Урок по обучению грамоте для 1 класса "Согласные глухие звуки [к],[к'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы К, к."


Автор: Калимуллина Зульфия Минвакиловна

Место работы: МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского

муниципального района Республики Татарстан

Должность: учитель начальных классов



Тема: Согласные глухие звуки [к],[к'], отличающиеся по признаку

мягкости и твёрдости.

Буквы К, к.

Цели урока: познакомить учащихся с глухими звуками [к], [к'];

упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой

«к»; учить дифференцировать эти звуки по твёрдости-

мягкости и сравнивать их по очереди с соответствующей

парой звонких согласных [г], [г']; закреплять знание

условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого

согласных звуков; развивать речь, внимание, мышление,

память, фонематический слух; воспитывать интерес

к чтению.

Оборудование: учебник«Азбука»(авт.Н.Г.Агаркова,Ю.А.Агарков);

скороговорки; фишки-звуки, слоговые карточки.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.


  1. Актуализация знаний


  1. Игра «Буква заблудилась».

а у о г и ы

з с м г а р

  1. Из слов составить предложение:

Гуси, у, гуляют, дороги.

  1. Слоговой аукцион.

К данному слогу прибавить другой, чтобы получился слово:

гри… (-бы), гал… (-ка), гу… (-си), го… (-лос, -ды), га… (-раж).

  1. Сообщение темы урока.

- Как квакает лягушка? (Ква-ква.)

- Как кукует кукушка? (Ку-ку.)

- Как кричит петух? (Ку-ка-ре-ку.)

- Как мы зовём кошку? (Кис-кис.)

- Какие звуки звучали в начале ваших ответов?

- Сегодня на уроке будем учиться читать слова с буквой «к».


  1. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.

- Кто изображён слева? (Кот.)

- Прочитайте слово «кот» по слогам.

- Что вы знаете про кота? (Кот - домашнее животное.)

- Дайте характеристику звуку [к]. (Звук согласный глухой твёрдый.)

- Кто изображён справа? (Кит.)

- Прочитайте слово «кит» по слогам.

- Что вы знаете про кита? (Кит-самое крупное морское млекопитающее.)

- Дайте характеристику звуку [к’]. (Звук согласный глухой мягкий).

- Объясните, почему в слове кот звук [к] произносится твёрдо, а в слове кит звук [к’] произносится мягко?(За буквой «к» в слове кот стоит гласная буква «о», а за буквой «к» в слове «кит» стоит буква «и».)


  1. Конструирование большой и малой букв К, к.

Рассмотрите на доске и в учебниках образцы печатных букв «К», «к».

- Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Учащиеся находят в конвертах необходимые шаблоны и конструируют из них буквы «К», «к».(«К»-1(2,3,4), 5,6(7,8), «к»-5(6,7,8),9,10(11,12)).

Физкультминутка.

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.


  1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

Рассмотрение иллюстраций в учебнике.

- Что здесь изображено?

- Куст, кедр, карта. (Объяснить значение этих слов).

- Прочитайте слова по слогам и орфоэпически.

- Сколько в словах слогов? Назовите ударные слоги.

- На каком месте в словах стоит буква «к»?

- Какой звук обозначает буква «к» в словах?

-Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)


  1. Упражнение в слышании звуков [к],[к'].

Игра «Где спрятался звук [к] или [к']?»:

БУЛКА ВЕТКА КИТ КИНО

КЛЕТКА КЛЮЧ КОШКА СОРОКИ

КОНЬКИ КРОКОДИЛ КУКУШКА КРЕСЛО


  1. Чтение слогов по заданным схемам.

[к] [к] [к']

→ → →


ак эк ка кя

ок ык ко ке ки

ук ик ку кю кё

- Чем похожи слоги в каждом столбике?

- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике даны

слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги

начинаются со звука [к]. В третьем - слоги начинаются со звука [к’].)


  1. Чтение слогов и слов.

- Чтение слогов и слов по цепочке;

- Последнее слово каждой строчки учащиеся делят на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. ( Показывают фишками: розовый цвет обозначает слова-предметы, жёлтый цвет - слова-признаки, голубой цвет - слова-действия).

КОТЯТА КУСТАРНИК

НАУКА НАКАТАЛИСЬ

КЛОУНАДА КУЛИНАРЫ


  1. Чтение рассказа «Соседи Кондрата»

-Работа над трудными словами (перед чтением текста учащиеся разбирают слова на доске, объясняют значение).

КОНДРАТ

МАЛЮТОК-АИСТЯТ
ДОСТАТОК

-чтение текста вслух;

-беседа по вопросам:

- Где стоит дом Кондрата?

- Что заметил Кондрат на доме?

- Кто стоял на крыше его дома?

- Как Кондрат отнёсся к таким соседям?

- Что говорят в народе об аистах?

- Ребята, а как бы вы отнеслись к таким соседям?

  1. Сопоставление звуков [к] -[г], [к'] - [г'].

- Учащиеся читают пары слов на розовом фоне, находят буквы, которыми отличаются пары слов;

- объясняют значение слов.

ГОСТЬ – КОСТЬ ГОЛОС - КОЛОС

ИГРА – ИКРА ГОРКА – КОРКА



  1. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.

ИДЁТ КОЗЁЛ С КОСОЙ НА ЛУГ.

ТАМ ЛЮТИКИ И ДИКИЙ ЛУК.


  1. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие звуки обозначает буква «к»?

Ты прости нас, буква «к»,

Без тебя нельзя никак.

Без тебя совсем беда!

Будем знать тебя всегда!




Полный текст материала Урок по обучению грамоте для 1 класса "Согласные глухие звуки [к],[к'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы К, к." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калимуллина Зульфия Минвакиловна  зофа
14.04.2011 1 5691 1585

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК