Конспект урока обучения грамоте "Буква Ф"; 1 класс
Дикопольцева Людмила Юрьевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 80 им. В.П. Кузнецова
Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс.
Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф
Форма урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
-
Познакомить с новыми звуками и буквой.
-
Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
-
Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
-
Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.
Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки, книга со сказками А.С. Пушкина.
У учащихся: учебник «Азбука».
Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.
Этапы урока: I. Организационный момент – 2 мин.
II. Повторение изученного – 3 мин.
III. Постановка темы и цели урока – 1 мин.
IV. Работа над новым материалом – 15 мин. Физ. минутка.
V. Физ. минутка- 2 мин.
VI. Закрепление изученного – 10 мин. Физ. минутка.
VII. Итог урока – 2 мин.
Ход урока:
-
Организационный момент.
1. Готовность к уроку.
-
Ребята, вы любите путешествовать?
-
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.
-
Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.
2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.
-
Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.
-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.
1. Дыхательная гимнастика.
а) дыхание грудью – рука на животе:
-
-
медленный вдох – медленный выдох;
-
быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох;
-
вдох по частям – выдох по частям;
-
медленный вдох – быстрый выдох;
-
вдох через нос – выдох через рот;
-
б) дыхание животом – рука на груди:
-
-
глубокий вдох – на выдохе «поем» гласные звуки;
-
2. Артикуляционная гимнастика.
-
А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.
Летела муха около уха Ж Ж Ж
Летела оса около носа С С С С
Ползла змея Ш Ш Ш
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок Р Р Р
Летел комар и звенел З З З
-
Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.
-
Схема нашего маршрута на доске.
-
Отдать швартовы! Полный вперед. На пути перед нами остров
-
« Повторялкино»
II.Повторение изученного. Актуализация знаний.
1. Работа с лентой букв.
- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?
1. Буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Буквы, обозначающие согласные звуки.
3. Буквы, которые не обозначают звуков.
- Почему гласные буквы расположены в 2 строки?
- Почему согласные буквы в 2 ряда?
- Почему ь знак отдельно?
2. Чтение басни Л.Н. Толстого «Товарищи»
Чтение « цепочкой».
-
О чем эта история ? (эта история о двух мальчиках, о двух товарищах).
-
Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?
Выборочное чтение.
-
Где были мальчики? Зачитайте.
-
Что с ними случилось?
-
Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?
-
Как повел себя медведь?
-
Что сказал мальчик, который слез с дерева?
-
Что ответил второй мальчик?
-
Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).
-
Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.
Чтение по ролям.
III.Зрительная гимнастика.
-
Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше
Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).
Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям . слайд 1
- Впереди показался остров « Звукино».
-
Знакомство со звуками [ф], [ф'].
-
- Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.
-
О пределите, какой одинаковый звук в этих словах. слайд 2
-
Какой одинаковый звук услышали в этих словах?
2) Звуко-буквенный анализ слов: флаг, филин. Составляются схемы слов.
-
Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой
мы идём страны? ( флаг)
- Под каким флагом мы пойдем с вами?
– Произнесите слово «флаг» хором.
– Сколько в слове флаг слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий? (Твердый).
– Звонкий или глухой? (Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
– Составьте схему слова флаг. (Выполняют задание в тетрадях по чтению, один ученик составляет схему на фланелеграфе).
- Отгадайте загадку ( читает ученик)
Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)
- Определите название этой птицы по звуковой схеме слова и по ее изображению. Слайд 3.
- Разделите на слоги, поставьте ударение. Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Давайте подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?
3) Игра «Ох-Ах ».
- На острове Звукино живут два веселых добрых человечка. Это Ох и Ах . Они очень любят играть и предлагают вам, ребята, поиграть с ними.
(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] – приседают мальчики, Ах, если мягкий звук [ф ’] – девочки, Ох). Фабрика, фигурист, фартук, финиш, телефон, графин, портфель, светофор, шарф, ферма, дельфин, шкаф, филин.
V. Знакомство с буквами.
- Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.
-
Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).
Как же нам найти новую букву на острове?
- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:
- Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)
слайд 4 слайд 5 слайд 6
-
У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)
слайд 7
- Когда мы пишем большую ( заглавную) букву?
- Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв.
VI. Работа по «Азбуке».
-
Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкино»
-
Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?
1)Чтение слогов-слияний: ( закрытые и открытые слоги)
-
шепотом (хором);
-
громко ( хором);
-
радостно ( девочки);
-
вопросительно ( мальчики)
2) Игра «Засели их в домики» в соответствии со схемами.
-
На какие группы можно разделить слоги? По какому признаку?
-
Какие гласные смягчают согласные?
3) Договаривание слогов-слияний до целого слова.
-
Жители острова могут называть только первые слоги, давайте
попытаемся понять, что они нам хотят сказать.
Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу – фуражка, футболист, фе – ферма, фен, фи – фиалка, фигурист, фы – фотографы.
4) Чтение слогов и слов ( с. 71)
-
Прочитайте слова молча.
-
Какие слова вы запомнили?
Чтение слов « цепочка».
-
Какие незнакомые слова вам встретились?
-
Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)
-
Придумайте предложение с этими словами. Скажите в парах друг другу на ушко.
-
Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.
-
Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.
5) Работа над дикцией.
- Пираты спрятали букву.
- Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?
...лот плывет к родной земле,
...лаг на каждом корабле.
-
Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 3 раза.
А) с удивлением
Б) с радостью
В) печально
VII. Физкультминутка
-
Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой. Самое время повеселиться и станцевать матросский танец «Яблочко».
- Наш путь лежит в бухту « Историческая»
6) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70-71. О старом и современном русском флоте.
-
Что вы видите на иллюстрации?
-
Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).
-
Как одним словом назвать, то что вы видите?
-
Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.
-
Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
-
Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
-
Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?
- А что вы ещё видите на иллюстрации?
-
«Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).
-
Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.
-
Ребята, как выглядит флаг на военных судах?
-
Расскажет вам о флаге мой помощник.
7) Доклад ( подготовленный ученик)
Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
8) Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.71)
- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I. слайд 8 Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.
Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:
“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.
(Читает учитель)
Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 9
Чтение детьми (жужжащее).
-
А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?
-
Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.
Чтение вслух хором (отработка выразительности).
- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)
9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)
Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 70 читает ученик:
… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
-
Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)
-
( Показ книги со сказкой)
-
Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)
-
Чтение отрывка парами. (1-3)
-
Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.
VIII. Закрепление пройденного.
-
Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.
-
Работать вы будете по бригадам( группам)
1группа.
Из отдельных предложений составить текст. ( Предложения записаны на карточках и раздаются 6 ученикам)
По морю плыл большой теплоход.
Люди стояли на палубе.
Вдруг один мальчик упал в воду.
Поблизости плавали дельфины.
Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.
- О ком этот рассказ?
- Ребята, как можно озаглавить рассказ?
2 группа.
Составить кусочки, чтобы получились слова. ( 2 ученика)
фла
фор
фы
жок
ма
шар
3 группа. ( все остальные учащиеся работают в парах)
Задание на развитие смысловой догадки.
-
Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло
водой. Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках. Дети работают в парах).
На к…ждом кора…ле есть …лаг.
Мы горди…ся своим могучим фл…том.
Наш флот х…дит по всем морям и …кеанам.
Проверка : читают по 1 предложению хором по рядам.
VIII. Итог урока.
-Наше путешествие и урок подходят к концу.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы о ней узнали?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!
А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот .( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой . Звучит песня « Экипаж- одна семья» ).
Источники информации:
-
С.А .Левина Обучение грамоте.1 класс. Поурочные планы по учебнику Горецкого, Кирюшкина, Шанько, Берестова « Русская Азбука» в 3 частях,- Волгоград « Учитель», 2003
-
40414-004.edusite.ru/p57aa1.html
-
imc.rkc-74.ru/catalog/res/389ca9b9-79b1-01b6-1b92-...
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дикопольцева Людмила Юрьевна
→ Публикатор 29.09.2020 0 6913 376 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы