Урок письма в 1 классе "Буквы С, с. Звуки [c], [с]"
Урок письма подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 х. Киреевка,
Октябрьского района,
Ростовской области
Тема. Буквы С, с. Звуки [c], [с].
Цели урока:
Познакомить учеников с согласными звуками [с], [с], буквой С, с.
Формировать умение выделять звук [с];
Развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; речь обучающихся; прививать интерес к чтению, расширять их кругозор.
Оборудование:
Учебник «Азбука» (авт. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.);
демонстрационная касса букв;
схемы;
картинки, содержащие изображение буквы с; индивидуальные карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Назовите и покажите буквы, которые мы изучили. (Дети хором называют буквы, а один ученик их показывает по таблице).
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками из азбуки.
А сейчас я предлагаю вам игру «Дополни предложение»:
1) Звуки бывают … (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) После твердых согласных пишутся гласные …(а, о, у, ы).
3) После мягких согласных пишутся гласные … (е, ё, и, я, ю).
- Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают. Ученик читает стихотворение Валентина Берестова о гласных и согласных.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с…- змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш…- шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж…- шмели в саду жужжат.
Р-р-р…- моторы тарахтят.
Сообщение темы урока.
Учитель. Отгадайте загадки:
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
Дети. Санки.
Учитель. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
Дети. Собака.
Учитель. Спереди – пятачок,
Сзади крючок.
Посредине спинка,
А на ней щетинка.
Дети. Свинья.
Учитель. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
Дети. Солнце.
Учитель. Что за птица:
Песен не поет.
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет?
Дети. Самолет.
Учитель. Чем эти слова похожи?
Дети. Они начинаются с одного звука – [c].
Учитель. Именно об этом звуке мы будем с вами говорить сегодня на уроке.
Работа над темой.
Учитель. Произнесите еще раз слова-отгадки, выделяя голосом только первый звук.
Дети. С-с-санки, с-с-собака, с-с-свинья, с-с-солнце, с-с-самолет.
Учитель. Какой звук мы выделили?
Дети. Звук [с].
Учитель. Какой он?
Дети. Согласный.
Учитель. Откройте учебник «Азбука» на стр. 56. И рассмотрите картинки.
(Дети рассматривают картинки, выделяют звуки [с], [с] из слов лось и нос.
[л] [о] [с] [н] [о] [с]
Звуко-буквенный анализ слов: соты, сито, рысь.
Физкультминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Подтянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх – хлопок.
Руки, ноги разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим, вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.
(Дети садятся за парты.)
Учитель. Дети, а на что похожа буква С?
Полумесяц в небе темном Шел конь подковами звеня.
Буквой С повис над домом. Как буква С следы коня.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
(Учитель вывешивает рисунки, содержащие изображением буквы С.)
Конструирование буквы С: элементы строчной буквы № 20; элементы прописной буквы № 16.
Работа с книгой.
Чтение слогов стр. 56 хором.
- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими твердость согласного звука: са, со, сы, су.
- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими мягкость согласного звука: ся, се, сю, си, сё.
Прочитайте слоги с гласными в начале: ас, ос, ус, эс, ыс, ис.
Работа с индивидуальными таблицами.
Учитель. Игра «Лабиринт».
Закрасьте разными карандашами цепочки найденных слов (сколько слов, столько и цветных дорожек – «выходов» из лабиринта.
|
Слова: Насос, сосна, оса, сани.
С
|
Слова: Сосна, насос, осина.
|
Слова: Осы, сани, Анна, сосна, насос.
Учитель. Какие слова повторяются в каждой карточке?
Дети. Сосна, насос.
Учитель. Кто может объяснить значение этих слов?
Дети. Сосна – это хвойное дерево.
Насос – это помпа, устройство для выкачки воды.
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся помашем
Крылья сложим назад.
Работа с учебником.
Работа над группой слов со звуком с стр. 57.
- Чтение «жужжанием».
Работа над стихотворением стихотворения стр. 57.
- Чтение учителем.
- Чтение хором за «диктором».
- Найдите слова с буквой с в стихотворении.
Работа над текстом «Россия» стр. 57.
- Чтение текста учителем.
- Беседа по содержанию.
Итог урока.
Учитель. Предлагаю игру «Любопытный»
Ответ на вопрос должен начинаться с буквы с.
Учитель. Какие вы знаете имена на букву С ?
Дети. Света, Саша, Сергей, Семен.
Учитель. Какие вы знаете животные на букву с ?
Дети. Собака, слон, суслик, соловей.
Учитель. Что говорит мама, когда ты ложишься спать?
Дети. Спокойной ночи.
Учитель. Что дает мама маленькому ребенку, когда он плачет?
Дети. Соску.
Учитель. Какое волшебное слово на букву с вы знаете?
Дети. Спасибо.
Литература:
Учебник «Азбука» Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Москва, Издательство «Академкнига»;
Программа УМК «Перспективная начальная школа», Москва, Издательство «Академкнига»;
Дидактический материал по русскому языку, Москва, Просвещение, 1987г.
Приглашаем на урок. 1 класс. Т.В. Алтынова, О.А. Юдина. Волгоград: Учитель, 2006г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Просандеева Елена Викторовна
→ Лен@чик 18.07.2012 0 14712 3741 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.