Разработка занятия по сценическому движению "Развитие двигательных навыков" (7-10 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОДРУЖЕСТВО»
ОБРАЗЦОВЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТЕАТР-СТУДИЯ «ГЕЛИОС»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ
«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ»
Разработал: педагог дополнительного образования
Попов Павел Андреевич
Возраст детей: 7-10 лет
Краснодар 2010 г.
Пояснительная записка:
«Да сгинут навсегда со сцены корявые тела с закостенелым спинным хребтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами. Ужасная походка и манеры!»
К. С. Станиславский.
Одной из серьёзнейших проблем воспитания юных актёров в детских театрах-студиях сегодня является полное отсутствие физической подготовки, даже самой примитивной. Этому немало способствует пассивная позиция многих педагогов-руководителей театральных коллективов по отношению к данному вопросу: многие считают, что это вопросы второстепенного плана, что воспитанием тела нужно заниматься уже в более осознанном возрасте. И верно, когда как не в юности человек должен чувствовать своё тело сильным, гибким, податливым и красивым? Но ведь для того, чтобы это утверждение соответствовало действительности, к этому возрастному периоду юноша должен подойти уже с соответствующей физической и моральной подготовкой, дабы не возникало острого конфликта желания с возможностями. Да, несомненно, с детьми младшего и среднего возраста занятия по пластической культуре тела проводить сложнее, нежели с взрослыми. Но мне очень хотелось бы донести до педагогов-театралов мысль о неоценимой важности работы с детским коллективом именно в этом направлении развития природной одарённости воспитанников.
К сожалению, сегодня, за редким исключением, приходится сталкиваться со студийцами, которым нужны даже не сценическая пластика, ритмика или танец, а лечебная гимнастика. Все чаще перед педагогами встает задача не столько совершенствования психофизических качеств, развития их в сторону пригодности для сценической деятельности, сколько задача восстановления хотя бы нормального, с бытовой точки зрения, состояния телесного аппарата юного актера. Поэтому первое время педагогу необходимо потратить много времени, дабы убедить юных актёров в том, что телом нужно очень много заниматься, для того, чтобы научиться управлять им, на старание преодолеть в сознании воспитанников мысль, что у них ничего не получится. Нужно дать им понять, что их руки, ноги, голову можно привести в полное согласие, как во всевозможных динамичных движениях, прыжках, беге, так и в статике, под музыку или без неё, чтобы тело стало лучшим другом актёра, а не его врагом.
Итак, что же такое пластическая культура тела? Обучение творческому (пластическому) мышлению, творческому подходу предполагает целенаправленно организованное, основанное на знании закономерностей индивидуальных потребностей, психологического развития и возрастных особенностей обучаемых, педагогическое руководство, в процессе которого происходит развитие внутренних сил, пластического мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности.
Теперь, когда становится понятным значение понятия пластика, следует сказать о том, почему ему уделяется столь пристальное внимание в разрезе детского театра. Суть кроется в синтетической природе данного вида искусства. Само понятие «синтез искусств» применительно к театру может быть рассмотрено в различных аспектах: это и использование театром выразительных средств, художественного языка и материалов других видов искусства; это и соединение, монтаж разных искусств, каждое из которых в спектакле преображается и обретает новое качество в общей композиции. Синтетический театр – это театр, сливающий органически все разновидности сценического искусства так, что в одном и том же представлении все искусственно разъединённые элементы слова, пения, пантомимы, танца и даже цирка, гармонически сплетаясь между собою, являют в результате единое, монолитное сценическое произведение. Следует подчеркнуть, что каждое искусство имеет свои преимущества перед другими в изображении определённых сторон жизни под своим, свойственным только ему углом зрения. И тут очень трудно переоценить значение пластической культуры тела в работе юного актёра!
Перед современными педагогами-режиссёрами детских театральных коллективов стоит непростая задача воспитания нового поколения юных актёров, пластичных и выразительных, всесторонне эмоционально и физически развитых и грамотных в области пластической культуры тела, в вопросах зримого, телесного воплощения смысла, образа, замысла. Пластическая культура тела, это неотъемлемый элемент сценического движения и именного его следует развивать в первую очередь.
Итак, что же необходимо знать, приступая к занятиям по сценическому движению в детском театральном коллективе? Прежде всего, помнить о принципе сознательности выполнения упражнений. Воспитанник должен научиться анализировать результаты, получаемые от упражнений – и в этом главная цель «физического образования»; поэтому метод разъяснения упражнений имеет преимущество перед методом показа. Студиец должен не подражать педагогу, а сознательно построить необходимые для выполнения поставленной задачи движения. Следует помнить о принципе постепенного повышения нагрузок: для того, чтобы воспитанник смог в будущем выполнить сложные и по настоящему захватывающие элементы, этому должен предшествовать долгий и порою не слишком увлекательный физический тренинг, направленный на развитие и усиление мышечного каркаса, ловкости, выносливости, скорости и чувства равновесия.
Приобретение специальных знаний и умений в области пластических дисциплин основывается, прежде всего, на освоении огромного богатства художественного наследия через его полноценное восприятие; развитие художественно-образного мышления; формирование эстетического вкуса, ценностных ориентаций. Педагогическая практика показывает, что любые знания, которые получил воспитанник, могут усваиваться им лишь в том случае, если постоянно совершенствуется вся система мыслительных операций; анализ и синтез, сравнение и абстрагирование, наглядно-образное, пластическое и словесно-логическое мышление. Все вышеуказанные компоненты используются в совокупности, хотя, каждый – на определённом этапе выполняет свою роль.
В учебно-воспитательном процессе обучаемый студиец должен рассматриваться не только как объект, но и, прежде всего как субъект, имеющий свои особенности и потенциальные возможности. Максимальный успех будет достигнут в том случае, если обучаемый воспринимает цели преподавателя как свои собственные, а это, в свою очередь, обеспечивается, если педагог имеет развёрнутые личностные характеристики воспитанников, наличие которых позволяет преподавателю сценической пластики подходить к учебному процессу с учётом индивидуальных особенностей обучаемых.
Итак, мыслимо ли полноценное воспитание актера, минуя огромный пласт пластической культуры тела? Нет, нет, и еще раз нет! Необходимо вести тщательнейшую, кропотливую работу среди воспитанников детских театральных студий уже сегодня, дабы в последствии увидеть на сцене всесторонне развитое, красивое, владеющее телом в совершенстве поколение юных актеров.
Занятие по сценическому движению проводится в группе первого года обучения, возраст детей 7 – 10 лет.
Тема занятия: Развитие двигательных навыков.
Цель занятия:
Формирование начальных навыков реакции, решительности, динамичности.
Развитие координации, подвижности различных частей тела.
Воспитание правильных взаимоотношений в работе с партнером.
Задачи занятия:
Научить воспитанника самостоятельно раскрепощать мышцы тела.
Научить воспитанника координации движения всех частей тела по отдельности и вместе.
Развивать физические возможности тела через пластический тренинг и ознакомления с простейшими акробатическими элементами.
Воспитывать навык постоянного контроля над собственным телом.
Научить воспитанника верному выполнению «кувырка через плечо».
Необходимое обеспечение:
просторный класс, застеленный ковровым покрытием
музыкальный проигрыватель CD
мультимедийная установка с экраном для показа наглядного материала.
Гимнастическое оборудование для безопасного выполнения акробатических элементов.
ПРИНЦИПЫ:
Наглядности – использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
Активности и сознательности обучения – создание творческой атмосферы на занятии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в тренингах и этюдах;
Сотрудничества – в процессе работы педагог и воспитанники выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип творческой мастерской;
Систематичность и последовательность – обучение ведется от простейших упражнений к постановке этюдов через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства ритма и т.д.;
Индивидуализации – учитывая психологические особенности обучающихся детей, максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Методы обучения:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный ( отрывки из фильмов, фотоматериалы, показ педагога);
- практический (упражнения, этюды).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку этюдов;
- закрепление через обсуждение этюдов;
- творческая деятельность - показ этюдов;
3. По характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - разводка этюдов по мизансценам с объяснением и показом;
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время занятия детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ:
После проведенного урока, можно отметить, что в целом, благодаря игровой форме занятия, воспитанники с увлечением выполняли даже самые сложные упражнения с большими физическими нагрузками. Степень включенности в предлагаемые обстоятельства оставалась на высоком уровне до конца занятия у 90% воспитанников. Что касается степени усвоения нового материала, то у 60% группы «кувырок через плечо» получился с первого раза, у 30% со второго и третьего раза. У 10% группы выполнение этого элемента вызвало довольно серьезное затруднение, что в дальнейшем легко можно устранить при индивидуальной работе.
Ход занятия:
Организационный момент:
педагог здоровается с воспитанниками, отмечает присутствующих в журнале;
педагог предлагает воспитанникам отправиться в космическое путешествие по далеким планетам нашей галактики на космолете под названием «Гелиос». «Все мы одна команда, а капитаном сегодняшнего полета буду я! Итак, даем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, ПОЕХАЛИ!» Во время обратного отсчета воспитанники принимают «позу эмбриона» и на слове «поехали» выпрыгивают максимально вверх, выбрасывая в стороны все части тела с криком «Ба-бах!». При приземлении фиксируют тело в необычной позе;
Повторение пройденного материала:
Экран: изображение млечного пути и летящего метеорита.
Фонограмма: плавная, мелодичная музыка.
педагог объясняет воспитанникам, что во время космического полета внутри нашего корабля царит невесомость, это значит, что наше тело не имеет веса, и все движения становятся плавными и непрерывными. Воспитанники выполняют упражнение «Потягивание», постепенно, то увеличивая, то замедляя скорость движения по команде педагога, перемещаясь в пространстве по всей площадке;
Основная часть:
Экран: изображение приближающейся планеты.
Фонограмма: звук приземления.
«Вот мы и прибыли на первую планету. При приземлении на планету наше тело испытывает сильные перегрузки от ускорения, поэтому нам необходимо снять напряжение с мышц. Воспитанники делают свободный сброс (стряхивают все части тела).
«На этой планете живут существа, которые не очень любят чужаков, и чтобы нам не привлекать к себе внимание, мы постараемся замаскироваться. Для этого нам нужно научиться двигаться так же, как они. А передвигаются эти существа очень странным способом. Они умудряются так изворачиваться, что этому позавидовал бы даже самый гибкий человек на Земле. Давайте попробуем прогуляться по этой планете, копируя их походку. Ваш капитан уже бывал на этой планете и покажет вам их повадки. Итак, повторяем за мной!» Педагог начинает разминку тела с бега на месте, чтобы разогреть все мышцы педагог постоянно то ускоряет темп бега то замедляет его, постепенно увеличивая нагрузку различными элементами физических упражнений (бег с препятствием, прыжками в высоту, прыжками с сгибанием ног в коленях, выбрасыванием и выворачиванием ног).
Фонограмма: веселая музыка.
«Молодцы, ребята. Вы настолько точно подражали жителям этой планеты, что нам удалось добраться незамеченными до самого красивого кратера этой планеты. И теперь мы с вами можем понаблюдать за тем, как здешние обитатели отдыхают. Все свободное время они проводят за своей любимой игрой под названием «Точки опоры». Основное правило этой игры заключается в том, чтобы по команде максимально быстро стать на необходимое количество точек опоры». Педагог называет числительные, а воспитанники стараются как можно быстрее выполнить задание. Игра проходит на выбывание.
Итак, принимаем позу с семью точками опоры. Теперь не меняя положение тела, возвращаемся на корабль. Кто быстрее? На старт, внимание, марш! Воспитанники наперегонки перемещаются на семи точках опоры.
«Вот мы и вернулись на наш звездолет. Нас ждет следующая планета под названием «». Итак, даем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, ПОЕХАЛИ!» Во время обратного отсчета воспитанники принимают «позу эмбриона» и на слове «поехали» выпрыгивают максимально вверх, выбрасывая в стороны все части тела с криком «Ба-бах!».
Экран: изображение млечного пути и летящих метеоритов.
Фонограмма: плавная музыка.
Воспитанники выполняют упражнение «потягивание» в парах.
Экран: изображение приближающейся планеты.
Фонограмма: звук приземления.
При приземлении педагог напоминает всем о необходимости выполнения свободного сброса.
«Мы прибыли на следующую планету. На этой планете живут невероятно гибкие существа, они словно сделаны из резины, так они могут тянуться в разные стороны. И сегодня здешние обитатели вызвали нас на соревнование по растяжке тела. Ну что ребята, покажем, на что мы способны?»
Под руководством педагога воспитанники выполняют различные виды растяжки ног, рук, спины, «шпагаты», «мостики».
«Ребята, насколько я вижу, мы ни в чем не отстаем от наших новых друзей, а это значит, что в нашем соревновании побеждает дружба! Давайте попрощаемся с жителями этой замечательно планеты их способом: попробуйте закинуть правую ногу за шею, а левую руку просунуть под коленом и помахать ею на прощание. У нас осталось совсем немного времени, поэтому мы должны очень быстро вернуться на звездолет и отправиться на последнюю планету». Воспитанники бегут на месте с максимальной скоростью, выполняя по команде педагога прыжки, падения и т.д.
Экран: изображение млечного пути и летящих метеоритов.
Фонограмма: плавная музыка.
Воспитанники выполняют упражнение «потягивание» змейкой.
Экран: изображение приближающейся планеты.
Фонограмма: звук приземления.
Свободный сброс.
«Мы прибыли на третью планету. Обитатели этой планеты славятся тем, что владеют секретами безупречной акробатики. Сегодня они готовы поделиться с нами мастерством и научить нас выполнению своего знаменитого кувырка через плечо. Итак, посмотрим, как это делают настоящие профессионалы».
Экран: демонстрация отрывка из спектакля «Плутни Скопена» Ж.Б. Мольера.
«А теперь пришла наша очередь попробовать свои силы». Педагог объясняет и показывает технику кувырка через плечо. Воспитанники по очереди под наблюдением педагога выполняют этот простейший акробатический элемент.
Самостоятельная работа:
«Молодцы, ребята, теперь вы тоже владеете одним из секретов жителей этой планеты. А взамен мы откроем им свой секрет: как рождаются пластические этюды.» Педагог делит воспитанников на три группы и дает тему «Космическое приключение». Затем делает фронтальный опрос по основным составляющим этюда (экспозиция, завязка конфликта, развитие действия, кульминация, развязка конфликта, финал). Воспитанники самостоятельно придумывают и показывают пластические этюды. После каждого показа педагог проводит обсуждение, отмечая сильные и слабые стороны работы.
«Наши друзья выражают нам огромную благодарность за доставленное удовольствие от показанных этюдов. Ну а нам пора возвращаться на нашу родную планету. Чтобы закрепить технику выполнения кувырка через плечо, мы вернемся на корабль именно с помощью этого акробатического элемента.» Воспитанники по очереди демонстрируют кувырок через плечо.
«И снова в путь! Нам с вами пора домой. Итак, даем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, ПОЕХАЛИ!» Во время обратного отсчета воспитанники принимают «позу эмбриона» и на слове «поехали» выпрыгивают максимально вверх, выбрасывая в стороны все части тела с криком «Ба-бах!».
Экран: изображение млечного пути и летящих метеоритов.
Фонограмма: плавная музыка.
Воспитанники выполняют упражнение «потягивание»с переходом на ломанные движения.
Экран: изображение приближающейся планеты Земля.
Фонограмма: звук приземления.
Свободный сброс.
Заключительная часть:
«Вот наконец-то мы и дома! Нам с вами столько удивительного повстречалось на пути, что мы обязательно должны рассказать об этом своим друзьям и ничего не забыть! Поэтому давайте вспомним, где мы сегодня побывали, что увидели и чему научились.»
Воспитанники вспоминают и проговаривают весь ход занятия от самого начала до конца, анализируют, что давалось им легко, а что трудно.
«Понравился ли вам полет? (ребята отвечают) Ну а чтобы я мог точно узнать, насколько сильно он вам понравился, давайте мы с вами договоримся: если полет не понравился – вы хлопаете указательными пальцами, если понравился – хлопаете в ладоши, сильно понравился – поднимаете руки над головой и громко аплодируете. А если вдруг вам понравилось очень-очень сильно, тогда вы поднимаете вверх руки, громко аплодируете, топаете ногами и кричите «Браво!» Ну что, готовы? Тогда ответьте еще раз, понравился ли вам полет? Ребята отвечают по варианту, предложенному педагогом.
Педагог прощается с воспитанниками.
Методические рекомендации к проведению пластического тренинга.
Основная задача пластического тренинга - персонально помочь каждому юному актеру создать универсальную систему «физической настройки» организма на выполнение поставленных задач – это и есть главная цель обучения формированию индивидуального тренинга.
Понятие «тренинг» (от англ.сл. «train» – обучать, воспитывать) определяется как процесс совершенствования организма, приспособление его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических упражнений постепенно увеличивая нагрузку, при возрастающей степени сложности.
Пластический тренинг занимает важнейшее место в творческом процессе работы актера над собой. Огромное значение развитию и физическому совершенствованию актерской природы придавал К.С.Станиславский. Он писал: «…сделать физический аппарат воплащения , т.е. телесную природу артиста, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чувство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать. Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутренним приказам роли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного инстинктивного рефлекса».
В практической деятельности, в силу ряда как объективных так и субъективных причин, не всегда бывает такая ситуация, при которой студиец имеет уникальную возможность постоянно заниматься своим развитием самостоятельно. Соответственно, это несколько затрудняет процесс совершенствования телесного аппарата. И здесь своевременно приходит на помощь индивидуальный тренинг. Это специальный комплекс упражнений, который может варьироваться, изменяться и дополняться, в зависимости от степени сложности поставленной задачи и от уровня общей физической подготовки актера. Целесообразно использовать традиционную методику «от простого к сложному». Затем при наборе определенного пластического и физического арсенала, можно плавно перейти к следующей методике тренировки телесного аппарата. Она характеризуется постепенным усложнением изученных упражнений, систематически повторяя «пройденный материал».
Упражнения подбираются таким образом, чтобы они являлись своего рода «настройкой отдельных струн» актерского инструмента, аналогичных зрительному, слуховому, осязательному и другим видам восприятия. Внутренние видение и память различных ощущений и чувств, анализ их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценическом внимании и в выработке навыков сознательного использования жизненно-бытовых элементов, которые в повседневном труде не требуют особенных волевых усилий, – все это должно грамотно использоваться при выборе упражнений и на занятиях пластическим тренингом.
Каждый раздел тренинга может самостоятельно корректироваться в зависимости от природных способностей данной конкретной группы, конкретизируя поставленные задачи. Творческое развитие предложенных к изучению упражнений и их дальнейшее совершенствование – является вполне естественной перспективой развития навыков овладения возможностями телесного аппарата юных актеров.
Описание упражнений нужно давать в непринужденной форме не только для того, чтобы избежать навязывания канонов точного выполнения каждого элемента. Давая определяющую канву в правильном исполнении того или иного упражнения, и вырабатывая творческий подход к созданию индивидуального тренинга, именно таким образом показывается многогранный спектр разных возможностей, заложенных в самом элементе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попов Павел Андреевич
→ Pushka 22.01.2011 2 11917 917 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.