Урок "Новая работа знакомых букв. Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова"; 1 класс


Будера Татьяна Николаевна

Учитель Акбулакской СОШ№2

Акбулакского района Оренбургской области





























Урок обучения грамоте в 1 классе

(слайд 1)«Букварь»

М.С.Соловейчик,Н.М.Бетеньковой,Н.С.Кузьменко,О.Е.Курлыгиной

Тема урока: Новая работа знакомых букв. Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова (слайд 2)

Цель урока: донести до детей, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука, когда они находятся в начале слова.

Задачи урока:

-отрабатывать умения учащихся определять функцию букв е, ё, ю, я в начале слов;

-познакомить с прописными буквами Е, Ё, Ю, Я ;

-развивать память, внимание, устную речь на каждом этапе урока;

-повышать эффективность освоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Оборудование к уроку:

Презентация к уроку, опорные таблицы по теме.


Содержание урока


I Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.

II Актуализация знаний. Постановка проблемы.

-Сегодня на уроке будет сразу несколько букв-«именинниц», которые принесли с собой 3 секрета. Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте очень внимательны.

III Работа по теме урока

1)Первый секрет вы сможете открыть прямо сейчас. Вам нужно только назвать эти буквы по именам. ( слайд3 )

Итак, я буду показывать буквы, а вы хором их называть (показываю только строчные буквы е, ё, ю, я)

-Сколько звуков услышали в имени каждой буквы?

-Вот это и есть первый секрет. В названиях букв е. ё, ю, я слышится по два звука. ( слайд 4 )



е

ё

ю

я


2)А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Превращение слов».

-Прочитайте слово, которое видите на доске. ( слайд5 )

М

Е

Л

-Заменим первую букву, какое теперь слово получилось?

С

Е

Л

-Еще раз заменим первую букву.

П

Е

Л

-А теперь совсем уберем первую букву. Читаем

Е

Л

-А что означает это слово? (кушал)

-Сравните звучание слов и понаблюдайте за тем, что произошло на месте буквы е? ( слайд 6 )

- В первом слове на месте буквы е был один звук - Э

-А во втором стало два й э

-Давайте проверим свои наблюдения. Составим звуковые схемы этих слов. (Записи слов убрать с доски)

-Давайте проговорим, какие правила будем выполнять во время звукового анализа. ( слайд 7 )

- произнести слово

-слушать каждый звук

- обозначать его условным значком

(все дети работают в тетрадях для печатания, а два ученика у доски)




м е л

-Сколько звуков в первом слове? Обозначьте буквами каждый звук.




е л

-Сколько звуков во втором слове? А букв? Почему?

-А вот и второй секрет. Не только в названии буквы « е» два звука, но и в словах она тоже может обозначать два звука. ( слайд 8 )

3) Как вы думаете, подтверждается ли наше открытие на других буквах-«именинницах»? Ну, например, на букве «я»?

-Прочтите слово на доске. ( слайд 9 )

Л

Я

М

К

А

-Что означает это слово? (выслушиваются ответы детей)

-А хотите узнать какое толкование дают этому слову ученые?

-Сегодня я принесла вам вот такую умную книгу, она называется толковый словарь. В ней можно найти значения множества слов. Есть здесь и наше слово «лямка». (Один хорошо читающий ученик читает вслух значение слова, а учитель показывает картинки с изображением предмета)

-А теперь уберём первую букву. Какое слово получится?

Я

М

К

А

-Составьте звуковые схемы у себя в тетради.

(буквенная запись слов закрыта) ( слайд10 )





Л Я М К а






Я М К а

- Сколько звуков обозначает буква «я» в слове ямка? ( слайд 11 )

- Хотите узнать третий секрет? Открыть его смогут только самые внимательные?

-Ответив на мой вопрос, узнаете секрет. Итак, когда же в словах буквы «е» и «я» обозначают два звука? (когда стоят в начале слова)

-Молодцы! Это и есть третий секрет.

Вывод: Если буквы «е» и «я» стоят в начале слова, то они обозначают два звука. ( слайд 12 )

IV Физминутка ( слайд 13 )

От зелёного причала (руки вверх)

Наша яхта отплыла.

Она вперёд пошла сначала ,(шаг вперёд, руки вперёд)

А потом назад пошла. (шаг назад ,руки назад)

Друг на друга посмотрите, (смотрим друг на друга из-под руки)

Руки в стороны держите. (разводим руки в стороны)

Даже качки не боимся

На свои места садимся (тихо сесть)

-В нашей физминутке было слово с буквой, которая также обозначает два звука в начале слова? (яхта)

V Работа по «Букварю» (с.94)

Прочтите тему урока в букваре. ( слайд 14 )

-О каких же знакомых буквах идет речь? Какую новую работу они выполняют? Подсказки вы найдете в розовых рамках.

-Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?

-Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.

-А для чего нам нужны эти заглавные буквы? ( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)

-Давайте вспомним нашу рифмовку

«Имена, фамилии, клички, города.

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда» ( слайд 15 )

-Чтение слов в столбиках.

-Проверка выполнения правила для букв ё,ю.

-Итак, что же мы узнали о буквах е, ё, ю, я?

(стоит им только попасть в начало слова, как они начинают обозначать вместо одного звука два.)

-Чтение слов под схемами. Вывод в рамке.

-Тренировка в чтении с.94-95. ( слайд 16 )

1. Ёжик и ёлка похожи? Чем? ( слайд 17 )

2. Загадки. ( слайды 18-19)

«Хвост у Егорки, а хозяйка в норке» (ящерица)

«Под соснами ,под ёлками лежит мешок с иголками» (ёжик)

3.Выразительное чтение стихотворения.

VI Итог урока. Рефлексия.

-О какой новой работе знакомых букв узнали сегодня? (слайд 20)

Наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке.

Оцените свою работу и настроение на уроке. ( слайд 21 )

( дети поднимают вверх изображение)


-







Полный текст материала Урок "Новая работа знакомых букв. Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Будера Татьяна Николаевна  Татьяна8683
09.04.2012 0 14624 3510

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК