Методические рекомендации "Особенности компетентностного подхода в организации образовательного процесса учреждения доп. образования"
М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 3 ГОРОДА ОРЛА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
г. Орел, 2025 г.
Составитель: Ткачева Ирина Николаевна, методист МБУДО «Дом детского творчества № 3 города Орла»
Настоящие методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования. Методические рекомендации раскрывают понятие «компетентностный подход в организации образовательного процесса», обозначают характерные признаки ключевых компетентностей, определяют пути реализации компетентностного подхода, предлагают помощь педагогам дополнительного образования при проектировании своей компетентностно - ориентированной деятельности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Компетентность личности и компетенции………………………..5
Содержание компетентностного подхода…………………………9
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………….………………….……………………………………15 Приложения………………………………………………………………...17
Введение
В современном мире существует необходимость того, что обучающийся должен получать образование не вообще, а достигнуть определенного уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания государства о становлении нового работника, обладающего потребностью решать сложные профессиональные задачи.
Дополнительное образование детей имеет большие возможности для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, включения в социально полезную деятельность. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей во многих случаях является определяющим фактором профессионального и личностного самоопределения обучающихся, построения их профессиональной карьеры.
Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности. Компетентностный подход в дополнительном образовании детей - это ориентация на получение конкретных результатов решения задач личностного развития обучающихся через освоение дополнительной образовательной программы. Компетентностный подход - это одно из оснований обновления образования.
Направления обновления дополнительного образования с позиции компетентностного подхода:
изменение технологий, методов, форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов;
изменение позиции педагога, который в большей степени становится «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;
создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям;
Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение обучающимся положительного для себя результата.
Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это компетентности, которые можно выделить в современном обществе.
Понятие «компетентностный подход в дополнительном образовании» получило распространение сравнительно недавно в связи с модернизацией дополнительного образования. Компетентностный подход в дополнительном образовании является отражением потребности общества в подготовке специалистов, которые обладают не только определенными знаниями, но и сформированными умениями применять полученные знания для решения определенных задач в различных условиях.
Компетентностный подход в дополнительном образовании – это приоритетная ориентация на цели дополнительного образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности каждого обучающегося.
Компетентность личности и компетенции
Понятия «компетентности» и «компетенции» различны. Компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентности – как его результат.
Компетентность личности – это способность решать широкий круг проблем, обеспечивающая адаптацию к окружающему миру и социальной системе. Компетентность личности обучающегося учреждения дополнительного образования предполагает его готовность:
- к самоопределению в поликультурном пространстве;
- к гармоничному отношению к окружающему миру;
- к успешному решению жизненных проблем;
- к активному созиданию;
- к сознательному выбору здорового образа жизни.
Образовательный процесс учреждения дополнительного образования предполагает формирование следующих компетентностей:
- психологическая компетентность – интеллектуальное, волевое и эмоциональное развитие личности, способность к саморегуляции. Интеллектуальное, волевое и эмоциональное развитие личности определяет степень осознания и успешности разрешения внутренних психологических проблем. Все стороны психологической компетентности связаны с развитие интеллектуальных способностей, рефлексией, эмоционально-волевой готовностью;
- коммуникативная компетентность – способность к построению адекватного общения с другими людьми, определяется развитием навыков взаимодействия с людьми разного возраста и социального положения. Коммуникативная компетентность предполагает развитие эмоционального интеллекта, значение которого для социальной адаптации в современном обществе велико. Эмоциональный интеллект позволяет обучающимся успешно адаптироваться в социуме;
- социальная компетентность – навыки построения социальной карьеры, соответствие социальным требованиям общества. Социальная компетентность определяется успешностью социальной адаптации в обществе;
- культурная компетентность – освоение культуры своего края, российской и мировой культур;
- экологическая компетентность – здоровый образ жизни в гармонии с окружающим миром, природой. Экологическая компетентность определяется стремлением к здоровому образу жизни, ответственному отношению к природным богатствам своей страны.
В науке термин «компетенции» не имеет на сегодняшний день строгого определения. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определённой универсальностью, получили название ключевых. Ключевые компетенции – это ответ системы образования на требования современного мира.
При формировании целей и задач образования, описании предметного содержания и ожидаемых результатов целесообразно использовать понятие «компетенция», что позволит педагогу избегать терминологической путаницы.
Определена следующая иерархия компетенций:
- ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования, в том числе дополнительному образованию;
- общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу образовательных областей;
- предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность в профессиональной деятельности. Перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые считаются значимыми на данном этапе развития социума.
Существует немалое количество ключевых компетенций. Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской (доктор педагогических наук):
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
-Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
-Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
-Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
2. Содержание компетентностного подхода
Формирование у обучающихся ключевых компетенций в результате осуществления образовательного процесса называется компетентностным подходом.
Для того, чтобы разработанное занятие педагога дополнительного образования в полной мере отражало компетентностный подход следует, чтобы в его основу были положены социально - конструируемые педагогические ситуации, деятельность обучающихся в которых будет воспитывать требуемые качества личности (умение брать на себя ответственность, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, умение обучаться и многое другое).
Основополагающие принципы компетентностного подхода в дополнительном образовании:
помощь эффективной социальной адаптации обучающегося в обществе, его индивидуального развития, формирования умения противостоять проблемам;
овладение основными компетенциями, методами, приёмами познания и деятельности с учётом своих возможностей и способностей;
возможность для обучающегося самостоятельного выбора и анализа своей образовательной деятельности, направленной на достижение высоких результатов и их постоянное улучшение;
разнообразие и вариативность форм самостоятельной деятельности, познания и развития на основе личной мотивации;
взаимодействие учреждения дополнительного образования как открытой социальной системы с общественностью, другими социальными институтами, творческими коллективами и др.;
сотрудничество педагога с обучающимся на равных и помощь ему в определении своего предназначения в обществе, в развитии имеющихся интересов и способностей;
оценивание эффективности образования обучающимися, их родителями, социумом в целом с учётом развития современных технологий и рынка труда.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный подход к обучению, являются:
технология проблемного обучения;
технология проектного обучения;
технология решения изобретательских задач;
технология развития критического мышления.
В современной педагогике при реализации компетентностного подхода чаще всего руководствуются трактовкой и определениями А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, г. Москва. А.В.Хуторской выделяет семь ключевых компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурная компетенция - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека.
Учебно-познавательная компетенция. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки деятельности.
Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Обучающийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие. Объектом здесь выступает самобучающийся. К этой компетенции относятся знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура.
Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет практическую направленность. В его рамках конечная цель обучения состоит в том, чтобы обучающийся приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций.
Основным средством реализации компетентностного подхода на занятиях является изучение и использование эффективных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационной технологии, технологии проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого обучающегося в самостоятельные виды деятельности.
Результат компетентностного обучения в дополнительном образовании – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. В самом общем виде сущность компетентностного обучения заключается в перенесении акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих обучающихся.
Ключевой фигурой качества образования, в том числе дополнительного является, прежде всего, компетентность педагога. Педагог должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом. Педагог должен находить новые возможности в работе, новые технологии в преподавании, вынужден нестандартно решать возникающие проблемы, находить новые перспективы и выстраивать исключительно нестандартный путь к ним. Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте — в школе. В современных условиях изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка, растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые ниши, в которых находят себя так называемые «неудобные» (нестандартные) дети. В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у обучающихся самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь каждый участник образовательного процесса может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности. Дополнительное образование способствует многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации.
Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:
пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все обучающиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов в той или иной сфере деятельности.
изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов.
изменение позиции педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.
создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям
изменение позиции педагога, который становится в большей степени "координатором" или "наставником", чем непосредственным источником знаний и информации;
создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям;
Заключение
Таким образом, в рамках компетентностного подхода в дополнительном образовании и обучение становится комплексным, многофакторным. Компетентностный подход в дополнительном образовании является отражением потребности общества в подготовке специалистов, которые обладают не только определенными знаниями, но и сформированными умениями применять полученные знания при решении определенных задач в различных условиях. Особенностью компетентностного подхода в построении дополнительного образования детей является ориентация на конкретное получение результатов, личностного развития учащегося через освоение дополнительных программ. Компетентностный подход в дополнительном образовании – это обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности каждого ребенка, осуществляемая при помощи различных методов обучения.
Компетентностный подход призван сформировать у обучающегося ряд компетенций, которые позволят ему стать успешным, мобильным и конкурентоспособным в современном обществе.
Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность педагога. Сам педагог должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом. Педагог должен находить новые возможности в работе, новые технологии в преподавании, вынужден нестандартно решать возникающие проблемы, находить новые перспективы и выстраивать исключительно нестандартный путь к ним. Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.
Для того чтобы обучение давало эффект, оно должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение в учреждении дополнительного образования должно развивать, в первую очередь творческие способности, формировать умение самостоятельно работать, способности запоминать, логически мыслить, искать, быстро ориентироваться в потоке информации, понимать и уважать, определять нравственные ориентиры личности, ее этические и эстетические оценки, широту гуманитарного мышления.
Результат компетентностного обучения в дополнительном образовании – это готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, что необходимо сегодня в условиях быстроменяющегося общества. В самом общем виде сущность компетентностного обучения заключается в перенесении акцента на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих обучающихся. В соответствии с компетентностным подходом педагог реализует цели обучения с учётом личных целей обучающегося, что даёт возможность осознанно подойти к выбору профессии и дальнейшему обучению.
Список литературы
Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Монография. - Издательство "Логос", 336 стр., 2020.
Гладышев А. А., Гладышева А. А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства. - Профессиональное образование в современном мире – 2020, № 1.
Еманова С. В., Казанцева Е. А., Сокольская М. А. Педагогика и психология непрерывного образования: учебное пособие. - Курганский государственный университет, 202 стр., 2021.
Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. - Издательство "Аспект Пресс", 400 стр., 2020.
Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
Мулюкова В.А. – Компетентностная модель современного педагога как основа непрерывного повышения профессионального мастерства.
Профессиональные компетенции как интегральные качества личности специалиста: материалы III Международной научно - практической конференции, 25 марта 2021 г. Шадринский государственный педагогический университет, 346 стр., 2021.
Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 22 декабря 2022 г.). - Издательский дом "Среда", 368 стр., 2022.
Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»)
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с. (Серия «Новые стандарты»).
Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно- методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с
Электронный словарь Academic.ru [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
https://academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BA%D0%BE%D0%BC% D0%BF%D0%B5%D 1 %82%D0%B5%D0%BD%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F&from=xx&to=ru&did=ruwiki&stype=
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для детей младшего школьного возраста
|
Критерии |
Показатели |
|
Компетентность обучающегося в познавательной и предметной деятельности |
|
|
Способность наблюдать объекты окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устного описания объекта наблюдения |
Умение соотносить результаты с целью, наблюдением, опытом (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?») |
|
Способность выявлять с помощью сравнения отдельных признаков характерные для сопоставления предметы; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?») |
Умение объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и части |
|
Способность проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач |
Умение работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов |
|
Способность решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
Умение создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации |
|
Способность выполнять инструкции, точное следование образцу и простейшим алгоритмам |
Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?») |
|
Определять способы контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление |
Умение сотрудничать: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности |
|
Способность к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира |
Умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события |
|
Компетентность обучающегося в социально-культурной и гражданской сфере |
|
|
Способность к нравственным и эстетическим переживаниям: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре |
Умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношение |
|
Способность давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям |
Умение высказывать свое отношение и правовую оценку поступков людей, давать оценку своим действиям |
|
Компетентность обучающегося в информационно-коммуникативной сфере |
|
|
Способность работать с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) |
Умение определять в тексте главное, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге |
|
Способность использования простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...» |
Умение элементарного обоснования высказанного суждения |
|
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях и т.п. |
Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для детей старшего школьного возраста
|
Критерии |
Показатели |
|
Компетентность обучающегося в познавательной и предметной деятельности |
|
|
Способность самостоятельно ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению |
Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера |
|
Способность прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдет, если...»); Способность синтезировать: составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты для решения поставленных задач |
Умение оценивать и прогнозировать последствия и риски, умение проектировать, использовать приемы анализа и синтеза для решения поставленных задач и проектной деятельности |
|
Способность формулировать и аргументировать |
Умение представлять свои суждения, в том числе давать определение, доказательство и доказательство от противного и т.п. |
|
Способность к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности |
Умение самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; умение организовывать и проводить опыты, эксперименты, наблюдения, формулировать выводы |
|
Компетентность обучающегося в информационно-коммуникативной деятельности |
|
|
Способность извлекать необходимую информацию из различных источников |
Умение структурировать информацию, свободно ориентироваться и работать с текстами художественного, научного, публицистического и официально-делового характера, в том числе на иностранном языке |
|
Способность самостоятельно собирать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных, включая электронные |
Умение искать, находить и хранить необходимую информацию, свободно пользоваться сетью Интернет для поиска, получения и передачи информации |
|
Способность к содержательному общению |
Владение основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика) |
|
Компетентность обучающегося в социально-культурной и гражданской сфере |
|
|
Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю |
Умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Умение оценивать свои достижения и устранять причины возникших трудностей. Умение регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояния. Умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей |
|
Способность к определению сфер своих интересов и возможностей в профессиональной сфере |
Умение оценить результаты профессиональной пробы |
|
Способность к взаимодействию со сверстниками, взрослыми |
Умение устанавливать взаимодействие: согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, включаться в различное ролевое поведение (лидер, подчиненный и др.) |
|
Способность к безопасной жизнедеятельности |
Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни |
|
Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами |
Умение использовать свои права и выполнять свои обязанности гражданина, члена учебного коллектива |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образовательные технологии
|
Технология дифференцированного обучения Ориентационный этап. Выбор уровня (по темпу усвоения, интересам) Подготовительный этап. Мотивация. Вводный контроль. Основной этап. Усвоение знаний и умений. Итоговый этап. Итоговый контроль |
Технология Составление индивидуального плана деятельности, которая присуща данному ученику и приспособленная к его возможностям и динамике развития. |
|
Групповая технология Постановка задачи, инструктаж о ходе работы Планирование работы в группах Индивидуальное выполнение задания Обсуждение результатов в группах Сообщение о результатах Общий вывод, подведение итогов |
Технология сотрудничества Знакомство с предполагаемым результатом. Составление вариантов блоков содержания учебного материала. Свободный выбор без принуждения или предложение своих вариантов Обсуждение приёмов и алгоритмов выполнения Выполнение творческих заданий Самоанализ и самооценка |
|
Технология КТД Предварительная работа Коллективное планирование Коллективная подготовка дела Непосредственное проведение КТД Коллективное подведение итогов |
Игровая технология Ориентация. Цели и задачи. Подготовка к проведению. Правила игры. Проведение игры как таковой Обсуждение игры |
|
Технология проблемного обучения Создание проблемной ситуаций. Анализ, выдвижение различных идей решения проблемы. Сопоставление, сверка, выбор оптимального решения. Рефлексия. |
Технология модульного обучения Целевая программа Банк информации Методическое рекомендации по достижению целей Практические задания Контроль |
|
Технология исследования Объект исследования Разработка плана исследования Непосредственно исследование Оформление и представление конечного результата |
Здоровьесберегающие технологии Использование оздоровительных моментов: физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, легкий самомассаж. Профилактика «школьных болезней»: контроль за посадкой, освещением рабочих мест, гигиена питания, о вреде злоупотребления компьютерными играми. Профилактика вредных привычек |
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Ткачева Ирина Николаевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.