Статья "Современные формы работы с обучающимися в классе фортепиано"


 Современные формы работы с обучающимися в классе фортепиано

Шумова Анастасия Леонидовна

Обучение игре на фортепиано - одно из самых консервативных направлений в педагогике. Методика преподавания игре на фортепиано не менялась на протяжении уже многих лет. Правда, в последнее время наблюдается тенденция к обновлению программ. Но эти, как правило, незначительные изменения в программах касаются в первую очередь степени трудности и скорости прохождения определенного объема музыкального материала. Реалии современной музыкальной педагогической практики говорят о необходимости обновления не только содержания, но и арсенала средств обучения. Необходимость такого процесса связана с проблемами, знакомыми каждому преподавателю игры на инструментах.

Во-первых, искусство и музыка не являются приоритетным направлением в обществе – отсутствует мотивация у родителей для обучения детей музыке.

Во-вторых, изменились и сами ученики. Ритм их жизни значительно ускорился. На них обрушивается огромное количество разнообразной информации. Нельзя не отметить общее снижение умственного потенциала и уровня одаренности у определенной части учащихся.

Нужно признать тот факт, что многие ученики к концу своего обучения не имеют навыка самостоятельности. Поэтому они перестают играть после выпуска, иногда вспоминают то, что было выучено к экзаменам. Либо у них возникает интерес к музицированию позже, но полученных навыков не всегда оказывается достаточно.

Еще один факт – ограниченность репертуара, несмотря на то, что современное музыкальное искусство очень разнообразно.

Наконец, необходимо отметить относительную доступность в настоящее время новых технических средств: компьютера, электронных пианино, синтезаторов и т.п.

В области преподавания игры на фортепиано можно выделить два перспективных направления, которые помогут мотивировать учеников. Первое из них - это вовлечение в процесс обучения современных компьютерных технологий. Второе - знакомство с современным инструментарием, обучение владению такими смежными с фортепиано инструментами, как электронное пианино и синтезатор.

Несомненно, основа классической музыкальной педагогики должна оставаться незыблемой. Современные средства обучения должны лишь ее дополнить, разнообразить, приблизить к современным реалиям жизни общества. Не нужно в корне менять программы. Инновации должны идти в сторону обновления всего курса обучения игре на фортепиано. Например, включение в курс новых предметов, связанных, возможно, с музыкальной информатикой.

Одним из основных современных средств является компьютер (дополнительным в работе преподавателя фортепиано). Поскольку электронные образовательные ресурсы в области музыкального образования достаточно скудны, преподаватель фортепиано может использовать в своей работе то, что подходит ему по тематике.

Технический прогресс постоянно обновляет музыкальный инструментарий. Преподавателю фортепиано необходимо быть в курсе совершенствования электронных инструментов, тем более они в настоящее время имеют характеристики, позволяющие успешно использовать их в учебной урочной и домашней работе.

Актуальной тема электронных пианино стала сравнительно недавно. Электронное пианино имеет ряд достоинств, которые можно перечислить.

Во-первых, в электронном пианино мы имеем прекрасный натуральный звук с великолепной динамикой и изменяющейся тембровой окраской во всех регистрах. Во-вторых, в современных электронных пианино устройства клавиш максимально приближено к клавишам акустических инструментов. В них есть специальные механизмы, имитирующие натуральные клавиши. В-третьих, электронные пианино имеют небольшой вес, что позволяет без труда транспортировать их. Оно не требует настройки, ему не страшны перепады температур и влажности. Пятым достоинством электронного пианино можно назвать явное преимущество его перед акустическим инструментом: на нем можно играть с наушниками.

Все эти достоинства касаются удобства пользования электронным пианино. Однако особым образом нужно отметить такие функции этого инструмента, которые помогают в непосредственных занятиях музыканта, дают возможность творческого подхода на уроках фортепиано и в домашней работе.

В первую очередь это касается наличия функции записи-воспроизведения собственной игры, игра в ансамбле с самим собой (предварительно записав одну партию).

К недостаткам электронного пианино можно отнести его цену, ведь чем качественней этот инструмент и чем больше он соответствует параметрам акустического фортепиано, тем дороже его цена.

Стоит отметить возможности синтезатора. Этот инструмент дает простор творчеству музыканту. Именно этот инструмент, как приложение к классическому пианино, способен заинтересовать, увлечь ребенка, а значит пробудить мотивацию к занятиям музыкой.

Обучение игре на различных инструментах всегда в определенной мере носило профориентационный характер. И именно это часто в решающей степени становилось аргументом для родителей, побуждением к серьезным занятиям в области изучаемого предмета.

Традиционным направлением деятельности выпускника образовательных учреждений была классическая музыка и связанные с ней профессии: преподаватель, концертмейстер и т. д. Современная жизнь расширяет возможности применения музыкальных знаний. Кроме того, она диктует необходимость более широкого, разнопланового музыкального образования. Современное музыкальное образование должно давать ученикам не только базовые знания и умения, но и целенаправленно развивать в них творческое начало, поощряя самостоятельность и креативность. При таком подходе преподавателям не обойтись без использования современных технических средств.

Именно поэтому современному преподавателю недостаточно владеть профессиональными навыками. Ему необходимо постоянно получать свежую информацию, продолжать учиться, совершенствоваться самому, открывая новые грани в своем предмете, стараться «идти в ногу со временем». Ведь личность учащегося развивает только развивающаяся личность педагога.

 


Полный текст материала Статья "Современные формы работы с обучающимися в классе фортепиано" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шумова Анастасия Леонидовна  Публикатор
06.02.2023 0 653 36

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК