Урок обучения грамоте по теме: Буква ь. Письмо слов с ь. 1 класс


МБОУ СОШ № 14









Урок обучения грамоте











Выполнила: Зинина Жанна Александровна

учитель начальных классов

I квалификационной категории













г. Арзамас

2011

Тема:

Буква ь. Письмо слов с буквой ь.

Тип урока:

Урок-закрепление.

Цель урока:

-писать буквы ь в соответствии с образцом;

- учиться слышать ь и писать слова с ь в середине и на конце слов;

- читать и писать предложения, в которых есть слова с ь;

- выполнять слого-звуковой анализ слова с ь на конце;

- соотносить количество звуков и букв в слове;

- писать слова и предложения, используя прием комментирования;

- писать правильно имена собственные;

- обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения – знаками препинания;

- составлять ответ на вопрос и записывать его;

- списывать с печатного шрифта;

- способствовать развитию умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.

Методы:

- объяснительно-иллюстративные;

- частично-поисковые;

- словесные;

- наглядные;

- практические.

Ход урока.

I Оргмомент.

- Ребята, сядьте правильно. Стулья пододвиньте ближе. Руки положите на парту. Настройтесь на работу.

Сегодня у нас много гостей. Ваши воспитатели из детского сада, учителя нашей школы пришли к вам, чтобы посмотреть, как вы выросли, чему новому научились.

Давайте сегодня хорошо поработаем на уроке и покажем, что мы уже многое знаем и умеем.



II Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

- Сегодня на уроке письма мы с вами, ребята, закрепим полученные знания о букве ь, будем писать слова и предложения с ь.

Для работы нам необходимо вспомнить (поднимите глаза на Ленту букв) следующее:

- На какие две группы можно разделить все звуки русского алфавита?

/Гласные и согласные./

- Как произносятся гласные звуки?

/Тянутся, поются./

- Как произносятся согласные звуки?

/Резко, отрывисто./

- Найдите на Ленте букв гласные. Зачитайте гласные верхнего ряда.

/а, о, у, ы, э/

- На что показывают гласные верхнего ряда?

/На твердость предшествующего согласного./

- Найдите гласные нижнего ряда. Зачитайте.

/ё, ю, и, е, я/

- На что они показывают?

/На мягкость предшествующего согласного./

Найдите согласные звуки. Что мы знаем о согласных, записанных в верхнем ряду, какие они?

/Звонкие./

- Что мы знаем о согласных, записанных в нижнем ряду?

/Они глухие./

- Чему еще мы научились на уроках чтения и письма?

/Знаем буквы.

Умеем составлять и читать слоги.

Умеем составлять схемы.

Умеем делить слова на слоги.

Умеем ставить в словах знак ударения.

Умеем определять количество слогов, звуков в слове.

Умеем находить ударный слог.

Умеем записывать слова при помощи букв. /



-Вчера мы познакомились с буквой ь. Найдите эту букву на Ленте букв.

Почему букву ь не поместили ни к гласным, ни к согласным, а выдели ему отдельное место?

/Буква ь не обозначает звука./

- А для чего нужен ь?

/Для обозначения мягкости предшествующего согласного звука./

- В каком месте слова может стоять ь?

/В конце слова, в середине слова./

- А в начале слова может стоять ь?

/Нет./

- Приведите пример слов с ь в конце.

/Конь, день, пень, рысь, ночь, дочь, соль, боль, ель, конь, моль, пыль./

- Приведите пример слов с ь в середине слова.

/Мальчики, деньки, пеньки, коньки, васильки, огоньки, Ольга/

- Так для чего же нужен ь в словах?

/Для того, чтобы смягчать предшествующий согласный звук./

- Итак, вы сказали, что умеете составлять звуковые схемы. Приготовьте схемы.

Давайте составим схему к слову конь.

- Сколько слогов в этом слове?/ Ладошки – слоги /

/ 1 /

- Сколько звуков в этом слове? / Пальчики-звуки /

/ 3 /

- Первые два звука [к], [о] …

/ сливаются и образуют слог-слияние /

- Выкладываем его на парте.

- Третий звук [н] …

/ примыкает /

- Произнесите этот звук еще раз. Какой он?

/ Мягкий /

- Выкладываем его на парте.

- Посчитайте еще раз, сколько звуков в этом слове?

/ 3 /

- А сколько потребуется букв, чтобы записать слово конь?

/ 4 /

- Какая в этом слове четвертая буква?

/ ь /

- Для чего она нужна в слове?

/ Для смягчения предшествующего согласного звука. /

- А теперь дадим характеристику каждому звуку в слове. Пользуемся Лентой букв.

Конь

[к]- согласный, твердый, звонкий, парный;

[о]- гласный, ударный;

[н]- согласный, мягкий, звонкий, непарный.

Буква ь звука не имеет.



Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится.



- Итак, сегодня на уроке мы пишем ь, слова и предложения с ь.

Открываем Прописи на с. 31. Сколько элементов в букве ь?

/ 1 /

- Откуда начинаем писать?

/ Сверху /

- Обведите по стрелочке букву ь.

- Рассмотрите остальные элементы букв. Частью какой буквы является второй элемент?

/ Частью строчной буквы в./

- В каких буквах можно встретить третий элемент?

/В буквах у, а, и, ы, н, п, т /

- Найдите третий элемент. Буквы в словах мы пишем слитно. Если ь встретился в середине слова,

необходимо знать, как правильно его соединять с другими буквами. Обводим ь с соединением.

Последний элемент обводим самостоятельно.

- Находим рисунок. На что похож ь по написанию?

/ На нотку./

- А нотки на нотном стане расположены на разных линеечках.

Обратите внимание: на нашем рисунке буквы чередуются. Одна касается верхней строки, а другая – нижней.

Обведите 4 буквы по образцу и 3 допишите самостоятельно. Не забывайте чередовать.

- Находим первую рабочую строку. Какую букву мы будем писать?

/ ь /

- Поднимите ручки в воздух. Прописываем по воздуху вместе со мной.

А теперь обводим одну букву в Прописи и до конца строки пишем самостоятельно.

- Читаем слово, написанное на следующей строчке.

/ карась /

- Что означает это слово?

/ Название рыбы. /

- Именно потому, что это название рыбы, а не кличка, не имя, мы пишем это слово с маленькой буквы.

- В каком месте в этом слове стоит ь ?

/ В конце слова. /

- Для чего нужен ь в этом слове?

/ Для того, чтобы мягчить согласный звук [с] /

- Подняли ручки в воздух. Пишем со мной по воздуху: карась.

Один раз самостоятельно пропишите это слово на строке.



Физкультминутка.

А теперь отдохнём. Встаньте из-за парт.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше!



Работа в Прописи.

- Не читая, скажите, что написано на следующей строчке.

/ Предложение. /

- Докажите, что это предложение.

/ Первое слово написано с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка./

- Какой еще знак есть в этом предложении?

/ «Тире». /

- Для чего стоит «тире» в этом предложении?

/ Пропущено слово «это» или «есть» ./

- Сколько слов в этом предложении?

/ 4 /

- Подняли ручки в воздух. Пишем со мной: вы – по воздуху, я - на доске.

Окунь и карась – рыбы.

- Находим следующую строчку в Прописи. Поставьте точку в начале строки.

Пишем это предложение с комментированием. Не забудьте начать его с заглавной буквы, в конце поставить точку. Не пропустите «тире». Помните про ь на конце слов окунь и карась.

Работа со схемами.

- Составляем схему к слову карась

- Сколько слогов в этом слове?/ Ладошки – слоги /

/2/

- Сколько звуков в этом слове? / Пальчики-звуки /

/5/

- Прочитаем слово вслух хором с ударением. На какой слог падает ударение?

/На второй./

- Первые два звука [к]и [а]…

/ сливаются и образуют слог-слияние ка /

- Звуки [р] и [а] …

/сливаются и образуют слог-слияние ра /

- Последний в слове …

/ мягкий звук [с] примыкает./

Дадим характеристику звуков в слове карась.

[к] – согласный, твердый, глухой, парный;

[а] – гласный, безударный;

[р] – согласный, твердый, звонкий, непарный;

[а] – гласный, ударный;

[с] – согласный, мягкий, глухой, парный;

Сколько букв в слове карась?

/6/

- Сколько звуков?

/5/

- Почему букв больше, чем звуков?

/Буква ь звука не обозначает./



- Составляем схему к слову окунь.

- Сколько слогов в этом слове?/ Ладошки – слоги /

/2/

- Сколько звуков в этом слове? / Пальчики-звуки /

/4/

- Прочитаем слово вслух хором с ударением. На какой слог падает ударение?

/На первый./

- Произнесите первый слог.

/о/

- Сколько в нем звуков?

/1/

- Какой это звук?

/Гласный./

- Произнесите второй слог.

/-кунь/

- Сколько в нем звуков?

/3/

- Звуки [к] [у]…

/сливаются и образуют слог-слияние ку /

- Последний звук…

/мягкий звук [н] примыкает/

Дадим характеристику звуков в слове окунь.

[о] – гласный, ударный;

[к] – согласный, твердый, глухой, парный;

[у] – гласный, безударный;

[н] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;

Сколько букв в слове окунь?

/5/

- Сколько звуков?

/4/

- Почему букв больше, чем звуков?

/Буква ь звука не обозначает./

Дети выкладывают схемы в процессе разбора слов.



- Внимательно посмотрите на следующее задание. Слова написаны печатными буквами через запятую. Что мы должны сделать?

/Поменять слова местами. Составить предложение./

- Прочитайте слова в том порядке, в каком они написаны в Прописи.

/Коньки, у, Коли/

- Это предложение?

/Нет./

- Что нужно сделать, чтобы из этих слов получилось предложение?

/Поменять слова местами, чтобы получился смысл./

- Составляем предложение.

У Коли коньки.

- Сколько слов в этом предложении?

/3/

- Какие слова напишем с большой буквы?

/У, Коли/

- Почему?

/У – начало предложения. Коли – имя мальчика./

-Находим в Прописи следующую строчку. Ставим точку. Берем ручки, прописываем со мной по воздуху:

У Коли коньки.

- На следующей строчке пишем это предложение с комментированием. Не забываем про заглавные буквы, точку в конце предложения и ь в середине слова коньки.



Физкульт минутка.

Ручки положили. Локти поставили на парту. Сделаем разминку для пальчиков.



- Продолжаем работу в Прописи. Вспоминаем задание из Азбуки.

Прочитайте два предложения на следующих строчках. Какой знак стоит в конце каждого из них?

/?/

- Покажите интонацией, что вы спрашиваете.

/Кто? Что?/

- Прочитайте про себя слова в столбике справа. Читаем их вслух. К каким словам мы поставим вопрос кто?

/К тем, которые обозначают одушевленные предметы./

- К каким словам мы поставим вопрос что?

/К тем, которые обозначают неодушевленные предметы./

- Как мы ответим на вопрос кто?

/Кто? Рысь, тигр./

- Как мы ответим на вопрос что?

/Что? Ель./

- Пишем только те слова, в которых есть ь. Ответ записываем на той же строке, что и вопрос.

Подняли ручки в воздух, прописываем вместе со мной: я – по доске, вы – по воздуху.

Кто? Рысь.

Начинаем писать сразу же после ?

/Что? Ель./

- Подняли ручки в воздух, прописываем вместе со мной.

- А теперь пишем ответы на вопросы в Прописи. Не забывайте писать начало предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Не пропускайте букву ь. Работаем с комментированием.

- Находим задание на последней строчке в Прописи.

Посмотрите внимательно: что мы должны сделать, чтобы у нас получились слова?

/Дописать ь на конце слов./

- Зачитайте слова, которые у нас получились.

/ель, рысь, лось/

- Допишите ь в этих словах. Не забывайте про соединение с предыдущей буквой.

- Находим прямоугольник в верхнем углу страницы. Обычно мы в конце урока записываем в нем заглавную и строчную буквы. А как мы поступим сегодня?

/Запишем только строчную букву ь ./

- Почему?

/Заглавной не существует./



Итог урока.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о ь, о его роли в русском языке. Еще раз посмотрите на Ленту букв. Почему же ь поместили отдельно, в белый кармашек? Что особенного в этой букве?

/Буква ь не обозначает звука./

- Для чего служит ь в русском языке?

/Для смягчения предшествующего согласного звука./


















Полный текст материала Урок обучения грамоте по теме: Буква ь. Письмо слов с ь. 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зинина Жанна Александровна  З_Жанна
13.12.2011 0 22601 5738

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК