Материалы к уроку по теме "Звуковые волны" для 8 класса




Муниципальное образовательное учреждение гимназия №36 г. Иваново








Название работы:

«Звуковые волны»

физика 8 класс.





Автор: Киселева Ирина Анатольевна

Дата рождения: 30.01.1960.

Место работы: МОУ гимназия №36

Должность: учитель.

Педагогический стаж: 30 лет.

Квалификационная категория: высшая.

Контактный телефон: дом. 8(4932)29-54-81

сот. 89158458934

E-mail: fizika36@mail.ru



















ИВАНОВО – 2010



Конспект урока по теме: «Звуковые волны».


Предмет: физика


Класс, профиль: 8 класс, общеобразовательный.


Тип урока: изучение нового материала.


Технологические особенности: урок проводится с использованием компьютера и интерактивной доски.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.


Демонстрационное учебное оборудование: камертон - 2шт., воздушный купол, насос, будильник, сосуд с водой, две ложки, линейка, стетоскоп.


Учебник: Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов,

Н.А. Родина. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007. – 158с.


Цель урока:


- познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн;

- ввести понятия высоты, тембра и громкости звука, показать их отличия;

- сформировать понятие отражения звука, условия необходимые для существования эха;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


Задачи урока:


- образовательная:

усвоение новых физических терминов, формирование знаний о физических (амплитуда, период, частота) и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука.


- воспитательная:

создание условий для воспитания культуры умственного труда, познавательного интереса; воспитание самостоятельности, трудолюбия, чувства коллективизма.


- развивающая:

формирование навыков восприятия зрительной и звуковой информации; развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, внимания, памяти; формирование физических знаний и приемов умственной деятельности, речевой культуры, создание условия для расширения кругозора учащихся.







План урока

Этап урока

(номер слайда)

Дидакти-ческая задача этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Время.

1

Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Приветствие

- определение отсутствующих.

- проверка готовности учащихся к уроку.

- Приветствие

- включение учащихся в деловой ритм.

2 мин.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Слайд 5,6,7

Установле-ние правиль-ности осознан-ности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

- Выявление уровня знаний.

- ликвидация недостатка в знаниях и причин их появления.

- Активная работа по повторению основных ранее изученных вопросов.


13 мин.

* Повторяем теоретическую часть ранее изученного материала по теме: «Волны», слайд 5.


* Отвечают на вопросы,

обозначенные на слайде 5.



*Учитель дает задание «Проверь себя», слайд 6.







*Вставляют пропущенные слова и единицы измерения физических величин, проверка правильности выполненного, слайд 6.

* Объясняет цель задания – тренинг на знание формулы, выражающей зависимость длины, скорости и периода волны, слайд 7.

* Выполняют задания тренинга, показывают знания формулы и выполняют качественные графические задачи, слайд 7.

3

Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Слайд 2,3,4

Обеспечение мотивации.

Подготовка учащихся к доминирующему виду УПД на основном этапе урока.




Актуализация опорных знаний и умений.

* Учитель читает стихотворение «Откуда звуки возникают?»,

слайд 2 .








*Постановка целей и задач урока, слайд 4.


* Прослушивание стихотворения, слайд 2.




* Просмотр фильма «Звуки природы»,

слайд 3



* Активность каждого ученика, т.е. его деятельность по принятию целей урока, слайд 4.

Запись темы урока в тетрадях.



5 мин.

4

Усвоение новых знаний.

Слайд 8-17,

18-19

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Сообщение учителем нового материала и рубрики:

«Вот эта да-а!!!»

* Демонстрация ЦОРов:

- Источники звука. Звуковые колебания. слайд 8.

- Распространение звука. Скорость звука. слайд 9.

- Измерение скорости звука. слайд 10.

- Высота и тембр звука. Громкость звука. слайд 11.

- Образование звука при полете насекомого.

слайд 12.

- Тембр. слайд 13.

- Характеристики звука. слайд 14.

- Отражение звука. Эхо. слайд 15.

- Звуковой резонанс. слайд 16-17.

- Рубрика «Вот эта да-а!!!» (связь изучаемой темы с окружающим нас миром). слайд 18-19.


Запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, формулировка выводов.

25 мин.











































5

Первичная проверка понимания.

Тест 20 № 1-5

Установ-ление осознан-

ности усвоения содержания нового учебного материала.

Выявление пробелов и их коррекция.

Проверка учителем усвоения учащимися того, что является содержанием урока.

Проверка усвоения знаний.

Показать при опросе понимание основного содержания усваиваемых знаний.

5 мин.








* Тестовая работа слайд 20 задания 1-5

* Выполнение теста (устно) с учащимся у доски.

6

Закрепление знаний.

Слайд 20

№ 6-8

Обеспечение усвоения

знаний и их применение к объяснению разных процессов, решение

задач.

Организация деятельности

учащихся по воспроизведению, выделению существенных признаков

полученных знаний.

Применить полученные знания

к объяснению явлений,





15 мин.

*Тест (решение задач)

слайд 20 задания 6-8.


* Выполняют

тест № 20,

задание 6-8.

*Проведение эксперимента.

- зависимость

высоты тона и громкости звука.

- распространение звука в различных средах

А) с помощью стетоскопа;

Б) стакан с водой 2 ложки.

*Провести анализ демонстрационного эксперимента, сделать вывод.


7

Обобщение и систематизация знаний.

Слайд 21.

Форми-рование целостной системы знаний по теме.

Организация деятельности

учащихся по

переводу отдельных знаний и умений в целостные системы учебного предмета и межпредметные связи.








* Постановка эвристического вопроса: «чем отличается шум хвойного леса от

шума лиственного леса?»

Участвуют в игре «Лабиринт», объясняют физический смысл каждой станции пути. Проверка правильности выполненного задания.







* Проверка эвристического задания.





10 мин.

8

Самопроверка знаний.

Слайд 22.

Стимули-рование учащихся к овладению рацио-нальными приёмами учения и самообра-зования.

Проверка ЗУН.

Активная деятельность учащихся в ходе проверки знаний отдельных ребят.

* Решают задачу слайд 22, проверяют решение.

Решают качественные задачи.

7 мин.

9

Подведение итогов (Рефлексия.)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Дать общую характеристику работы класса

(показать успешность овладения знаниями), оценить работу учащихся. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Учащиеся осмысливают свои действия и дают самооценку.

6 мин.

10

Информация о домашнем задании.

Слайд 23.

Обеспечение пониманияя цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.

Запись домашнего задания в дневниках.

2 мин.


Список литературы.


1 Учебник по физике для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов,

Н.А. Родина. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007. – 158с.


2 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс.


3 Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. АРКТИ, 2001 г.


4 fizika-zaharova.narod.ru/…/8class/Zvuk.doc


5 class-fizika.narod.ru


6 school-collection.edu.ru






3


Урок учителя физики МОУ гимназии №36 г. Иваново

Киселевой Ирины Анатольевны


«Звуковые волны» в 8 классе.


Учебник: Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов,

Н.А. Родина. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007. – 158с.


Цель урока:


- познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн;

- ввести понятия высоты, тембра и громкости звука, показать их отличия;

- сформировать понятие отражения звука, условия необходимые для существования эха;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


Задачи урока:


- образовательная:

усвоение новых физических терминов, формирование знаний о физических (амплитуда, период, частота) и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука.


- воспитательная:

создание условий для воспитания культуры умственного труда, познавательного интереса; воспитание самостоятельности, трудолюбия, чувства коллективизма.


- развивающая:

формирование навыков восприятия зрительной и звуковой информации; развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, внимания, памяти; формирование физических знаний и приемов умственной деятельности, речевой культуры, создание условия для расширения кругозора учащихся.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Демонстрационное учебное оборудование: камертон - 2шт., воздушный купол, насос, будильник, сосуд с водой, две ложки, линейка, стетоскоп.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с применением ИКТ.


Этапы урока:


  1. Организация начала урока.

  2. Проверка выполнения домашнего задания.

  3. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Закрепление знаний.

  7. Обобщение и систематизация знаний.

  8. Самопроверка.

  9. Подведение итогов урока.

  10. Информация о домашнем задании.

Реализация принципов обучения:

Соблюдается принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков.

Демонстрационные опыты способствуют развитию научности обучения, сознательности и активности, учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.


Методы обучения: на уроке использовались следующие методы обучения: беседа, объяснение, рассказ учителя с применением презентации «Звуковые волны», практические задания, демонстрационные опыты, эвристические задания. Эти методы обучения обеспечивают поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся.


Методы обучения обеспечивают:

- мотивацию деятельности;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- контроль и самоконтроль.

Методы обучения соответствуют учебному содержанию и цели урока.


Организация учебной работы на уроке:

Осуществляется постановка учебных задач на каждом этапе, применяются разные формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная. Осуществляется развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы. Осуществляется чередование разных видов деятельности обучающихся. Учитель выступает не в роли контролера, а в роли организатора деятельности.


Общие результаты урока:

План урока был выполнен полностью, реализованы общеобразовательные, воспитывающие, развивающие цели урока.

Домашнее задание зафиксировано на слайде презентации.



Слайд 1
Урок физики в 8 классе. Учитель физики высшей квалификационной категории МОУ гимназия №36 г.Иваново Киселева Ирина Анатольевна
Слайд 2
Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос: Откуда звуки возникают? Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез!
Слайд 3
Слайд 4
Наши действия на уроке Вспомним, повторим Запомним, выучим Источники звука. Звуковые колебания Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, громкость и тембр звука. И снова повторим! Звуковой резонанс Отражение звука. Эхо.
Слайд 5
 Что называется волной?  Виды волн  Какие волны изображены на рисунке? Дайте определение.  На что указывают красные и зелёные стрелки?  В каких средах распространяются эти волны?
Слайд 6
Слайд 7
Тренинг на знание формулы расчёта периода, длины и скорости волны
Слайд 8
Источники звука. Звуковые колебания.
Слайд 9
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Слайд 10
Слайд 11
Высота и тембр звука. Громкость звука.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Отражение звука. Эхо.
Слайд 16
Звуковой резонанс.
Слайд 17
Звуковой резонанс
Слайд 18
Вот это да-а-а! - Когда растению становится трудно добывать воду из пересохшей почвы, стебель растения начинает издавать ультразвуковые шумы. - Звук храпа может достигать 69 децибел, что сравнимо со звуком отбойного молотка. - Звук издаваемый синим китом громче, чем звук стартующей ракеты.
Слайд 19
- Рыбы могут издавать звуки с помощью зубов, воздушного пузыря, хвоста. Пескари – пищат, лещи – издают булькающие звуки. - В результате движения слоев песка Гавайских островов звучание песка напоминает лай собаки. Это единственные звучащие пески, состоящие не из кварца.
Слайд 20
Игра «Лабиринт» Волны, возникающие только в твердых телах. Поперечные Продольные Частота характеризует Единица измерения периода Высоту звука Тон звука Инфразвук, это: ٧20к Гцк Гц 1 2 Ответ: 1 и 3 Секунда Звук – это волна: Продольная 3 Метр Ультразвук – это: Поперечная 4 Длина волны – это: ٧20к Гцк Гц ٧∙Т 5 6 7 ٧ Т 8
Слайд 21
Проверь себя!
Слайд 22
Слайд 23
• § 24-26 выучить • Экспериментальное задание стр. 65, 68. Выполнить одно задание по выбору.
Слайд 24

Полный текст материала Материалы к уроку по теме "Звуковые волны" для 8 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киселева Ирина Анатольевна  fizika36
08.12.2010 3 6103 994

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК