Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы"













Методическаяразработканатему:

«Нетрадиционныеформыработынауроках музыкальной литературы»









Работувыполнила:ПреподавательМБУДО«ДХШ№52»

ЖукА.В.





Междуреченск,2025




Содержание

Введение 3

Рольпредмета«Музыкальнаялитература» 4

всовременноймузыкальнойшколе 4

Нестандартныеурокикакспособактивизацииинтересакучебному 5

труду 5

Применениеигровогоподходакакучебно-познавательногоспособа 6

реализацииопределённыхцелейизадач 6

Заключение 13

Введение

Ситуация в современной жизни приводит нас к тому, что основными условиями являются стремительные темпы развития, множество рекламы в средствах массовой информации, развлекательных и игровых программ; и, какследствие – потребительскаяпозицияипассивностьмолодогопоколения. Потенциальных потребителей музыки не интересует повышение своей музыкальной культуры, и они удовлетворяют свои музыкально- эмоциональныепотребностимузыкойневысокогохудожественногокачества. Учреждения образования реагируют на происходящие изменения и учитывают данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучающихся исторических, стилистических, творчески-индивидуальных представлений в искусстве.

Впоследние годыобнаружиласьопасная тенденция снижения интереса к занятиям музыкальной литературы. На наш взгляд, основными причинами такой ситуации послужили:

  • второстепенное место предмета «Музыкальная литература» в ряду учебных дисциплин во многих музыкальных школах;

  • отсутствиеэкзаменавконцеданногокурса.

Целью методической работы является разработка нетрадиционных форм работы на уроках «Музыкальная литература».

Задачи:

  1. Изучениеианализсуществующихметодовиформработынауроке

«Музыкальнаялитература».

  1. Разработка поэтапного подхода, включающего разбор нетрадиционных форм, их применение на определённом этапе урока «Музыкальнаялитература».

  2. Оценка влияния внедрения нетрадиционных форм на уроке

«Музыкальнаялитература»намотивациюучеников.

Методыисследования:анализ,сравнение,обобщение,наблюдение,эксперимент.


Рольпредмета«Музыкальнаялитература»всовременной музыкальной школе

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающийпроцесс,начатыйвкурсеучебногопредмета

«Слушание музыки». Названная дисциплина также теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания висполнительской деятельности.

Целью предметаявляется развитие музыкально-творческих способностейучащегосянаосновеформированиякомплексазнаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебныезаведения.

Задачамипредмета«Музыкальнаялитература»являются:

  • формирование интереса и любви к классической музыке имузыкальной культуре в целом;

  • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

  • овладениенавыкамивосприятияэлементовмузыкальногоязыка;

  • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;

  • знанияоразличныхэпохахистиляхвисториииискусстве;

  • умениеработатьснотнымтекстом(клавиром,партитурой);

  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

    • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Обучение музыкальной литературе в ДШИ и ДМШ – это знакомство с миром музыки. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастныхгрупп (водной группе могутзаниматься дети 10 -15 лет).И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь.

Нестандартныеурокикакспособактивизацииинтересакучебномутруду

Преподавателями проводится большая работа в вовлечение учащихся в предмет«Музыкальнаялитература».Разрабатываютсятакназываемые

«нестандартные уроки», главной целью которых является, удержать интерес обучающихся к учебному труду. Мнения преподавателей на «нестандартные уроки»расходятся:однивидятвнихпрогресс,правильныйшагвусловиях

современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.

В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы – характерная особенность работы современныхпреподавателей.

Применениеигровогоподходакакучебно-познавательногоспособареализации определённых целей и задач

Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию обучающегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося, в связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности – это мощный стимул для получения знаний.

Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-игры и т.д. Одна из задач таких уроков – создать психологическуюобстановкуэмоциональногоподъемаиактивности,при

которых знания естественно и легко обнаруживаются. Обучающиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого обучающегося.

Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у обучающихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.

Основныедостоинстваигровогометодазаключаютсявследующем:

  • обеспечиваетсякомплексностьформированиязнаний,умений,навыков;

  • процессприобретениязнанийполучаетдеятельностныйхарактер;

  • учащиесяполучаютопыт,делаютошибкииисправляютих,ненеся при этом значительных моральных издержек;

  • развитиежеланияиспособностидействоватьсамостоятельно.

Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н. Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально- практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные задачи и цели, а важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.

Нонеследуетзабывать,чтоигра,это вовсенеразвлечение,асерьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия обучающихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческойатмосферыурока.Однакомногоешутливоевмузыкев

соответствии с характером учебных, дидактическихзадачможетпотребовать от обучающихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей – серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личностиребенка.

Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные сизменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.

По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа.

  1. Сюжетныеигры;

  2. Ролевыеигры;

  3. Игры-соревнования.

Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемыми, взаимосвязаны между собой.

Множество такихигр и ихвариантовкаждый педагог можетпридумать и применять в своей работе. Они нравятся детям, вызывают у них неизменный интерес к игре, проводятся весело и заинтересованно.Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширятькругозор.

Предлагаемый материал был разработан для открытого урока по музыкальнойлитературедляобучающихся4классовпотеме:«Музыкальные инструменты».Каждыйизблоковуроканаправленнавыявлениетехили

иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетаниеиндивидуальной,групповой, фронтальнойформработывустноми письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Теоретическаяразминка.

Вниманию обучающихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определеннойсмекалки.

Примерныйрядвопросов.

  1. Назовите инструмент, у которого есть несколько клавиатур и большие клавиши для ног (орган)

  2. Назовитеинструмент,укоторогоестьвыдвижнаякулиса(тромбон)

  3. Это специальная тонкая пластиночка из пластмассы, металла иликости, с помощью которой цепляют струны на домре и мандолине(медиатор)

  4. Это особый прием игры на струнно- смычковых инструментах, при использовании которого исполнитель убирает смычок и играет только пальцами, защипывая струны (пиццикато)

  5. Этот инструмент называют королевой. Без него нет симфонического оркестра. Многие композиторы писали для этого инструмента солирующие партии, некоторые – боготворили его. Он похож на человека: у него плавные закругления и тонкая талия. (Скрипка)

  6. Что такое музыкальные звуки? (Звуки, которые издаются на музыкальных инструментах или при помощи голоса)

  7. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?(Треугольник)

  8. КакиминструментомвладелСадко,геройизвестнойсказки?(Гусли)

  9. Вещество,которымнатираютсмычок?(Канифоль)

  10. Какойинструментможетбытьпродольнымипоперечным?(Флейта)

  1. Работавкоманде.

Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально- теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.

    1. Правильносгруппировать(погруппаминструментов)

    2. Установитьвозможныелогическиесвязи:

Дирижер

духовой гусли

гармонь песня

домра оркестр

певец полифония

хор орган

гитара

    1. Выбратьсредирисунковмузыкальныхинструментовте,которыеизображают:

      • духовые;

      • струнные;

      • ударные;

      • русскиенародныеинструменты;

      • инструментысимфоническогооркестраит.д.

В своей педагогической практике я часто работаю именно с этой формой. Считаю, что работа в команде – это мощное средство активизации работы учащихся. Применяя эту форму работы, преподаватель может наиболее эффективно осуществлять учебный процесс. Знание предмета оказывается прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Индивидуальная работа с учащимися исключает из учебного процесса важное звено – межличностное общение и взаимодействия. Результаты совместной работы в группах, как правило, всегда значительновыше по сравнению с выполнением того же задания каждыминдивидуально.Этопроисходитпотому,чточленыгруппыпомогают друг другу, несут коллективнуюответственность за результаты отдельных членов группы.

  1. Музыкальнаявикторина.

Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение обучающихся, исполнение заранее приготовленных номеров (музыкальное послание другу).

  1. Кругозор.

Этозавершающийэтапурокаинетребующийобязательнойпривязкик теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.

Примерныйпереченьвопросов.

    1. С1958г.молодыемузыкантыразныхстрансобираютсявМосквуна Международный конкурс имени…

    2. Русскийбалалаечник-виртуоз,создательпервогооркестранародныхинструментов.

    3. НазваниеМеждународноготелевизионногоконкурсаюныхмузыкантов.

    4. ЭтотмузыкальныйинструментрусскийписательГавриила Романович Державин назвал «тихогромом»

    5. Почемуметаллическийсаксофонотноситсякгруппедеревянных духовых инструментов?

    6. Уэтогоинструментаоднаклавиатурадляногиотдвухдосемидля

рук.

    1. Втворчествекакогокомпозиторасформировались4основные

группымузыкальныхинструментовсимфоническогооркестра?

    1. «Бабушкой»какогосовременногомузыкальногоинструмента является виола да гамба?

    2. КемпопрофессиибылиАмати,Страдивари,Гварнери?

    3. ПочемуИ.С.Бахникогданеписалмузыкудлясимфоническогооркестра?

Широкое применение в педагогической практике нашли так называемыеуроки - путешествияиуроки - практические занятия. Например, один из уроков в 4 классе – знакомство с музыкальными инструментами, представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки события разворачиваются по придуманному самими же обучающимися (с помощью педагога) сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов, основная задача которых взять интервью у инструментов. А дома записать его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.

Урок – практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы. Учащиеся слушают музыку несколько раз.

Первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли она на протяжении пьесы.

Второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.

Третье прослушивание: определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.

Заключительное прослушивание:заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.

Задание позволяет выявить многое: знание обучающимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное – это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкальногообраза.

Заключение

Необходимо отметить, что названные выше формы работы неявляются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.

Обучение музыке решаетспецифическую, свойственнуювсем учебным предметам эстетического цикла задачу, которуюД.Б. Кабалевский определил как главную в деле музыкального воспитания: эта задача - заинтересовать и увлечь школьников музыкой.

Данная задача является актуальной и в сфере дополнительного музыкального образования, осуществляемогоДМШ и музыкальными отделениями ДШИ, в которых существенную роль в решении указанной задачи играет предмет «Музыкальнаялитература».

Через свою преподавательскую деятельность я хочу привить моим учащимсяинтерескучебе,красширениюкругозора,направитьихжелание

на знакомство с новой музыкой, которое должно и может стать подлинной радостью, эстетической потребностью. И применение нестандартных форм работы на уроках окажет содействие в достижении предполагаемых результатов в обучении.

И в этом я вижу огромную роль курса музыкальной литературы. Ведь знание этого предмета не просто сумма отвлеченных данных по биографиям и произведениям, а целая система приобретаемых знаний, умений и навыков.


Списокиспользованнойлитературы:

  1. Каравская О. Музыкальные знатоки [Текст] / О. Каравская . – Новосибирск, 2000.

  2. Лях Ю. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ иДШИ [Текст] / Ю. Лях // Сборник методических работ для преподавателей ДМШ. – Абакан, 2003.

  3. Панова Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки [Текст] / Г. Панова // Искусство в школе, 2000. - №4. – С. 84

  4. Петрушин В.. Музыкальная психология [Текст] / В. Петрушин. – М.,1997.

  5. ПодласыйА.Педагогика[Текст]/А. Подласый.-М.,1998.

  6. РажниковВ.Путеводитель по дневнику творческого развития [Текст] / В. Ражников. - М., 2000.

  7. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В. Ражников. – М., 2000.

  8. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы» [Текст].- Омск, 1988.

  9. Суслова Н. Музыкальная олимпиада [Текст] /Н. Суслова // Музыка в школе. – 2003. - № 2. – С.43-46



Полный текст материала Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жук Алёна Валериевна  alionajuk
13.02.2025 0 423 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.