Конспект урока скульптуры по теме "Искусство бумажной пластики" для 1 кл. ДХШ
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
пос. САФОНОВО
Конспект занятия по скульптуре:
«Искусство бумажной пластики»
1 класс ДХШ и художественных отделений ДШИ
Составитель: Бурдюжа Наталья Анатольевна,
преподаватель художественного отделения.
Сафоново, 2010 г.
Конспект занятия по скульптуре «Искусство бумажной пластики».
Цель занятия:
Воспитательный аспект: привить интерес к традиционному искусству моделирования из бумаги – бумагопластике, воспитать эстетический вкус и уважение к мировым культурным ценностям.
Обучающий аспект: познакомить с новыми и традиционными видами работы с бумагой, освоение разных приемов, методов и способов работы.
Развивающий аспект: развивать аккуратность, усидчивость, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук.
Задачи урока:
Активизировать и пополнить знания учащихся о искусстве бумагопластики
Дать представление об основах работы с бумагой.
Познакомить с техникой безопасности при работе с бумагой и вспомогательными инструментами.
Оборудование урока:
П
арты,
бумага, клей ПВА, канцелярский нож,
ноутбук, интерактивная доска.
План занятия:
Организационная часть: приветствие, организация рабочего места.
Введение в тему: – рассказ об истории появления бумаги, приемах и способах работы с бумагой, знакомство с видами бумагопластики.
Практическая часть: работа над созданием ангела в технике бумажной скульптуры.
Итог урока: оформление коллективной работы «Космическая фантазия».
Конспект занятия:
Дети сидят за партами, учитель входит в класс.
Учитель: Добрый день! Тема нашего урока «Искусство бумажной пластики».Как вы думаете, что служит основой этого искусства?
Дети: Бумага!
Учитель: Бумага- наш тайный друг. Ей мы доверяем сокровенные мысли , ведя дневник.
Она помогает нам общаться между собой,когда мы пишем записки друг другу или письма друзьям , родителям.
Бумага делает нас умнее , культурнее, но не сама по себе, а те книги, которые печатаются на бумаге и которые мы читаем. Бумага – незаменимый атрибут нашей повседневной жизни: тетради, журналы, конфетные фантики, пакеты для молока и соков, деньги, которыми мы производим взаимные расчеты и многое, многое другое – все это бумага.
Гениального создателя бумаги можно поставить в один ряд с изобретателем колеса и с человеком, первым покорившим огонь. Как вы думаете - известно имя создателя бумаги, или это уже такая мифологическая личность, как Прометей???
Дети: Скорее всего- нет.
Учитель: История оставила нам его имя - Цай Лунь. Его соотечественники так высоко оценили его изобретения, что многие века паломники возжигали курения перед изображением Цай Луня в древне – китайском храме Гуэ –Фэнг.
Итак из этого мы делаем вывод, что родина бумаги – Китай, а дата выпуска – 2 век нашей эры.
Девятнадцать столетий пролетело с момента изготовления первого листа бумаги Цай Лунем и вот я держу его изобретение в руках.
Но для нас как для художников актуален вопрос: кто же был тот первый художник, который догадался из листа бумаги сделать бумажную скульптуру? Его имя неизвестно, но этот человек во время своего открытия несомненно попал в интересную проблемную ситуацию, как вы думаете – почему? В чем была трудность создания бумажной скульптуры?
Дети: - он не знал ,как складывать бумагу;
- бумага была плохая;
- не было ножниц, инструментов.
Учитель: Это тоже существенные проблемы, но основная была в другом. Мы знаем, что основной характеристикой скульптуры является объем и форма, а лист перед тем художником был абсолютно плоским. Как превратить плоское в объемное - вот о чем он задумался!
И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас тоже погрузились в решение этой проблемы- как плоский лист сделать объемным ?
Для того ,чтобы решить эту задачу предлагаю соседям по парте объединиться и подумать вместе над этой проблемой .Перед вами 3 листа бумаги и за 3 минуты вы должны превратить их в объемные конструкции. Бумагу можно изменять любыми способами: резать, рвать, складывать, клеить, но у вас мало времени – по минуте на лист, поэтому объемная форма должна быть простой. Например, вот такой ( учитель складывает лист пополам и ставит на стол в виде «палатки»).
Время пошло … ( учитель засекает время)
Возможно вы сейчас придумаете новые способы изготовления бумажных скульптур и будете, как и тот неизвестный художник новаторами в области бумагопластики.
Давайте сравним, способы получения объемной формы из бумаги, которые уже известны и которые изобрели вы и проверим- есть ли у нас новаторы.
1 способ: Смятый лист бумаги (комканье).
Смятый лист бумаги превращается в объемную форму .Он напоминает нам нагромождение скал – мы видим среди складок и изгибов ровные поверхности – грани, которые как раз и являются существенным компонентом скульптуры и архитектуры.
2 способ: Изгибание бумаги.
Этот способ не нарушает структуру бумаги ( мы не рвем, не сгибаем, не режем ее), но в то же время позволяет выявить и эффектно продемонстрировать все пластические возможности бумажного листа.
3 способ : Сгибание и гофрирование.
Очень похоже на комканье, потому что объем опять создается за счет граней. Но в данном случае складки и изгибы подчинены не воле случая, а воле художника, он сам решает – где и когда их сделать.
4 способ : Разрезывание и разрывание.
Чтобы разрушить ровную поверхность листа , ее можно прорезать, прорвать или проткнуть. Это придаст поверхности иной вид: она станет разнообразней, на ней будут отверстия с рваными краями, , отогнутыми под разным углом ,которые при освещении отбрасывают эффектные тени.
5 способ : Скручивание.
Спираль, получаемая при скручивании бумаги удивительна тем, что превращается в руках художника в детали самых разнообразных форм и позволяет соединять их в оригинальные ажурные объемные композиции .
Все эти приемы работы с бумагой стали основой для искусства моделирования бумажных художественных композиций и на плоскости и для создания трехмерных скульптур. Искусство бумажного творчества получило единое название - БУМАГОПЛАСТИКА. Какие виды бумагопластики вы знаете?
Дети: - оригами
- квиллинг
- бумажная скульптура.
Учитель: Так как на уроках скульптуры мы знакомились с этими видами бумагопластики и даже создали объемную композицию « Космическая фантазия» , то мне бы хотелось, чтобы мы повторили и познакомили наших гостей с этими техниками.
Оригами ( в переводе с японского «сложенная бумага») – древнее искусство складывания бумажных моделей, зародившееся в Японии. Существуют различные виды и техники оригами, одним из которых является МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ, которое в отличии от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги (модули), что позволяет создавать крупные модели со сложной структурой. Примером модульного оригами является КУСУДАМА – объемный шар, собранный из бумажных цветов.
В древности японцы использовали кусудамы для лечения больных, складывая внутрь лечебные травы и подвешивая над постелью больного. Само слово кусудама представляет комбинацию 2 японский слов кусури (лекарство), и тама (шар).
Квиллинг или бумагокручение или бумажная филигрань- искусство создания объемных или плоскостных композиций из полосок бумаги. В переводе с английского «квиллинг» означает « птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония ,искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 15 – начале 16 веков.
В Средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончик птичьего пера бумагу с позолоченными краями. К сожалению бумага – непрочный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров, но техника сохранилась и стала очень популярной во многих странах мира.
В основе квиллинга лежит один элемент – спираль, который преобразуется в умелых руках в детали самых разнообразных форм.
Бумажная скульптура или объемное конструирование, которое часто именно так и называют – бумажная пластика. «Пластика» от греческого «лепить», потому что по виду творчества она больше других техник похожа на скульптуру и позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой, с одним только отличием – в бумажной пластике все изделия внутри пусты, создаются только оболочки персонажей.
Стоит отметить, что мы познакомились только с несколькими видами бумагопластики (приоткрыли занавес в мир бумажного творчества) и если раньше мастера оригами, квиллинга не выходили за рамки своего техники, так как свято чтили традиции, то сегодня наиболее интересные работы выходят у художников, которые комбинируют разные приемы творческой работы с бумагой.
Техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами, канцелярским ножом:
ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед;
не оставлять ножницы в раскрытом виде;
аккуратно пользоваться ножом, не подставлять под него пакльцы;
клеем пользоваться очень осторожно;
не допускать попадания клея в глаза; (при попадании немедленно промыть теплой водой)
по окончанию работы тщательно вымыть руки.
И я предлагаю творческую часть нашего урока провести в согласии с современными тенденциями и объединить в нашей работе все изученные виды бумагопластики.
Что же мы будем сегодня делать? Давайте посмотрим на нашу композицию
« Космическая фантазия» на мой взгляд в ней чего-то не хватает. А что бы добавили вы?
Дети: - не хватает живых существ.
Учитель: Я предлагаю населить наш космос такими жителями – ангелами. Для этого мы уже подготовили некоторые детали : крылья (квиллинг) и руки (модуль оригами), осталось сделать основу в технике бумажной скульптуры.
Для изготовления ангелов необходимо взять шаблон и задекорировать его. По краю платья пустим орнамент из надрезанных треугольников, чтобы их сделать необходимо надрезать от вершины треугольника вправо и влево, естественно выше края платья.
Теперь сделаем фартук - для этого необходимо сделать длинные прямоугольные надрезы, естественно верхнюю сторону прямоугольника - не отрезаем. Можно закрутить отогнутый прямоугольник ножницами.
Основа готова. Давайте слегка закруглим голову ножницами и приклеим верхнюю деталь - она необходима для жесткости головы и будет использоваться как крепеж.
Теперь склеим основу.
Клеим руки (можно сделать движение руки).
Украшаем голову кудрями из спиралей квиллинга.
Приклеиваем крылья - ответственный момент. Есть два способа это сделать:
- между элементами квиллинга есть естественные зазоры, которые при необходимости можно расширить ножом, залить клеем и зазор надеть на основу.
- или если необходимой прорези нет, ее можно создать канцелярским ножом (разрезать, залить клеем и надеть на основу).
Ангелы готовы, добавляем их в нашу композицию.
Очень давно один человек посмотрел на бумагу с неожиданной стороны: не как на предмет быта, а как на источник вдохновения и создал первую скульптуру. Творческая мысль этого художника получила развитие и мы видим перед собой многообразие видов бумагопластики. Но можем ли мы быть новаторами в этой области или все давно придумано?
Дети: всегда можно создать что-то новое.
Учитель: Сегодня создается новый вид бумаги- электронная бумага. Будет ли для нас это просто техническая новинка или источник вдохновения для создания новых произведений искусства? У вас есть реальная перспектива быть первопроходцами электронной бумагопластики.
Список литературы.
Аллен Д. Объемные поделки из бумаги. М.: Ниола 21-й век, 2009.
Богатова И.Оригами. Цветы. М.: Мартин ,2009.
Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис- Пресс, 2010.
Зайцева А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. М.: Эксмо, 2010.
Ступау Е. Гофрированный картон. М.: Айрис- Пресс, 2009.
Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки. М.: Контэнт, 2009.
Фейт И. Узоры из бумаги. Украшаем окна. М.: Арт- родник, 2008.
Художественная школа. Журнал.
Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.
Юный художник. Журнал.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурдюжа Наталья Анатольевна
→ Мината 21.09.2010 3 12015 1220 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.