Статья "Формирование навыка чтения нот с листа"
















Методическая работа

«Формирование навыка чтения нот с листа»









Минеева Елена Борисовна

преподаватель фортепианного отделения

Государственного автономного учреждения

дополнительного образования

«Губернаторская детская школа искусств»







2025

Ульяновск



­­­­­­­ «О формировании навыка чтения нот с листа»



В учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства детей и их родителей приводит духовная потребность развития интеллектуального познания окружающего мира через музыкальное искусство. Как правило, одаренных учеников немного, в основном же в детские школы искусств приходят учиться дети со скромными способностями к музыке, не склонные впоследствии заниматься ею профессионально. Они требуют особого пути развития, и одной из главных задач, которую ставят перед учащимися преподаватели детских школ искусств, является задача - научиться быстро и легко читать нотный текст.

Это задача понятна ребенку, близка тем требованиям, которые выдвигает общеобразовательная школа. Как в школе проверяется техника чтения, количество осознаваемых печатных слов за единицу времени, так и при формировании навыка чтения нот с листа можно ставить перед учащимся задачу быстроты осознания нотных символов. Как со временем возрастает скорость чтения словесного текста, так и умение читать ноты при организации целенаправленной систематической работы также совершенствуется.

Хотя следует отметить, что навык чтения нот с листа вообще считается достаточно сложным, и не каждый даже профессиональный пианист владеет им на хорошем уровне. Всеми признается важность умения читать ноты с листа, однако, после окончания школы искусств, выпускники нередко затрудняются в этом, долгое разучивание музыкального текста мало привлекает, и игровые навыки постепенно теряются. Овладение этим навыком дает возможность выпускникам продолжить традиции домашнего музицирования, стать людьми, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству в среде сверстников, в семье.

Однако, в основном, детям трудно читать нотный текст, даже «разобрать» произведение по нотам им хочется под присмотром преподавателя, а потом происходит долгое разучивание материала. При этом у средних учащихся постепенно исчезает первоначальный интерес к занятиям, появляется скука. Пришли в школу с желанием научиться «читать» музыку, играть, а, оказалось, что вместо этого идет процесс разбора, длительного разучивания, подготовки произведений для исполнения на зачетах и концертах. Процесс обучения собственно «чтению» незаметно отодвигается на задний план, а нередко и вовсе исчезает.

Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что, думается, следует систематически работать в этом направлении с самого начала обучения, включая соответствующие задания на уроках по специальности. Кроме того, при обучении по дополнительным общеразвивающим образовательным программам можно осваивать чтение с листа на уроках «Предмет по выбору».

Важным здесь является личностно-эмоциональное отношение самого преподавателя, его ясное представление о том, какие направления входят в многогранный навык «чтение нот с листа» и способность на каждом этапе развития ученика планомерно ставить конкретные задачи и осуществлять их.

Овладение навыком «чтения с листа» связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, мыслительных аналитических способностей. Также необходимо накопление возможно большего музыкального опыта, начиная от самых простых мелодий, в том числе очень легких переложений, до более сложных, для того, чтобы прочувствовать образный строй музыки различных стилей.

Следует наметить основные направления формирования навыка:

- умение осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем, а со временем этот анализ делается учеником самостоятельно для осознания и охвата «целого»;

- умение определять жанр и характер произведения;

- умение понимать образное содержание произведения;

- умение узнавать в тексте и осознавать внутренне изученные ритмические формулы, ясно представляя, какому жанру они могут принадлежать;

- обладать ощущением единой ритмической пульсации, мышлением с опорой на сильные доли, устремляя все внимание на непрерывность читаемого текста;

- способность узнавать похожие интонации – восходящее движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др.;

- необходимо практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов, чтобы видя и вовремя «узнавая» трезвучия, секстаккорды, и т.д., учащийся брал их определенной стандартной аппликатурой;

- знание нескольких несложных типов фортепианной фактуры и узнавание их в произведениях;

- умение осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать структуру в простых музыкальных формах;

- умение осознавать сходство и различие мотивов, фраз, тождественность;

- умение понимать художественный образ произведения, динамические контрасты и выделять главное;

- увеличивать объем внимания ученика и развивать память.

Умение читать и понимать музыку через музыкальные ноты-символы можно сопоставить с умением читать буквы и понимать текст. Способность читать нотный текст не по одной ноте, или вертикальному комплексу, но объединено, более крупно, осмысленно подобна тому, как после чтения «по слогам» ребенок переходит к чтению словами и предложениями.

Уже в самый начальный период обучения на уроках следует уделять внимание чтению нот, каждый раз ставя перед учеником конкретную задачу.

Наиболее легкое задание для учащихся — определить ритм и с помощью преподавателя активно выразить рисунок собственными движениями: прохлопать, простучать ритм мелодии, просчитать вслух.

Перед тем, как выразить ритм собственным движением (хлопком), обязательно вначале возникает мысль-намерение это сделать. Какой именно ритмический рисунок следует отразить, требуется заранее осознать, и еще необходимо это сделать вовремя, не отставая от преподавателя. Трудность овладения навыком чтение нот с листа состоит также в том, что требуется непрерывность звучания при исполнении. На первых порах исполнить-прочитать простой ритмический рисунок ученику легче, чем вглядываться в ноты и искать руками нужные клавиши на клавиатуре, и – интереснее, если исполнение ритма происходит вместе с игрой на инструменте преподавателя. В таком случае педагог помогает ученику осознать и услышать записанный непривычными знаками текст.

При чтении нот, также возможно использовать различные виды заданий-упражнений. Например, ученик читает ноты, произнося-диктуя названия нот вслух, а преподаватель одновременно исполняет простейшие песенки. Или иначе: преподаватель начинает играть фразу, а ученик «подсказывает» заранее ноты вслух, внимательно следя за текстом, который звучит в данный момент, но заглядывая вперед и называя те ноты, какие еще только предстоит сыграть. И желательно сохранить при этом непрерывность движения. Тем самым вырабатывается ключевое умение: внимательно следить за исполнением по нотам и одновременно «смотреть—слышать» вперед. Наблюдая процесс исполнения как бы со стороны, и в то же время активно участвуя в нем, называя-подсказывая учителю верные ноты (а сделать это надо вовремя!), ученику легче уловить главное: суть овладения навыком состоит именно в умении «заглядывать» вперед, как бы внутренним слухом и волевым усилием предвосхищать будущее звучание. Можно использовать в работе и такие задания: устно назови ноты, при этом, не задумываясь надолго, и сделать это надо, проследив за нотами до конца песенки. Бывает, что на первых порах ребенку непривычно следить глазами за нотной строчкой, и он то и дело теряет ее, поэтому для облегчения выработки навыка преподавателю следует помогать ученику - следить указкой за нотами в строчке. Можно использовать самые различные виды упражнений, сочетая взаимодействие учителя и ученика.

Изучая метрические доли, счет, вырабатывая ощущение чувства времени доли у ученика, можно давать задания по чтению «только ритма» - просчитай самостоятельно вслух, переводя точно вовремя указку с ноты на ноту. Опять-таки, следует дать короткую песенку, но следить за тем, чтобы задание выполнялось до завершения пьесы.

Преподаватель может «помогать» на первых порах, называя, считая вместе с ребенком, но, давая ученику выполнить контрольное задание самостоятельно, следует вести наблюдение и давать оценку результату. Когда ребенок сам чуть-чуть понимает текст пьески - ноты либо ритм, преподаватель может ее исполнить на инструменте, одновременно нацеливая ученика на ощущение настроения, характера пьески. При систематической работе постепенно формируется внутреннее представление того, как именно прозвучит нота, ритмический рисунок, аккорд, происходит накапливание информации.

Подобные задания с начинающими учениками по «устному чтению» незнакомого текста предлагается выполнять на каждом уроке по специальности и включать в домашние задания.

Уже на «устном» этапе следует обращать внимание ученика на рисунок мелодии, количество тактов, лиги, фразы, уча осознавать «целое». Здесь же можно учить находить сходство, различие, тождественность в элементах текста, то есть развивать музыкальное мышление.

Возможно использование «комбинированных» способов при читке нот с листа:

преподаватель может вдвоем с учеником «прочитать» ритм, нотный текст, ученик - текст для правой руки, учитель – для левой и наоборот;

или ритм + мелодия, или текст в левой руке + ритм правой, или просто разделить пьеску между рукой ученика и рукой учителя и исполнять наподобие ансамбля.

Но здесь задачей является не исполнение в ансамбле разученного произведения, работа над деталями, но стремление к непрерывному звучанию нового незнакомого текста с умением заглядывать вперед.

Таким образом, еще до перехода к самостоятельной игре незнакомого нотного текста будет проделана подготовительная работа, облегчающая создание внутренних музыкальных представлений, пробуждающая заинтересованность ученика, развивающая любознательность и активность, дающая радость удивления и узнавания, облегчающая формирование практического навыка чтения с листа.

Приступая непосредственно к игре, следует учить ученика смотреть и слышать вперед на один-два шага, затем – желательно на целый такт, с тем, чтобы внутреннее музыкальное представление нотного текста, мысленное предвосхищение всегда было впереди реального звучания, как бы внутренним слухом следить за развитием.

С самого начала необходимо также учить учеников осознанному анализу фрагментов: мотивчики, фразы складываются в музыкальные предложения, периоды, и часто бывает, что потом этот мотивчик повторяется, но, уже в другой тональности, и если понять, что мотив тот же, его легко узнать. Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную память и дает этим импульс творческому воображению ученика. Создаются слуховые представления, внутреннее мысленное звучание музыкальных последовательностей, в сознании ученика происходит превращение нотных знаков в музыку.

Все вышеизложенное возможно систематически включать в классные уроки по специальности, уделяя этому небольшую часть времени, а также и в домашние задания. Старшие ученики должны уметь прочитать-исполнить произведение, учитывая многие другие параметры.

Проведение урока по чтению с листа как самостоятельного предмета отличается большей целенаправленностью формирования навыка и контролем степени овладения им. Преподаватель составляет предварительный план изучения музыкального материала. В нем отражаются конкретные задачи по типам элементов, например, на овладение определенными ритмическими формулами, видами фактурного изложения, регистрами, формами аккомпанемента, тональностями, применение штрихов, определение динамического плана, осознание фразировки, строения, формы, особенностей жанра, образного содержания. Целесообразно использовать метод подбора нескольких однотипных заданий, возможно в одной тональности, с тем, чтобы закрепить типичные представления в памяти ученика, создать багаж из клише-формул, используя узнавание и закрепление разновидностей ритма, мелодических последовательностей, типов фактурного изложения, видов аккомпанемента и других элементов. Тогда при взгляде на нотную запись возникает «узнавание», легкость восприятия. Для чтения поначалу следует подбирать произведения с развертывающимися во времени мелодическими линиями, с использованием минимума штрихов, сосредоточиваясь на одном-двух способах прикосновения, концентрируя внимание на воспитании волевых усилий, выдержки, непрерывности движения, способности довести до конца.

На уроке «Чтение нот с листа» произведение изучается эскизно, берется гораздо более легкое для исполнения. При выборе произведений обычно рекомендуется ориентироваться на 2-3 класса ниже уровня ученика, в дальнейшем, при систематических занятиях по овладению навыком ― исходя из возможностей учащегося. Предполагается, что произведение проигрывается не более 2 (реже 3) раз, вполне понятно ученику и посильно в исполнении как технически, так и художественно.

В течение урока предлагается ознакомиться с 2-3 незнакомыми произведениями. Естественно, что работа на уроке предполагает сообщение преподавателем сведений о композиторе, стиле, эпохе, основном элементе, на котором сосредоточено внимание. Действия ученика направлены на освоение и закрепление определенного элемента-навыка (или нескольких, например, в случае проведения проверки) в процессе чтения произведения. Преподаватель прививает ученику умение окинуть взглядом «целое», понять, предварительно продумать и обсудить заранее вслух ряд действий, при которых определяются:

- тональность произведения;

- размер;

- ритмический рисунок;

- особенности мелодической линии;

- тип фактурного изложения;

- регистр;

- формообразующие элементы (фразы, предложения, репризы и т.п.)

- анализ сходства и различия отдельных элементов;

- использование штрихов;

- темп;

- динамический план;

- действия рук (аппликатура, активность пальцев, одновременность, поочередность действий, перенос рук в другой регистр и т. д.);

- определение главной кульминации;

- определение характера и жанра музыкального произведения;

- предполагаемое образное содержание;

- проведение аналогий по типу задач уже пройденных произведений;

- выявление новых элементов;

- педализация.

После исполнения необходимо сделать выводы о том, что из ожидаемого реализовано, что не удалось и по каким причинам, заметил ли ученик при предварительном просмотре указатели в тексте, совпадает ли характер предварительных устных представлений о произведении с тем, какое сложилось после реального звучания. Предлагаются два уровня прохождения материала: в классе под руководством преподавателя более трудные, с освоением новых конкретных элементов, для домашней работы ― облегченные, использующие типы и виды классных заданий. Чем более ясно и четко для учащегося сформулированы методические задания, тем активнее становится самоконтроль. Преподавателю всегда следует поддерживать творческую активность, уверенность в способности достижения результата, интерес ученика к познанию нового, подбирать интересный репертуар. Только при активизации сознательного отношения учащегося к изучаемому материалу развиваются быстрота реакции, цепкость внимания, пианистические навыки, способность осознавать смысловые связи между музыкальными созвучиями.

Достижения каждого ученика могут быть разными, и, при контрольной проверке, оценке продвижения учащегося следует сосредоточиться на его собственной линии продвижения, сравнивая ученика с «ним самим» на предыдущем прослушивании, отмечая достижения, недостатки, определяя последующие задачи.

Полезно проводить контрольные зачеты-проверки одновременно с проверкой технического развития учащихся. Оба этих навыка тесно взаимосвязаны. Развитию умения играть с листа способствует хорошая техника, потому что мало понимать, что именно и как надо сыграть, следует вырабатывать пианистические навыки, ощущение одной позиции, смены позиций, знание традиционной аппликатуры пассажей, аккордов, арпеджированных фигураций, умение вовремя применить.

Задача преподавателя: сделать овладение столь трудным навыком, каким является чтение нот с листа, максимально интересным, понятным, доступным. Программа каждого ученика должна быть выстроена с целью постепенного «накопления» чтения и «узнавания» конкретных музыкальных элементов и включать недлинные произведения, разнообразные по стилям и жанрам: от старинной музыки до современной. Пьесы, легкие сонатины, доступные полифонические произведения, обработки народных песен, переложения популярной музыки, этюды должны соответствовать уровню учащегося и отвечать музыкальным требованиям, техническим задачам, запросам ученика. Степень восприятия и возможности каждого ученика глубоко индивидуальны, поэтому и скорость освоения-запоминания-«узнавания» музыкальных элементов будет разной. Однако сам процесс чтения может стать более понятным, конкретным, привычным, увлекательным.

Необходимо непрерывно стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегося, умение самостоятельно мыслить и достигать поставленной цели. Самостоятельность требует собственных деятельных усилий, и она же, если ребенку удалось преодолеть минимальный «творческий» барьер, приносит ему удовлетворение и радость. В подборе интересного музыкального материала существенную роль играют мастерство и интуиция преподавателя, его собственный кругозор и умение составить для каждого ученика наилучший репертуар.

Необходимо приучать детей чаще использовать приобретенные навыки чтения нот с листа: например, в игре ансамблей, в подготовке мероприятий в классе общеобразовательной школы. Востребованность знаний и умений ведет к дальнейшему их росту и способствует развитию чувства успеха и удовлетворенности учащегося, повышает его уверенность и самооценку.

Игра на музыкальном инструменте должна приносить эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности. Хотелось бы, чтобы к концу обучения, ученик научился анализировать, читать несложный музыкальный текст «с листа», был способен составить собственное мнение о пьесе, заметить особенности, трудности. Такой ученик, взрослея, сохранит навыки игры на инструменте, интерес и желание познакомиться с новым для него нотным текстом, будет в состоянии это сделать, сумеет применить приобретенные навыки в своей жизни.



















Список литературы:

1.Чтение с листа в классе фортепиано. 1-2 классы. Составители Рябов И.М, Рябов С.И. –Киев: Музична Украина: 1988.

2. Чтение с листа на уроках фортепиано. Сост. Т. Камаева, А. Камаев, Классика XXI, Москва, 2007.






















Полный текст материала Статья "Формирование навыка чтения нот с листа" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минеева Елена Борисовна  Helena8471
28.01.2025 0 274 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.