Статья "Детская школа искусств как фактор социокультурного совершенствования малого города"


Николаева Алевтина Владимировна,

МКУ ДО АГО «Ачитская ДШИ»,

Свердловская область, пгт. Ачит


ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО ГОРОДА


Добрый день, дорогие коллеги, друзья!

Продолжая освещать тему повышения качества образования в условиях введение профстандарта, мне хотим представить опыт работы нашей школы, как центра культурно-образовательной среды Ачитского городского округа и творческой самореализация обучающихся.

Продолжая активно реализовываться по данным направлениям, мы пришли к выводу о том, что школа искусств стала важным фактором СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ нашего поселка.

За 41 год ее существования, здесь выучилось 449 ачитских мальчишек и девчонок, сейчас их дети, и даже внуки – наши учащиеся.

35 % педагогов школы искусств, ее вчерашние выпускники. 65% имеют высшее образованием, 30% с высшей квалификационной категорией. При этом у 50% педагогов профессиональное образование не соответствует преподаваемой дисциплине.

Детская школа искусств, как структурный элемент общей системы малого города, занимает специфическое место, формируя одновременно в социуме подсистемы «культура» и «образование».

В основе ее деятельности лежат веками отработанные российской системой художественного образования принципы, формы и методы передачи новым поколениям культурного наследия, опыта творческого восприятия в различных видах искусства, организации духовно-нравственного, эстетически насыщенного досуга. Школа является практически единственным образовательным учреждением, воспитывающим у подрастающего поколения потребность в общении с лучшими образцами русской, зарубежной музыкальной и художественной культуры и поддерживающим определенный уровень культуры пгт. Ачит, что является одной из основных функций детской школы искусств.

Другая важная функция – обслуживание потребностей населения малого города. Эта функция отчасти приходит в противоречие с первой: школа искусств пропагандирует в основном классику, а у населения основная потребность – легкие жанры.

Еще один важный момент. В малых городах и в нашем пгт.Ачит почти нет своих профессиональных музыкантов-исполнителей, художников, хореографов. Известные артисты и музыкальные коллективы  к нам приезжают редко, а выставок изобразительного искусства не было вообще.

Наша школа искусств дает возможность встретиться с музыкантами-профессионалами. Вот уже 15 лет мы сотрудничаем со Свердловской государственной академической филармонией.

Все вы знаете, что преподаватели и воспитанники школы искусств обеспечивают не только практически все городские культурные мероприятия, но и выезжают с концертами, выставками за пределы района.

Без нашего участия не проходит практически ни один праздник, будь то Новогодние представления, Масленица, День защитника Отечества, День Победы, и другие. Отчетные концерты в стенах дома культуры мы организуем также для всего поселка. В концертах, вместе с преподавателями выступают обучающиеся в качестве солистов, участников вокальных, инструментальных, хореографических ансамблей, хоровых коллективов.

Ежегодно школа организует для населения десятки концертов и выставок, формируя тем самым музыкальные и художественные вкусы жителей пгт.Ачит.

Осознавая это, перед нашим педагогическим коллективом встала проблема - каким образом максимально реализовать ресурсы и возможности школы искусств, в условиях профстандарта, обеспечить качество дополнительного образования, как сформировать в общественном сознании образ школы, как активного участника социума, способного эффективно решать социокультурные проблемы образовательного пространства малого города?

Назрела необходимость совершенствовать структуру и содержание деятельности школы искусств, которая должна представлять из себя новую модель – модель школы и «многофункционального культурного центра», способную синтезировать образовательную, просветительскую и досуговую деятельность, выполнять максимальное количество 15 социокультурных функций.

Нами обозначены эти функции. Они вошли в созданную нами структурную модель.

МОДЕЛЬ


Мы осознаем, что среди обозначенных функций, какие-то реализуются школой в полной мере - функция патриотического (флеш моб к 9 мая) и этнокультурного воспитания, просветительская функция, педагогическая функция, кураторская функция.

Какие-то функции реализуются в достаточной мере – социализации, инкультурации, научно-методическая функция, нормативная функция, досуговая функция.

А некоторые требуют дальнейшего совершенствования, а именно такие как функция обмена инфраструктурными ресурсами

Инфраструктура школы – это все, что прямо или косвенно способствует
организации и успешной реализации учебно-воспитательного процесса, влияет на качество дополнительного образования, создание
информационно-образовательной среды учреждения.

Мы осознаем, что Инфраструктура нашей школы, как наверно и всех учреждений дополнительного образования в Ачитском городском округе желает совершенствования: в школе нет персональных компьютеров для обучающихся, недостаточно технических средств обучения, орг. техники, интерактивных досок. Мы бы хотели иметь читальный зал, библиотеку, в том числе: с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров, с медиатекой, с выходом в Интернет с компьютеров, с контролируемой распечаткой бумажных материалов.

Поэтому особенную важность приобретает функция обмена инфраструктурными ресурсами в виде живого обмена знаниями и опытом между нашими образовательными организациями.

Также в модели представлено многообразие форм выхода в социум наших детей и педагогов, которые также совершенствуются, некоторые поистине становятся имиджевыми. Какие-то только набирают свою силу, например: территориальный конкурс - выставка «Как прекрасен этот мир». Проекты: «Сетевое взаимодействие детской школы искусств и муниципальных образовательных учреждений Ачитского городского округа.», «Классика –детям». Стали инновационными для нас музыкально-литературные вечера, ночь искусств.

Конечно, объединяющей силой в данной модели является искусство, сущность которого проявляется в раскрытии предназначения человека как духовной, творческой, многогранной личности. Именно включение в искусство во всех его проявлениях помогает каждому объективно оценить содержание и цели своей жизни, скорректировать их и определить пути достижения через творчество, общение, труд, самосовершенствование.

В связи с этим актуальна еще одна решаемая нами задача – самореализация выпускника нашей школы, которая развивается в двух векторных направлениях: профессиональном и любительском. Продолжая самореализовываться после окончания школы искусств, наш выпускник становится активным участником событий малого города, превращается из объекта в активно действующего субъекта, который влияет на культурную жизнь малого города.

Считаем, что модель развития ДШИ - перспективна в условиях нашего поселка. Она представляется не просто приемлемой, но жизненно необходимой в условиях введения профстандарта. Результатом реализации которой, явится не только повышения качества дополнительного образования, но и создание общекультурного пространства малого города, в которое будет вовлечено наибольшее количество людей разных социальных групп.





Полный текст материала Статья "Детская школа искусств как фактор социокультурного совершенствования малого города" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Алевтина Владимировна  Публикатор
01.03.2024 0 396 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК