Конспект урока обучения грамоте "Буква Ф"; 1 класс


Дикопольцева Людмила Юрьевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 80 им. В.П. Кузнецова

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс.

Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф

Форма урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить с новыми звуками и буквой.

  2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.

  3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.

  4. Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки, книга со сказками А.С. Пушкина.

У учащихся: учебник «Азбука».

Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.

Этапы урока: I. Организационный момент – 2 мин.

II. Повторение изученного – 3 мин.

III. Постановка темы и цели урока – 1 мин.

IV. Работа над новым материалом – 15 мин. Физ. минутка.

V. Физ. минутка- 2 мин.

VI. Закрепление изученного – 10 мин. Физ. минутка.

VII. Итог урока – 2 мин.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1. Готовность к уроку.

  • Ребята, вы любите путешествовать?

  • Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

  • Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

  • Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

1. Дыхательная гимнастика.

а) дыхание грудью – рука на животе:

    • медленный вдох – медленный выдох;

    • быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;

    • вдох по частям – выдох по частям;

    • медленный вдох – быстрый выдох;

    • вдох через нос – выдох через рот;

б) дыхание животом – рука на груди:

    • глубокий вдох – на выдохе «поем» гласные звуки;

2. Артикуляционная гимнастика.

  • А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З

  • Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

  • Схема нашего маршрута на доске.

  • Отдать швартовы! Полный вперед. На пути перед нами остров

  • « Повторялкино»

II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

- Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

- Почему согласные буквы в 2 ряда?

- Почему ь знак отдельно?

 

2. Чтение басни Л.Н. Толстого «Товарищи»

Чтение « цепочкой».

  • О чем эта история ? (эта история о двух мальчиках, о двух товарищах).

  • Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

Выборочное чтение.

  • Где были мальчики? Зачитайте.

  • Что с ними случилось?

  • Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?

  • Как повел себя медведь?

  • Что сказал мальчик, который слез с дерева?

  • Что ответил второй мальчик?

  • Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).

  • Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

Чтение по ролям.

III.Зрительная гимнастика.

  • Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше

Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).

Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям . слайд 1

- Впереди показался остров « Звукино».


 

 

 

  1. Знакомство со звуками [ф], [ф'].

  1. - Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.

  • О пределите, какой одинаковый звук в этих словах. слайд 2

  • Какой одинаковый звук услышали в этих словах?

 

2) Звуко-буквенный анализ слов: флаг, филин. Составляются схемы слов.

  • Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой

мы идём страны? ( флаг)

- Под каким флагом мы пойдем с вами?

Произнесите слово «флаг» хором.
– Сколько в слове флаг слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова?
([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий? (Твердый).
– Звонкий или глухой? (Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
– Составьте схему слова флаг. (Выполняют задание в тетрадях по чтению, один ученик составляет схему на фланелеграфе).
- Отгадайте загадку ( читает ученик)

Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)

- Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. Слайд 3.

- Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Давайте подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?


 

3) Игра «Ох-Ах ».

- На острове Звукино живут два веселых добрых человечка. Это Ох и Ах . Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними.

(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, Ах, если мягкий звук [ф ’] – девочки, Ох). Фабрика, фигурист, фартук, финиш, телефон, графин, портфель, светофор, шарф, ферма, дельфин, шкаф, филин.

V. Знакомство с буквами.

- Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

  • Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).

Как же нам найти новую букву на острове?

- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:

- Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)

 

 

слайд 4 слайд 5 слайд 6

 

  • У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)

слайд 7

- Когда мы пишем большую ( заглавную) букву?

- Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв.

VI. Работа по «Азбуке».

  • Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкино»

  • Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

1)Чтение слогов-слияний: ( закрытые и открытые слоги)

  • шепотом (хором);

  • громко ( хором);

  • радостно ( девочки);

  • вопросительно ( мальчики)

2) Игра «Засели их в домики» в соответствии со схемами.

  • На какие группы можно разделить слоги? По какому признаку?

  • Какие гласные смягчают согласные?

3) Договаривание слогов-слияний до целого слова.

  • Жители острова могут называть только первые слоги, давайте

попытаемся понять, что они нам хотят сказать.

 

Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу – фуражка, футболист, фе – ферма, фен, фи – фиалка, фигурист, фы – фотографы.

4) Чтение слогов и слов ( с. 71)

  • Прочитайте слова молча.

  • Какие слова вы запомнили?

Чтение слов « цепочка».

  • Какие незнакомые слова вам встретились?

  • Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)

  • Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.

  • Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.

  • Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

5) Работа над дикцией.

- Пираты спрятали букву.

- Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?

...лот плывет к родной земле,

...лаг на каждом корабле.

  • Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза.

А) с удивлением

Б) с радостью

В) печально

VII. Физкультминутка

  • Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой. Самое время повеселиться и станцевать матросский танец «Яблочко».

 

- Наш путь лежит в бухту « Историческая»

6) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70-71. О старом и современном русском флоте.

  • Что вы видите на иллюстрации?

  • Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).

  • Как одним словом назвать, то что вы видите?

  • Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

  • Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)

  • Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)

  • Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

  • «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

  • Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.

  • Ребята, как выглядит флаг на военных судах?

  • Расскажет вам о флаге мой помощник.

7) Доклад ( подготовленный ученик)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

8) Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.71)

- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I. слайд 8 Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

(Читает учитель)

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 9

Чтение детьми (жужжащее).

 

  • А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

  • Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.

 

Чтение вслух хором (отработка выразительности).

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

 

9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 70 читает ученик:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

  • Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)

  • ( Показ книги со сказкой)

  • Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

  • Чтение отрывка парами. (1-3)

  • Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

 

VIII. Закрепление пройденного.

  • Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.

  • Работать вы будете по бригадам( группам)

1группа.

Из отдельных предложений составить текст. ( Предложения записаны на карточках и раздаются 6 ученикам)

По морю плыл большой теплоход.

Люди стояли на палубе.

Вдруг один мальчик упал в воду.

Поблизости плавали дельфины.

Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.

- О ком этот рассказ?

- Ребята, как можно озаглавить рассказ?

2 группа.

Составить кусочки, чтобы получились слова. ( 2 ученика)

 

фла

фор

фы

 

 

 

 

жок

ма

шар

 

 

 

 

3 группа. ( все остальные учащиеся работают в парах)

Задание на развитие смысловой догадки.

  • Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло

водой. Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках. Дети работают в парах).

На к…ждом кора…ле есть …лаг.

Мы горди…ся своим могучим фл…том.

Наш флот х…дит по всем морям и …кеанам.

Проверка : читают по 1 предложению хором по рядам.

VIII. Итог урока.

-Наше путешествие и урок подходят к концу.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что вы о ней узнали?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!

 

А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот .( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой . Звучит песня « Экипаж- одна семья» ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации:

 

  1. С.А .Левина Обучение грамоте.1 класс. Поурочные планы по учебнику Горецкого, Кирюшкина, Шанько, Берестова « Русская Азбука» в 3 частях,- Волгоград « Учитель», 2003

  2. 40414-004.edusite.ru/p57aa1.html

  3. imc.rkc-74.ru/catalog/res/389ca9b9-79b1-01b6-1b92-...

 

 

17

 

 


Полный текст материала Конспект урока обучения грамоте "Буква Ф"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дикопольцева Людмила Юрьевна  Публикатор
29.09.2020 0 6688 358

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК