностями гипсовой головы и отработка способов изображения и ее частей.

Материалы: карандаш «Т», ТМ», «М», кнопки, резинка, плотная бумага (½ листа ватмана).

Время выполнения: 26 часов.

 

Изучение частей головы начнем с анализа и изображения гипсовых слепков классического образца (голова Давида), которые предусмотрены учебными программами по рисунку.

Детальную проработку формы головы начинают с изображения носа, начнем и мы с анализа формы носа.

Раскрывая методику построения изображения деталей головы, мы будем возвращаться, казалось бы, к уже известным истинам, однако многолетняя педагогическая практика в различных высших художественных учебных заведениях показала, что подавляющее большинство студентов забывает о них и ведет рисунок очень хаотично и беспорядочно, не достигая должного успеха.

Как мы уже говорили, большая форма носа состоит из четырех поверхностей — передней, двух боковых и нижней плоскости.

При всем многообразии мужских и женских носов структура формы у всех одна. Рассмотрим ее на нашей схеме. Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы; далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция; от нее до конца горбины — третья, но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины. В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется. Например, мы рисуем человека с мефистофельским носом (горбоносого).

Анализируя структуру формы носа, мы отмечаем, что указанная нами схема становится более растянутой. Переносица у таких людей более узкая, боковая плоскость призмы-носа, от переносицы до слезника, уходит далеко вглубь. Горбина носа в самой выпуклой части уже обычной и по форме растянута, кончик носа свисает вниз и раздвоение миндалин не видны, они как бы сливаются в единую форму.

У курносого человека переносица обычно широкая, горбина носа как бы вдавлена и небольшая, миндалины широкие и на кончике носа хорошо видна их раздвоенность, а вся схема становится более. Но что особо важно отметить, несмотря на различие характера формы, схема, структура носа остается неизменной, состоящей из четырех частей.

Изучая закономерности строения формы носа, Леонардо да Винчи писал: «Части носа, посередине между которыми находится горбинка носа, изменяются восемью способами, а именно: или они одинаково прямые, или одинаково вогнутые, или одинаково выпуклые, — это во-первых; или же они не одинаково прямые, выпуклые или вогнутые, — это во-вторых; или они в верхних частях прямые, а в нижних вогнутые — это в-третьих; или верхние прямые, а нижние выпуклые, — это в-четвертых; или верхняя вогнутая, а нижняя прямая — это в-пятых; или верхняя вогнутая, а нижняя выпуклая — это в-шестых; или верхняя выпуклая, а нижняя прямая — это в-седьмых; или верхняя выпуклая, а нижняя вогнутая — это в-восьмых».

Внешний вид и закономерность формы носа в основном зависят от особенностей строения костей носа и лобного участка между бровями. У курносого лобный участок сильно выдается вперед, а носовая кость вдавлена. У людей с прямым носом переход от лобных костей к горбине носа плавный. У человека с орлиным (мефистофельским) носом лобная кость несколько выступает, а кости носа сильно выдаются вперед и резко опускаются книзу. Отсюда закономерность расположения хрящей и мышц. Это надо будет учитывать при рисовании живой головы. В данном случае нам надо усвоить общую закономерность строения формы носа и его пластическую характеристику.

Основная закономерность строения формы носа хорошо выражена в скульптурном слепке головы Давида. Поэтому во всех художественных учебных заведениях, при изучении деталей головы, рекомендуются гипсовые слепки головы Давида.

Приступая к рисунку носа, соблюдайте методическую последовательность построения изображения — от простого к сложному, от общего к частному. Прежде всего, необходимо наметить призматическую форму всего гипсового слепка, уточним его положение в пространстве (согласно законам перспективы) и его пропорциональные отношения. Затем наметим местоположение призмы носа и направление его плоскостей — переднюю, нижнюю и боковую или боковые, если они видны обе (рис. 62). Если призма носа расположена к нам фронтально, то передняя плоскость будет хорошо видна, а остальные будут в перспективном сокращении. Если же мы будем смотреть на призму носа снизу, то нижняя плоскость носа будет развернута и хорошо видна, а передняя и боковые будут видны в перспективном сокращении.

При построении призмы-носа в трехчетвертном повороте или в профиль мы заметим, что боковая плоскость призмы-носа, обращенная к нам, будет хорошо видна, а остальные плоскости призмы-носа будут не видны в перспективном сокращении. Поэтому, прежде всего надо правильно наметить в рисунке общую форму призмы-носа, уточнить ее положение в пространстве по законам линейной перспективы и проверить пропорциональные соотношения. После этого начинаем выявлять структуру формы носа согласно нашей схеме. Прежде всего, наметим расположение основных частей передней плоскости носа — переносицу, горбину и миндалины. Затем уточним глубину боковых плоскостей от переносицы до слезников и от миндалин до конца ноздрей, а также характер нижней площадки носа.

Уточняя рисунок передней плоскости носа, изображение ведите одновременно с правой и левой стороны. Например, наметив переносицу с правой стороны, сразу же намечайте левую. Наметив горбину носа справа, намечайте тут же слева. Уточняя характер формы миндалин, правую и левую часть изображаем одновременно.

Если у рисовальщика еще не развит в должной мере глазомер, то вначале следует пользоваться вспомогательными линиями построения. Например, намечая призму носа, можно соединить слезники и края крыльев носа прямыми линиями. Намечая верхний край крыла носа, тут же намечайте его с другой стороны, соединяя прямой, которая должна быть параллельной линии основания носа.

Изображая ноздри, не забывайте о толщине ноздрей, в особенности, когда вы подчеркиваете нижнюю площадку носа, находящуюся в тени.

При моделировке формы тоном внимательно следите за переходами одной формы в другую, не растушевывайте слишком сильно их границы, в особенности там, где надо передать переход формы переносицы к горбине носа, от горбины к миндалинам. Выявляя нижнюю поверхность носа — у кончика носа, на границе боковой поверхности ноздри и нижней, где должна быть показана толщина ноздри, необходимо слегка подчеркнуть границы плоскостей усилением тона. Плохо, когда нижняя, боковая и передняя плоскости сливаются тоном в одну общую. Чтобы проверить себя, можно воспользоваться следующим приемом: когда вам кажется, что все формы в рисунке выражены хорошо, прикройте рисунок ладонями или кусочками бумаги, оставив открытым только небольшой фрагмент рисунка, и посмотрите, достаточно ли ясно выражена трехмерность формы, или все смазано, а рисунок данной формы выражается только контурной линией. Если так, то надо продолжить моделировку формы и уточнить направление каждой плоскости в пространстве.

Методическая последовательность построения изображения особое внимание обращает на решение тональных задач. Рисунок начинаем с изображения призматической формы носа с легкой прокладкой тона. Отделив переднюю (освещенную) и нижнюю (теневую) плоскости носа от боковых (находящихся в полутени), следите, чтобы эти тоновые отношения сохранялись до конца завершения рисунка. У многих очень часто боковые поверхности носа и ноздри, находящиеся в полутени, имеют такую же силу света, как и на передней (освещенной) плоскости, и на кончике носа. На кончике носа иногда образуется блик, и сила света на ноздре не может быть ему идентичной.

Затем надо перейти к пластической характеристике формы как в свету, так и в тенях. Рефлексы вызывайте усилением тона рядом находящихся поверхностей.

Выполняя данный рисунок, старайтесь не только усвоить учебный материал, но и добиться выразительности рисунка, передать материал гипса. На рисунке даны примеры передачи материальности в рисунке. Чтобы хорошо усвоить принципы и методы изображения, следует выполнить ряд рисунков с других скульптур с самых различных точек зрения, подмечая характерные особенности строения формы носа.

 

Пропорции носа.

 

 

 

Тоновое решение частей лица.

 

 

 

Тоновое решение частей лица.

 

Тема № 7. Рисунок античной головы.

Вид занятий: рисование с натуры.

Учебная цель: развить и закрепить представление об объемном рисовании и выработать связанные с ним навыки и способы изображения. Изучить закономерности построения гипсовой античной головы.

Материалы: карандаш «Т», ТМ», «М», кнопки, резинка, плотная бумага (½ листа ватмана).

Время выполнения: 27 часов.

 

Для постановки рекомендуется использовать гипсовый слепок античной головы с четкими и ясными формами.

Такая постановка дает возможность наиболее полно изучить конструкцию объемов головы. В рисунке вспомогательные осевые и овальные линии, строящие поворот и ракурс головы, можно не стирать до конца работы. Эти линии как бы подтверждают логику построения.

В работе над рисунком необходимо уделить максимум внимания анализу построения основных объемов головы. При лепке форм шапки волос, бороды, усов, бакенбард не обязательно пересчитывать все завитки и локоны. Все эти мелочи надо обобщить. При их лепке нельзя терять чувство больших объемов и основных планов.

Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.

В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

 

 

 

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться. В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где "центр", то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

 

Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править. После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.

Учебные "обрубовочные" головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.

Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.

Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда - ощупывать) форму со всех сторон.

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность - делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы - более-менее напоминающей яйцо.

 

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка. Как видите, детали добавляются постепенно.При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого - невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) - нужно.

Если просто посмотреть на рисуемый вами объект одновременно на весь - он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд - тот который нужно добавить в дополнение к обычному "прыгающему" взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь - все это обычно происходит, когда человек задумывается, "рассеянно смотрит".

 

Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения - пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

 

 

 

 

 

 

Основные приемы выполнения лабораторных работ

Приступая к рисованию, необходимо обратить внимание на следующие основные требования:

1) освещение ровное, рассеянное, падающее с левой стороны, чтобы тень от руки не пересекала лист с рисунком. Недопустимо, чтобы лист бумаги освещали солнечные лучи.

2) рисунок нужно располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. При работе целесообразно отходить от рисунка или оставлять его, чтобы рассмотреть издали. Этот прием позволяет более явно увидеть свои ошибки или удачи.

3) объект рисования (модель) должен располагаться чуть левее рабочего места рисующего на таком расстоянии, с которого его можно охватить взглядом в целом. Чем крупнее, тем больше расстояние между ним и рисунком.

4)плоскость рисунка должна располагаться перпендикулярно к центральному лучу зрения рисующего (это самое короткое расстояние от глаза до центра плоскости рисунка).

Успешному ведению работы способствуют правильные навыки, которые должны отрабатываться в процессе учебного рисунка. Необходимо отвыкнуть держать карандаш как ручку для письма. Легкое проведение линии, свобода штриховки во многом достигается за счет манеры правильно держать карандаш. Кисть руки должна свободно двигаться над бумагой, слегка прикасаясь к рисунку кончиком карандаша, усиливая это прикосновение в местах, где нужна более темная линия. Во время работы рука расслаблена и находится на весу так, чтобы не размазывался рисунок и минимально закрывалась рабочая плоскость листа.

 

 

 

 

Обзор рекомендованной литературы

1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: « Просвещение», 1995. Обращаясь к опыту академического рисования художников разных стран и народов – А. Дюрера, Леонардо да Винчи, И. Крамского, П. Чистякова и других, автор раскрывает теоретические и практические основы рисунка. Особо выделены материалы по педагогическому рисунку, овладеть которым необходимо каждому преподавателю изобразительного искусства. Книга воспроизводит фрагменты – рекомендаций и специальных рисунков из популярных в прошлом старинных пособий по рисованию.

2. Аксенов Н.К. Рисунок. – М.: «Панорама», 1990. Рисунок – основа профессионального мастерства каждого художника. Школа рисования – определенная система знаний, усвоение которых требует длительного времени на основе специальных знаний и упражнений. Цель книги – рассказать художникам-дизайнерам об основах академического рисования, выделить этапы начальной художественной подготовки на пути к профессиональному мастерству. Основное внимание автор уделяет вопросам композиции, перспективы и пластической анатомии, которые образуют прочный фундамент реалистического рисования.

3. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. – М.: ЭКСМО, 2003. Учебник предназначен для студентов художественных и архитектурных вузов и факультетов и рекомендуется в качестве теоретического, методического и практического руководства для преподавателей и студентов.

4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2000. В пособии изложена теоретическая основа для приобретения практических навыков изучения натуры и изображения ее с помощью линии, тона и цвета. Приведены сведения о композиции, перспективе и пластической анатомии, технике рисования и живописи – от натюрморта до изображения фигуры человека.

5. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. – М.: «Гном и Д», 2001. В учебном пособии рассмотрены основные теории и практике творческих направлений: декоративная живопись, графика, рисунок, применительно к задачам базового обучения художника-дизайнера. Теоретические положения подкреплены обширным иллюстративным материалом. Пособие предназначено для художественных факультетов различных направлений дизайна.

6. Уолт Рид. «Фигура». Методика рисования и построения. – Минск: «Попурри», 2000. Излагаются принципы практического рисования человеческой фигуры, проверенные годами преподавательского опыта. Для широкого круга начинающих художников.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий

Работа над рисунком начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно, студент должен осмотреть натуру со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) поместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить к рисунку, студент должен ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение.

Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Студент вначале зрительно знакомится с натурой, а затем его внимание переключается на ее пропорции, характер формы, движение и освещение. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта.

Изображение начинается легкими штрихами. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы. Если это целая группа предметов (натюрморт), то студент должен уметь приравнять (вписать) их к единой фигуре, то есть обобщить.

Начинать работу на основном листе можно только после того, как разработаны композиционные наброски будущего рисунка.

На первых порах большую трудность для студента представляет определение границ изображаемого. Для этого можно пользоваться видоискателем – кусочком картона или бумаги, в котором вырезано небольшое прямоугольное отверстие. Студент, глядя через видоискатель, должен как бы видеть рамку будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги.

Сделав с помощью видоискателя несколько композиционных набросков, студент выбирает наиболее удовлетворяющий поставленной задаче, и начинает работать на основном листе.

Рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Затем устанавливаются основные пропорции, и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных масс. На этом этапе работы студент должен научиться видеть основную форму предмета. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет большое количество второстепенных деталей. Задача студента – научиться определять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание начинающего от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.

Второй этап – конструктивное выявление формы предметов при помощи линий. Разная толщина контрастной линии позволяет выявить воздушность перспективы, конструкцию. Предметы должны выглядеть прозрачными, стеклянными.

Третий этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.

Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими. Рисуя деталь, нужно видеть целое. Стадии проработки деталей активного анализа форм, выявление материальности натуры и взаимоотношения предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы, но ответственный потому, что здесь нужно вложить максимум упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности. Студенты на этом этапе должны не только наскоро зафиксировать видимое, сколько, используя законы перспективы (как линейной, так и воздушной), строить изображения на основе точного анализа отношений между всеми элементами формы.

На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры: выявляется фактура модели, передается материальность предметов (гипс, ткань) рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях.

Когда все детали прорисованы, и рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения.

Четвертый этап – подведение итогов. Это последняя и самая ответственная стадия работы над рисунком. На этом этапе студент подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние рисунка, подчиняет детали целому, уточняет рисунок в тоне (подчиняет света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону). На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию.

В настоящее время линейно-конструктивный рисунок называют линейно-объемным. Форма строится без копирования светотонального состояния модели при помощи системы линий различной активности, нанесенных строго с учетом выявления объема конструкции.

Задача заключается не в слепом копировании, а в необходимости научиться мыслить формой. Штрих, возможный в рисунке, должен только помогать линии выявить форму («штрих по форме»).

 

Виды контроля

1. Индивидуальная консультация студентов во время работы над постановкой.

2.Проверка домашнего задания (наброски бытовых предметов).

3.Просмотр и обсуждение работ на расстоянии. Индивидуальные замечания по постановкам.

4. В конце семестра проходит развеска работ студентов в аудиториях. Комиссия в количестве 10–12 человек проводит просмотр работ и ставит общую оценку за экзамен.

Условия получения положительной оценки за экзамен

На экзамен студенты обязаны предоставить работы по всем темам пройденного курса за семестр, в том числе наброски, выполненные самостоятельно дома. На экзамене учитывается активность студентов на занятиях, количество и качество выполненных работ. Положительная оценка на экзамене ставится за грамотное, правильное и своевременное выполнение всех работ семестра. Работы должны быть правильно закомпонованы в листе, конструктивно построены. В работах должны быть переданы перспектива, как линейная, так и воздушная, характер предметов, тональный разбор. Работы по необходимости оформляются студентами в паспарту.

 

7

 


Полный текст материала Методическая работа "Обучение академическому рисунку" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голованова Анна Владимировна  Публикатор
30.11.2022 0 799 45

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК