Статья "Особенности организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста в условиях школы искусств"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Мурманска «Детская школа искусств № 2»
Методическое сообщение на тему:
“Особенности организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста в условиях школы искусств”
Автор: преподаватель МБУДО ДШИ №2
Кабаева Александра Григорьевна
Город Мурманск
2024 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
I. Возрастные особенности развития детей 5–6 лет…………………………4-5
II. Развитие детей дошкольного возраста в ДШИ…………………………….6
III. Особенности работы с дошкольным возрастом в ДШИ. Музыкальная грамота………………………………………………………………………….7-9
Заключение………………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………‥...10
Введение.
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и его разносторонним развитием как личности, системой ценностей, способностью к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Детские школы искусств способны обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования.
Детские школы искусств активно осваивают программы и формы работы с дошкольниками. Это обусловлено многими причинами, и в первую очередь — запросом родителей на раннее развитие детей.
Дошкольный возраст - период становления фундаментальных качеств личности человека. Физическое, коммуникативное, социально-нравственное, интеллектуальное развитие ребенка в раннем возрасте создаст прочную основу становления личности дошкольника.
Детские школы искусств обладают рядом возможностей, которые позволяют осуществить работу с дошкольниками:
- материальная база позволяет организовать разнообразные практические занятия по разным направлениям творческой деятельности, в оборудованных специализированных кабинетах;
- педагоги дополнительного образования обладают специальными знаниями и умениями художественной направленности;
- в условиях учреждения дополнительного образования можно объединять в одну группу детей, обладающих сходными качествами: одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, с одинаковыми интересами.
Детские школы искусств ориентированы в основном на комплексные формы работы с дошкольниками, которые позволяют развивать разные сферы личности ребенка, помогают ему определиться в выборе своих познавательных и творческих интересов.
I. Возрастные особенности развития детей 5–6 лет.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.
Умение анализировать условия, в которых протекает их деятельность.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Когнитивные способности:
(Это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире)
Любознательность, развитое воображение, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения, способность самостоятельно выделять и формулировать цель, умение искать и выделять необходимую информацию, умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать, умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы, умение доказывать, аргументировано защищать свои идеи, критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Коммуникативные способности:
Умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией, способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с остальными участниками процесса, умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми, умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность.
Регуляторные способности:
Умение подчиняться правилам и социальным нормам, целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели), прогнозирование, способность адекватно оценивать результаты своей деятельности, самоконтроль и коррекция.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
К 5-6 годам, ребёнок уже умеет и знает очень многое.
Деятельность ребенка безгранична, он постоянно занят познанием мира и познанием самого себя. Главный способ понятно и доступно научить ребёнка, преподнести какую-либо информацию для понимания можно только через игру. Игра – это неотъемлемая часть деятельности всего дошкольного возраста.
II. Развитие детей дошкольного возраста в ДШИ.
На базе многих ДШИ открыто отделение раннего эстетического развития, где дети обучаются по программам: «Музыкальная грамота», «Рисование и лепка», «Хореография» и др. И эти программы, как правило, являются авторскими.
Занятия по развитию музыкальных способностей способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Также ребята учат небольшие стихотворения, песни.
Уроки хореографии способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата ребёнка, способствуют эмоциональной разгрузке, обеспечивают положительный эмоциональный заряд.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и активно занимаются лепкой, что имеет большое значение для развития мелкой моторики рук.
После окончания 1-го летнего курса многие ребята продолжают обучение в школе искусств по направлениям, в которых наиболее ярко проявилась их индивидуальность.
Создавая такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии со своими интересами, желаниями и имеющимся у него потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, пробовал свои силы в творческой деятельности, мы воспитываем, обучаем, развиваем свободную, способную к творческому развитию, самовыражению личность.
Деятельность Детских школ искусств, направленная на работу с детьми дошкольного возраста, актуальна. Учреждения дополнительного образования должны постоянно вести целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.
III. Особенности работы с дошкольным возрастом в ДШИ.
Музыкальная грамота.
Развитие музыкальных способностей – одна из приоритетных задач музыкального образования детей. В процессе развития музыкальных способностей главной задачей педагога является: ознакомление ребенка с музыкой, привитие интереса к музыкальному искусству, формирование потребности в общении с музыкой, так как музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка.
Программа, по которой я работаю, содержит следующие разделы:
1. Слушание музыки
Данная деятельность очень сложна для работы с детьми дошкольного возраста. Перед прослушиванием произведения мне важно дать небольшое вступительное слово – заинтересовать детей, то есть рассказать об образе произведения, о его характере, о каких-то особенностях музыкального произведения, чтобы дети имели понимание и представление об прослушиваемой музыке и старались заметить то или иное в ней. Также для меня важно после прослушивания обсудить с детьми прослушанное произведение, поделиться впечатлениями друг с другом и вызвать эмоциональный отклик у детей, чтобы оставить у них след этой деятельности.
2. Развитие интонационных навыков и пение
С пением дети соприкасаются ещё в детском саду и для них данная деятельность является уже довольно знакомой. Для меня важно сохранить и развить имеющиеся у них интонационные навыки.
Прежде всего необходимо дать детям слуховое представление о направлении движения мелодии: вверх, вниз, плавно, скачками. В этом мне помогают такие упражнения, как: ручные знаки (столбица, лесенка), использование различных карточек и картинок и т.п.
После упражнений можно переходить на несложные песенки. Необходимо подобрать для детей несложный и интересный репертуар, обращать внимание детей на слово, дикцию, развивать звуковысотный слух, добиваться точного интонирования, и конечно, главное – заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
3. Развитие музыкальной памяти
Для развития памяти у детей дошкольного возраста я начинаю это делать с небольших, простеньких мелодий, народных попевок. И, конечно, чем больше мы учим песенок, тем лучше развивается у детей музыкальная память. Также разучиваем небольшие стихотворения, связанные с темой урока, они также отлично подходят для развития памяти дошкольников.
Применяю данные варианты работы из занятия в занятие, чтобы дети запоминали быстро и надолго.
4. Развитие чувства ритма
Становление чувства ритма в дошкольном возрасте – дело непростое и на его развитие нужно много времени. Необходимо начинать с самого простого.
И первое, над чем мы начинаем работать – это слоги имён, слов, фраз. Начинаем считать, хлопая в ладоши. Далее, уже переходим на ударение, где ударный слог – длинный, а безударный – короткий.
Следующий этап – это длинные и короткие палочки. Учимся определять со слогами или игрой на муз. инструменте и выкладываем по порядку, где нам могут помогать ещё хлопки руками. Далее хлопки для нас – это длинные звуки, а кулачки – короткие.
Мы переходим уже к понятиям «четверть» и «восьмая». Добавляем шаги, чтобы лучше усвоить название длительностей и их длину. Стараемся уже выполнять под инструмент и пение.
Важную роль в изучении ритма играет зрительное восприятие, поэтому необходимо использовать различные ритмические пособия, которые помогают ребенку зрительно запомнить сочетания различных ритмических фигур.
5. Развитие нотной грамоты
Знакомство и запоминание нот – также является в дошкольном возрасте непростой задачей у детей. Развитию нотной грамоты, как и всем другим направлениям, я уделяю время на каждом занятии. Важное место при изучении нот на своих занятиях занимает у меня использование различных зрительных пособий (различные картинки в печатном виде или на доске), игры, загадки, песенки. Всё то, что подходит для лучшего восприятия детьми.
6. Игра на муз. инструментах
Эта деятельность очень интересна детям дошкольного возраста как никогда. И на своих занятиях я уделяю немного времени игре на муз. инструментах, будь то фортепиано, бубен, металлофон или какие-либо шумовые. У детей это вызывает восторг, веселье, огромный интерес и они не хотят заканчивать эту деятельность. Дети образуют небольшой оркестр, где каждый ребёнок «играет» на каком-то инструменте. Происходит формирование музыкальных способностей, развивается чувство ритма, проявляется больший интерес к музыке. Дети очень эмоциональны и через эту деятельность они самовыражаются, что очень важно, все по-разному, но им это очень нравится.
Все виды деятельности переплетаются между собой так или иначе. И мне важно уделять время каждой. Комплекс всех видов деятельности на занятиях в совокупности является важной и неотъемлемой частью в развитии жизни ребёнка.
Заключение.
Основные цели музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста в ДШИ – создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребёнка к жизни в школе и в современном обществе; а также научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.
Также в ДШИ занятия с дошкольниками формируют у детей музыкальность, увлечённость музыкой, интерес к музыке, игре на музыкальных инструментах, танцам, пению и другим видам музыкальной деятельности. Дети, которые занимаются на подготовительном отделении в ДШИ, смогут стать хорошей основой нового набора учащихся в 1 класс на различные отделения и специальности.
Список используемой литературы.
1.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
2.Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования// Концепт. – 2013. – Спецвыпуск No 06. –ART 13556. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13556.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –SSN 2304-120X
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
4. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.-42-67с.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Кабаева Александра Григорьевна
→ sashaviesta1003 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.