Статья "Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы на примере краткосрочной программы"


«Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы на примере краткосрочной программы»

Краткосрочные программы– это программы, срок реализации которых составляет не более одного года. К краткосрочным дополнительным общеобразовательным программам относятся программы, реализуемые в каникулярный период, в течение небольшого срока. Сегодня мне хотелось бы взять за основу программы, реализуемые в летний каникулярный период.

Особенность дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

На сегодняшний день, когда человечество живёт в эпоху развитых информационных технологий, где дети все больше времени проводят в сетевом мире, вопрос о привлечении детей в учреждения дополнительного образования становится все более актуальным. В решении данной проблемы заинтересованы как педагоги дополнительного образования, так и родители, ведь всестороннее развитие ребенка является приоритетом.

Обучение по краткосрочным программам ориентировано на всех желающих, с учетом возрастных признаков, которые прописаны в программах.

Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса:

  • для ребят – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности;

  • для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка;

  • для педагогов – это шанс сформировать контингент воспитанников, а также, стимул к разработке базовой программы.

Конечно же при создании и реализации краткосрочных программ возникает ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги.

Первая проблема, с которой мы столкнулись - это трудности в создании самой программы, так как перед нами стояла задача сократить сроки реализации программы и ее содержание без потери качества образовательного процесса. С этой проблемой мы справились путем коллективного труда, изучения методического материала, уже имеющегося опыта работы с детьми, также благодаря знаниям специфики работы и создания общеразвивающих образовательных программ.

Вторая трудность была в привлечении детей на краткосрочные программы, так как в летний период ребята как разъезжаются, так и отдают приоритет свободному отдыху. С этой проблемой нам удалось справиться путем распространения реклам, а также привлечением ребят из пришкольных лагерей, которые приходили вместе со своими друзьями.

Про создание рабочей программы воспитания расскажу на примере своей краткосрочной программы по вокалу «Звонкое лето», которую я разрабатывала для реализации в летний каникулярный период.

Для начала хотелось бы отметить, что все пункты и разделы, которые присутствуют в основных общеразвивающих образовательных программах остаются без изменений и в том же порядке.

Основной целью создания моей программы было привлечение детей в хоровые объединения, организация полезного досуга для воспитанников и вовлечение ребят в творческую деятельность. Также одной из моих задач было предварительно подготовить детей к основному образовательному процессу, так как ежегодно я сталкивалась с такой проблемой, как зажатость и стеснение. Для многих детей первые занятия в вокальном объединении может вызвать стресс, так как многие ребята никогда не занимались певческой деятельностью и не знают еще свои возможности голоса, в следствии чего происходит зажатость, стеснение продемонстрировать свои способности при других воспитанниках, и к сожалению, такого рода проблемы сказываются как на самооценке, так и на перспективе дальнейшего обучения.

При разработке краткосрочной программы и для дальнейшего составления рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы необходимо верно выбрать ее направление, это может быть

- формирование основ коммуникации;

- развитие и совершенствование определённых навыков;

- выявление интересов и творческих способностей;

- ознакомление воспитанников с азами в определённой области;

- приобщение к активному отдыху оздоровительного, познавательного и развлекательного характера, организации досуга;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям и другие;

Срок реализации зависит от объема программы, от того, какую цель и задачи можно реализовать за этот период:

мини-программа на несколько недель или же программа на 1 до 9 месяцев, (объем программ от 8 до 72 учебных часов)

Моя программа рассчитана на 1 месяц (40 часов), 10 часов в неделю (по 2 часа 5 дней в неделю). Исходя из моего опыта работы с данной программы, я могу сделать вывод что для меня это оптимальный срок реализации программы для достижения планируемых результатов.

Краткосрочная программа создается с целью усиленного обучения детей в данной предметной сфере, т.е. изучение «узкого вопроса» в сжатые сроки. Цель должна отражать основную направленность краткосрочной программы и желаемый конечный результат. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь определённой цели. Они должны быть чёткими и конкретными. Не нужно ставить множество задач. Таким образом для того, чтобы верно определить цели и задачи воспитательного процесса необходимо ориентироваться на направление программы, ее направленность, целевую аудиторию и конечный результат, к которому вы хотите прийти. Приведу пример из своего опыта

Цель моего воспитательного процесса - создание единой воспитательной среды, способствующей гармоничному развитию личности через приобщение к вокальному искусству.

Задачи и ожидаемые результаты я формировала также исходя из вышеизложенных ориентиров.

При составлении календарного плана воспитательной работы необходимо обращать внимание не только на работу непосредственно с детьми, но и с родителями. Например, проведение дня открытых дверей, совместных мероприятий, родительских собраний перед началом и по окончанию обучения.

Такие мероприятия позволяют увидеть прогресс в образовательном процессе, а также наладить связь между педагогом и родителем, наметить совместный план в воспитании ребенка.

Для меня было важно провести родительское собрание, основной целью которого было провести беседу с родителями на тему поддержки детей в их творческом начале, так как мнение родителей для ребенка является авторитетным и порой неосторожно сказанные фразы могут ранить юного певца, в следствии чего могут появиться комплексы или того хуже пропасть желание творчески развиваться в дальнейшем.

Также можно учесть праздничные дни, провести тематические мероприятия с учетом специфики объединения.

Например в честь праздника «День России» мы с ребятами изучали песни о Родине и их роль в жизни людей, также проводили музыкально-развлекательную викторину «Русская культура»

В заключении хотелось бы сказать, что внедрение краткосрочных программ в образовательный процесс имеет положительное влияние на педагогическую деятельность.

Основная часть ребят, зачисленных ко мне в объединение на обучение были дети, которые занимались по краткосрочной программе «Звонкое лето» в летний каникулярный период. Эти ребята продолжают обучение, удивляют родителей своими успехами, завоевывают любовь зрителей и являются частыми гостями на районных мероприятиях.

Эффективность рабочей программы воспитания обусловлена не только успехами воспитанников в творческой сфере, но динамикой личностного роста ребят, умением не только принимать информацию, но и самостоятельно анализировать ее, поведением детей в коллективе, а также высокой посещаемостью.


Полный текст материала Статья "Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы на примере краткосрочной программы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гульбис Анастасия Юрьевна  NastasiaGuull
10.12.2025 0 33 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.