Урок "Новая работа знакомых букв. Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова"; 1 класс
Будера Татьяна Николаевна
Учитель Акбулакской СОШ№2
Акбулакского района Оренбургской области
Урок обучения грамоте в 1 классе
(слайд 1)«Букварь»
М.С.Соловейчик,Н.М.Бетеньковой,Н.С.Кузьменко,О.Е.Курлыгиной
Тема урока: Новая работа знакомых букв. Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова (слайд 2)
Цель урока: донести до детей, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука, когда они находятся в начале слова.
Задачи урока:
-отрабатывать умения учащихся определять функцию букв е, ё, ю, я в начале слов;
-познакомить с прописными буквами Е, Ё, Ю, Я ;
-развивать память, внимание, устную речь на каждом этапе урока;
-повышать эффективность освоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Оборудование к уроку:
Презентация к уроку, опорные таблицы по теме.
Содержание урока
I Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
II Актуализация знаний. Постановка проблемы.
-Сегодня на уроке будет сразу несколько букв-«именинниц», которые принесли с собой 3 секрета. Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте очень внимательны.
III Работа по теме урока
1)Первый секрет вы сможете открыть прямо сейчас. Вам нужно только назвать эти буквы по именам. ( слайд3 )
Итак, я буду показывать буквы, а вы хором их называть (показываю только строчные буквы е, ё, ю, я)
-Сколько звуков услышали в имени каждой буквы?
-Вот это и есть первый секрет. В названиях букв е. ё, ю, я слышится по два звука. ( слайд 4 )
|
|
е ё ю я |
2)А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Превращение слов».
-Прочитайте слово, которое видите на доске. ( слайд5 )
М |
Е |
Л |
-Заменим первую букву, какое теперь слово получилось?
С |
Е |
Л |
-Еще раз заменим первую букву.
П |
Е |
Л |
-А теперь совсем уберем первую букву. Читаем
Е |
Л |
-А что означает это слово? (кушал)
-Сравните звучание слов и понаблюдайте за тем, что произошло на месте буквы е? ( слайд 6 )
- В первом слове на месте буквы е был один звук - Э
-А во втором стало два й э
-Давайте проверим свои наблюдения. Составим звуковые схемы этих слов. (Записи слов убрать с доски)
-Давайте проговорим, какие правила будем выполнять во время звукового анализа. ( слайд 7 )
- произнести слово
-слушать каждый звук
- обозначать его условным значком
(все дети работают в тетрадях для печатания, а два ученика у доски)
|
|
|
м е л
-Сколько звуков в первом слове? Обозначьте буквами каждый звук.
|
|
|
е л
-Сколько звуков во втором слове? А букв? Почему?
-А вот и второй секрет. Не только в названии буквы « е» два звука, но и в словах она тоже может обозначать два звука. ( слайд 8 )
3) Как вы думаете, подтверждается ли наше открытие на других буквах-«именинницах»? Ну, например, на букве «я»?
-Прочтите слово на доске. ( слайд 9 )
Л |
Я |
М |
К |
А |
-Что означает это слово? (выслушиваются ответы детей)
-А хотите узнать какое толкование дают этому слову ученые?
-Сегодня я принесла вам вот такую умную книгу, она называется толковый словарь. В ней можно найти значения множества слов. Есть здесь и наше слово «лямка». (Один хорошо читающий ученик читает вслух значение слова, а учитель показывает картинки с изображением предмета)
-А теперь уберём первую букву. Какое слово получится?
Я |
М |
К |
А |
-Составьте звуковые схемы у себя в тетради.
(буквенная запись слов закрыта) ( слайд10 )
|
|
|
|
|
Л Я М К а
|
|
|
|
|
Я М К а
- Сколько звуков обозначает буква «я» в слове ямка? ( слайд 11 )
- Хотите узнать третий секрет? Открыть его смогут только самые внимательные?
-Ответив на мой вопрос, узнаете секрет. Итак, когда же в словах буквы «е» и «я» обозначают два звука? (когда стоят в начале слова)
-Молодцы! Это и есть третий секрет.
Вывод: Если буквы «е» и «я» стоят в начале слова, то они обозначают два звука. ( слайд 12 )
IV Физминутка ( слайд 13 )
От зелёного причала (руки вверх)
Наша яхта отплыла.
Она вперёд пошла сначала ,(шаг вперёд, руки вперёд)
А потом назад пошла. (шаг назад ,руки назад)
Друг на друга посмотрите, (смотрим друг на друга из-под руки)
Руки в стороны держите. (разводим руки в стороны)
Даже качки не боимся
На свои места садимся (тихо сесть)
-В нашей физминутке было слово с буквой, которая также обозначает два звука в начале слова? (яхта)
V Работа по «Букварю» (с.94)
Прочтите тему урока в букваре. ( слайд 14 )
-О каких же знакомых буквах идет речь? Какую новую работу они выполняют? Подсказки вы найдете в розовых рамках.
-Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?
-Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.
-А для чего нам нужны эти заглавные буквы? ( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)
-Давайте вспомним нашу рифмовку
«Имена, фамилии, клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда» ( слайд 15 )
-Чтение слов в столбиках.
-Проверка выполнения правила для букв ё,ю.
-Итак, что же мы узнали о буквах е, ё, ю, я?
(стоит им только попасть в начало слова, как они начинают обозначать вместо одного звука два.)
-Чтение слов под схемами. Вывод в рамке.
-Тренировка в чтении с.94-95. ( слайд 16 )
1. Ёжик и ёлка похожи? Чем? ( слайд 17 )
2. Загадки. ( слайды 18-19)
«Хвост у Егорки, а хозяйка в норке» (ящерица)
«Под соснами ,под ёлками лежит мешок с иголками» (ёжик)
3.Выразительное чтение стихотворения.
VI Итог урока. Рефлексия.
-О какой новой работе знакомых букв узнали сегодня? (слайд 20)
Наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке.
Оцените свою работу и настроение на уроке. ( слайд 21 )
( дети поднимают вверх изображение)
-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Будера Татьяна Николаевна
→ Татьяна8683 09.04.2012 0 14716 3510 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.