Методическая разработка экскурсии "Распространение плодов и семян"


9


Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

города Губкина Белгородской области









Распространение плодов и семян

Методическая разработка экскурсии
























Губкин 2010





РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН

Пояснительная записка

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, экологической культуры, единства и целостности природных комплексов. Наблюдая живописные уголки природы, дети учатся понимать красоту; у них развивается любовь к русской природе, своей малой Родине.

В учебном процессе экскурсия является одной из форм обучения и по своему значению не отличается от других форм этого процесса. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий педагог и обучаемые. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса.

Основной метод обучения на экскурсии - наблюдение, которое применяется в сочетании с беседой, небольшим рассказом. При проведении экскурсий возникает возмож­ность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с эколо­гическими правилами поведения.

Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, получен­ные в ходе ее, используются на последующих занятиях как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств.

Цель экскурсии: расширение знаний о плодах и семенах и их роли в жизни растений.

Задачи:

  • ознакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе;

  • познакомить с биологическим значением приспособлений к распространению семян;

  • развить навыки поведения на природе, навыков оформления работы.


Метод проведения: экскурсия, рассказ педагога, самостоятельная работа.

Возраст детей: 12-14 лет.

Условия, необходимые для проведения занятия: наличие участка возле образовательного учреждения и отдаленного участка, расположенного в доступных для проведения экскурсии пределах.

Оборудование: карточки «Разнообразие плодов растений»; папка со сложенными в ней пакетами из газетной бумаги; записная книжка (тетрадь) и карандаш; полоски белой бумаги для этикеток; задания; нож.




Методические советы на подготовительный период:

педагогу:

– разделить группу на звенья и выбрать звеньевых;
– на каждое звено выдать папку с пакетами из газетной бумаги, карандаш, записную книжку, полоски белой бумаги для этикеток;
– провести инструктаж о правилах поведения в природе;
обучающимся:

прочитать статью «Распространение плодов и семян» в «Книге для чтения по ботанике».

План проведения экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж с обучающимися о правилах поведения во время экскурсии.

2. Информация по теме.

3. Самостоятельная работа. Форма отчета

4. Подведение итогов экскурсии.

Ход экскурсии:

I. Организационный момент. Инструктаж с обучающимися о правилах поведения во время экскурсии.

Педагог. Ребята! Сегодня мы идем на экскурсию. Она пройдет по участку станции юннатов и прилегающим территориям. Перед выходом из здания постройтесь по звеньям. Во время экскурсии не отставайте и не расходитесь, слушайтесь звеньевых. Когда звеньям необходимо будет разойтись для работы – я дам команду.
(
Группа строится по звеньям, обучающиеся выходят на станционный двор.)
Мы на территории станции. Справа от меня цветник – это часть царства Флоры, хозяйки Царства растений. Она хочет быть уверена, что вы дорожите природным богатством, а потому интересуется, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Обучающиеся /отвечают/. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений.

Педагог. Молодцы! Теперь нет сомнения в том, что вы всегда будете бережно относиться к природе. Но вы, юные ботаники, должны не только любить, но и знать природу. Поэтому Флора загадает загадки: вам надо будет правильно назвать растения. Верные ответы будут пропуском в царство Флоры.

II. Информация по теме.

Загадка для 1-го звена

Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.

(Шиповник.)

Загадка для 2-го звена

Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех
Называется…

(Орех.)

Загадка для 3-го звена

С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.

(Желудь.)

Загадка для 4-го звена

Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.

(Земляника.)



Педагог. Вспомните, ребята, к каким типам относятся названные вами плоды.

Обучающиеся. К сочным (шиповник, земляника) и сухим (желудь, орех).

Педагог. Правильно. Вы получили пропуск в царство Флоры

(педагог выдает каждому звену пропуск).

Педагог. Теперь мы можем пройти в цветник. Посмотрите, ребята, как много цветков на этом участке. Знаете, как они называются? Правильно, это астры. Они очень разнообразны по цветовой гамме. Посмотрите (учитель срывает несколько семян с пушинками и дует на них), что вы видите?

Обучающиеся. Семена летят, у них парашютики.

Педагог. Сейчас вы видели, на какое расстояние разлетаются семена астр. При ветре расстояние увеличивается. Плоды астры созревают осенью и отправляются путешествовать. Небольшой порыв ветра, и закружатся пушинки астр и полетят на новое место. Так, что же помогает распространению астр?

Обучающиеся /отвечают/. Ветер.

Педагог. Правильно, ветер. А сейчас вы выполните практическое задание № 1, 4, 6. Каждое звено соберет по соцветию астры – так мы не нанесем большого вреда природе. (Ученики выполняют работу, после чего собираются около учителя.) Взгляните себе под ноги, что вы видите?

Обучающиеся. «Носики» – мы их на нос цепляем.

Педагог. А какому растению они принадлежат?

Обучающиеся. Клену.

Педагог. Верно, это семена клена. Они тоже разносятся на большие расстояния от материнского растения. Как вы думаете с помощью чего это происходит?

Обучающиеся /отвечают/. С помощью ветра.

Педагог. Правильно. Возьмите несколько образцов этих плодов для коллекции и пойдемте к скамеечкам, посидим, посмотрим, что вы собрали и записали. Кто скажет, под каким деревом мы сидим?

Обучающиеся. Под акацией.

Педагог. Верно. Обратите внимание на ее плоды. Они большие, их не перенести ветру. Как вы думаете, каким способом они распространяются?

Обучающиеся. Акация разбрасывает семена.

Педагог. Да, эти семена разбрасываются. Таким способом распростра-няются семена не только акации. (Демонстрирует коробочку мака на стебле.) Посмотрите, вот сухая коробочка мака. Я наклоняю стебель и отпускаю. Видите, мелкие семена с силой выбрасываются из коробочки. У разных растений семена разбрасываются с разной силой. Плодики кислицы, например, разбрасываются на расстояния до 1,5 м. «Выстреливаются» и плодики фиалок (демонстрирует фотографии, открытки.) Соберите, пожалуйста, и эти семена для коллекции. (Дети собирают семена, а затем собираются возле педагога.) Мы получили телеграмму от Незнайки. Он просит нашей помощи: «Ребята, помогите отгадать загадку. Расцветаю всюду смело и порой бывает так, что вцеплюсь я озверело даже в самых злых собак». Кто же поможет Незнайке отгадать, что это за растение?

Обучающиеся. Это репей.

Педагог. А почему он цепляется к собаке?

Обучающиеся. Наверно, чтобы собака перенесла его в другое место.

Педагог. Верно. В телеграмме Незнайки говорится о репейнике, который распространяется с помощью колючек. Семена растений, которые имеют колючки или шипики, распространяются животными и человеком.
Пойдемте теперь к речке и постараемся отыскать такое растение, пользуясь определителем. Теперь вам надо выполнить задания № 1, 5, 6. (
Ребята выполняют работу, а затем собираются около педагога.) Наш маршрут проходит теперь по березовой аллее, в которой развешены карточки с загадками для каждого звена. Дальше можно будет идти, только отгадав эти загадки. (Карточки можно развесить заранее, во время самостоятельной работы обучающихся.)





Загадки

Загадка для 1-го звена

Синий мундир,
желтая подкладка.
А в середине сладко.

(Слива.)

Загадка для 2-го звена

Когда спело, душисто,
Румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видно семечки насквозь.

(Яблоко, плоды яблони.)

Загадка для 3-го звена

Телятки гладки,
Привязаны к грядке.

(Огурцы.)

Загадка для 4-го звена

Кафтан на мне зеленый,
Сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладкий,
А весь похож на мяч.

(Арбуз.)

Педагог. Вы правильно отгадали растения. А кто из вас знает, как эти плоды распространяют семена?

Обучающийся. Я думаю, что эти семена распространяют человек и животные.

Педагог. Созревшие ярко-красные, желтые, черные ягоды привлекают животных и человека. Действительно, семена многих растений путешест-вуют в их желудках и при этом успешно расселяются. Подумайте, о какой ягоде и способе ее распространения говорится в следующей загадке.

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Обучающиеся. Это малина.

Педагог. Совершенно верно. О птицах и других животных мы уже говорили, а вот о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. именно человек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую. Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из Мексики.
Дома вспомните, о чем мы говорили, и заполните таблицу.





Названия растений

Дикорастущее, культурное

Способ распространения

Приспособленность к распространению

1. Яблоко

культурное

животными, человеком

толстая семенная кожура

2.




3.





Вернемся к разговору о сочных плодах. Подумайте, где в природе вы видели ягоды и плоды?

Обучающиеся. В саду, лесу, огороде, на даче.

Педагог. Верно! Вот мы вместе и будем их искать в школьном саду и на пришкольном участке. Здесь мы выполним задания № 1, 2, 3, 6, 7. Каждое звено имеет карточки-задания и определители. Выбирайте то растение, которое есть в определителе, по одному растению на звено.

Обучающиеся. А можно сфотографировать яблоко или другой крупный плод, его же не засушишь?

Педагог. Конечно, можно! То, что тебе интересно по теме «Распространение семян», можешь сфотографировать и приложить к отчету.
(
Ученики выполняют практическую часть.)

Педагог. Какие выводы вы можете сделать на основании своих наблюдений?

Обучающиеся. Мы пришли к выводу, что наиболее характерные приспособления плодов и семян к распространению ветром – различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, шипиков. С помощью животных распространяются семена со съедобными плодами. (Если дети затрудняются и ответы разрозненные, то подвожу их к выводу наводящими вопросами.)

Педагог. Как вы думаете, для чего семена путешествуют?

Обучающиеся. Чтобы заселить новые места, чтобы выжить.

Педагог. Каждое растение стремится освоить большую территорию, чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян, и для чего?

Обучающиеся. Чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая.

Педагог. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждое звено получит форму отчета.

III. Самостоятельная работа (порядок работы)

1. Соберите плоды для гербария, определите названия плодов, пользуясь определительной карточкой «Разнообразие плодов растений».

2. Найдите сочные плоды, отделите семена от мякоти.

3. Определите, какое значение имеет мякоть плода для распространения семян.

4. В плодах крылатках и летучках найдите семена и определите значение крылышек и пушинок.

5. В плодах и соплодиях с прищепками, найдите семена и выясните роль прищепок.

6. Напишите на этикетках названия растений, с которых взяты плоды, способ распространения этих плодов. Плоды, взятые с разных растений, положите вместе с этикетками в разные пакеты.

7. Плоды сохраните для коллекции.

8. Сведения, полученные на экскурсии, запишите в записную книжку.

Форма отчета

1. Составить коллекцию семян с указанием их способа распространения по образцу.

2. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами по теме «Плоды и способы их распространения».

3. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

4. Составить композицию из семян, отражающую способ их распространения.

IV. Подведение итогов.

По окончании экскурсии производится обзор собранных плодов. Все группы обсуждают видовое многообразие. Педагог дает небольшие комментарии к собранным плодам. Составляется предварительный список плодов, собранных во время экскурсии. Решается вопрос о том, какие плоды интересны для дальнейшего наблюдения и изучения.

Отобранные плоды доставляются на станцию юных натуралистов и размещаются в аудитории для дальнейшей обработки.


Методические советы организаторам:

Экскурсия может проводиться летом или осенью. При этом темы экскурсий могут быть направлены на изучение конкретных плодов растений.


Методические советы на период ближайшего последействия:

Из работ учащихся (конкурсных) создается стенд об экскурсии (можно съемный), его можно легко хранить и удобно обновлять устаревшие элементы.


Список литературы:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М., 1981.

  3. Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.

  4. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – Спб.: Паритет, 2002.

  5. Хейсин Е. М. Краткий определитель пресноводной фауны. - М.: Госучпедиздат, 1962.



Подготовила: Кочетова Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования.


Полный текст материала Методическая разработка экскурсии "Распространение плодов и семян" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочетова Надежда Ивановна  1712
18.01.2011 2 5913 663

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК