Конспект урока обучения грамоте "Звуки [й`а], и [`а], буква Я, я"; 1 класс


Чтение Тема : Звуки [й`а], и [`а], буква Я,я. Дата: 5.12

Цели: 1. Учить выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

2. Работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.

3. Воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе.

Этап урока

УУД

I Мотивация к учебной деятельности

У нас на парте всё в порядке:

книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

Проверим готовность к уроку

 

-Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Игра «Знаем ли мы сказки?» - развитие устной речи.

Чтение учителем начало сказки, дети дополняют ее двумя-тремя предложениями.

Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес…

В домике жили три медведя. Один из них был большой и лохматый. Звали его Михаил Иванович…

Подружились медведь с мужиком. Вздумали они репу сеять. Мужик сказал: «Мне корешки, а тебе Миша вершки»

Какой речью мы с вами сейчас пользовались?

Какой речью мы пользуемся на уроках письма, при чтении «Азбуки»?

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания.

 

III Выявление места и причины затруднения

- Найдите одинаковые звуки в словах:

Яша, яблоня, язык, якорь

- Что это за звуки?

- Придумайте слова, начинающие со слога «йа»

- Если мы слышим рядом звуки , то означаем эти два звука одной буквой Я. ( показ печатных букв)

Буква Я шагает гордо

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я-

Буква – слог и слово!

 

 

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV Построение проекта выхода из затруднения

- С каким звуком, буквой будем сегодня знакомиться?

- Опишите, чему вы будете учиться при изучении новой буквы.

- Что мы можем узнать об этом звуке? (гласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)

- Что нам поможет в изучении нового звука? (задания учебника)

 

 

 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

V Реализация построенного проекта

1. Звуко-буквенный анализ слов с. 111:

яблоки, яблоня

На доске размещены предметные картинки с изображением яблок и маяка и начерчены схемы к этим словам.

Рассмотрите картинки.

Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, обозначающих рисунки.

Произнесите слово яблоки
по слогам.

Сколько слогов в слове?

Какой первый?

Какой второй? Третий?

Медленно произнесите первый слог [й’аб].

Он состоит из трех звуков.

Два звука, образовавшие слияние йа,

принято обозначать не двумя буквами, а одной.

2. Звуко-буквенный анализ слова «земля».

- В каких случаях «хитрые буквы» обозначают два звука?

Вывод: Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного.

Если буква Я в слове находится после согласной буквы, то она указывает на мягкость согласного звука и дает звук (а)

Какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой?

Выполните анализ слова маяк.

Если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

3. Знакомство с буквой

Это буква Я. Читать слова
с буквой
я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а].

( показ печатных букв)

Буква Я шагает гордо

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я-

Буква – слог и слово!

2. Работа с учебником - с.110

- Рассмотрите иллюстрацию - перед вами карта Российской Федерации. Здесь находится столица нашей Родины, а вот в этом месте живем мы..

3. Чтение пословиц о Родине.

Сколько раз встретилась на с.110 буква Я? я?

4. Чтение слогов с.111– Прочитайте слоги.

Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я?

Прочитайте слова.

Сколько звуков вы слышите, произнося букву я?

Физкультминутка.

- Если слышите новый звук, то приседайте. Яма, Ярик, Никита, ямка, земля, дятел, Лена, зяблик, ворона, ястреб, няня, Коля

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

умение разрешать конфликты;умение выражать свои мысли. Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

VI Первичное закрепление во внешней речи

Работа с учебником.

- Чтение хором слов на с.111

- Чтение текста «Россия – родина моя»

Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

Поработайте в паре: составьте к тексту вопросы и ответьте на них

-Назовите слова с новым звуком

-В каких словах встретился «хитрый звук»

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

 

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Рассмотрите рисунок на стр. 112

-Что изображено? Кто из вас видел маяк? Где? Расскажите.

- Чтение хором слов.

- Индивидуальное чтение рассказа «Маяк»

-Пересказ текста по наводящим вопросам:

-Что наблюдалось на море? Как изменилась погода? Кто был в это время в море? Как должны повести себя суда? А что могло быть на пути? Но что помогло кораблям?

 

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

коррекция;

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

 

VIII Включение в систему знаний и повторение

Звуко – буквенный анализ слова МАЯК.

- Почему звуков больше, чем букв?

«Когда так говорят» - расширение словарного запаса детей.

Прикусить язык. (помолчать)

Имеет длинный язык. (болтливый человек)

Острый язык. (сплетничать)

Попасть на язык. (Обсуждать чужие недостатки)

Найти общий язык. (договориться)

Проглотить язык. (молчать, когда нужно говорить).

Регулятивные: прогнозирование.

 

 

IX Рефлексия учебной деятельности

  • Что из нового материала запомнили легко?

  • Что вызвало затруднение?

Оцените себя, кого вы бы похвалили?

 

 

 

Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока обучения грамоте "Звуки [й`а], и [`а], буква Я, я"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исенова Мария Калбаевна  Публикатор
07.12.2022 0 1875 42

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК