Урок обучения грамоте в 1 классе «Звуки [ж-ш] и их обозначение буквами ш, ж»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Н.Д. Пахотищева г. Тайшета
Урок обучения грамоте
в 1 классе
Звуки [ж-ш] и их обозначение буквами ш, ж.
Автор Семёнова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Семёнова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
МОУ СОШ № 85 г. Тайшета
Тема: Звуки [ж-ш] и их обозначение буквами ш, ж.
Цель: познакомить с согласными звуками [ж-ш] и буквами ш, ж;
отрабатывать навык плавного слогового чтения;
учить соблюдать правильную интонацию при чтении,
работать над выразительностью и осознанностью читаемого;
развивать фонематический слух.
Привлечь внимание к сочетаниям «жи-ши».
Учить выделять ударные сочетания «жи-ши» как «опасные»
при письме их подчеркиванием.
.
Ход урока
I Оргмомент.
Психологическая поддержка
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв.
II Повторение
1. Посмотрите на доску и скажите над чем мы сегодня будем
работать (дети: над парными согласными)
а) Посмотрите на домик и назовите парные по
глухости-звонкости согласные звуки (дети: [с-з],
[к-г], [т-д], [ф-в], [п-б])
? ?
П Б
Ф В
Т Д
К Г
С З
б) А теперь назовите буквы, которые они
обозначают.( дети: эс-зэ, ка-гэ, тэ-дэ, эф-вэ,
пэ-бэ)
2. Фонематическая разминка «Звонкий – глухой» ( учитель называет слова, начинающиеся со звонкого звука, дети – с глухого)
балка – палка
голос – колос
дело – тело
злил – слил
дочка – точка
влага – фляга
дом – том
бочка – почка
зима – Сима
III Работа со звуками «жи-ши», буквами ш, ж.
На доске картинки:
галоши
шапка
шар
ромашки
шкаф
мишка
- Посмотрите внимательно, назовите предметы, изображенные на них и запомните их.
- Закройте глаза, опустите головы на парты.
- Поменять местами (две картинки).
- Что изменилось?
- найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый согласный звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока.
Дети – согласный звук [ш]
2)Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя. Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место (шар)
3)Звуковой анализ
. . – один слог
[ш] - звук согласный, потому что когда мы его произносим,
в горле чувствуется преграда
- Закройте уши. Произнесите еще раз и подумайте звонкий он или
глухой (глухой, потому что в ушах не слышно звона)
- Послушайте, как я произнесу звук. Скажите твердый он или мягкий?
- Дайте полную характеристику новому звуку, учитывая результаты
нашей работы.
Дети отвечают:
Звук [ш]- согласный, глухой, твердый
[а]- гласный
[р]- согласный, звонкий, сонорный
4) Нашему гостю- шарику тоже захотелось включиться в работу.
Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему
не удается. Помогите.
Вывод: Таких слов нет, значит этот звук всегда твердый.
5)дайте характеристику нового звука полностью.
Дети: [ш] – согласный, глухой, всегда твердый.
6)Этот звук обозначают буквой «ша» (показ буквы)
7) Найдите в своих кассах букву «ша» и обозначьте в схеме слова шар
звук, который она обозначает.
Шар решил проверить, хорошо ли вы запомнили звук, с которого
начинается его название. Игра «Узнай звук» - хлопок на звук [ш]
лошадь, корова, васильки, шмель, бабочка, коршун, орел, машина,
самолет
(дети показывают хлопками звук [ш])
8) А какое слово получится, если первый звук в слове шар произнести с
голосом
Дети отвечают:
жар . . .
- Звуковой анализ.
- Выделение звука [ж], его характеристика.
(согласный, твердый, звонкий)
- Найдите слова, где этот звук будет мягким
Вывод: Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый.
9) Звук [ж] – обозначают буквой «жэ»
Показ буквы, нахождение в кассе букв, место в звуковой схеме слова
Жар __ . .
ж
10) Сравните [ш - ж] по артикуляции.
При произнесении звуков во рту создается одинаковая преграда –
кончик языка поднимается к нёбу
Дети отвечают:
-различие по голосу и шуму.
Вывод: [ш - ж]- парные согласные по глухости – звонкости.
(открыть буквы на звуковом домике)
IV Закрепление изученного, упражнение в чтении.
чтение слогов:
ша шо шу ши ше
жа жо жу жи же
Обратить внимание и, е не обозначают мягкости согласных звуков.
Звуки [ш - ж] всегда твердые и не имеют пары по мягкости
ФП
чтение чистоговорки на доске:
Жи-жи-жи – прилетели к нам стрижи
- Что заметили? (дети: в слогах с буквой гласного и – не выполняется команда «читается мягко»)
Звуки [ш - ж] – всегда твердые. Об этом вам сигналят и значки-фишки возле букв. У них нет пар по твердости-мягкости.
А сочетание жи-ши будет опасным местом при письме и мы всегда его будем подчеркивать.
3)Чтение рифмовки с. 97
4)Чтение скороговорок с. 97
- Почему выделены слоги? (дети: надо запомнить: жи-ши – пиши с буквой И)
5)чтение текста «Ну и Наташа» Л. Успенской.
- О чем прочитали? (дети: как девочка подражала звукам предметов)
- Что заметили, когда читали?
- А что еще? (дети: есть сочетание ши с буквой и)
V Итог урока:
- Что усвоили на сегодняшнем уроке? (дети: познакомились с согласными звуками [ш - ж], узнали, что они обозначают только твердые согласные звуки, учились выразительно читать, выделяли опасные места, сочетания жи-ши)
VI Рефлексия урока:
У кого во время урока снизилось настроение? А у кого повысилось?
(все дети отметили, что настроение повысилось)
Самоанализ урока
Сегодняшний урок – это урок знакомства с новыми звуками [ш - ж] и новыми буквами Ш, Ж, с написанием сочетаний жи-ши.
Считаю, что урок соответствовал принципам обучения. Материал был доступным, научным.
Урок соответствовал психофизическим особенностям младших школьников.
Дидактический материал, используемый на уроке, соответствовал теме урока и способствовал реализации целей, поставленных мною.
Обучение строилось от простого к сложному, этапы урока логически увязаны. Они развивали внимание детей к слову, словарный запас, способствовали развитию умственных действий.
Обучение я проводила методом беседы, частично поисковым, аналитико-синтетическим. Создать старалась комфортные условия каждому ребенку.
Обстановка в классе была деловая, способствовала быстрому включению детей в работу. Прослеживались связи ученик-учитель, ученик-ученик.
Дети работали с интересом, с достаточной активностью.
Урок был обучающим, вооружал детей умениями учиться и способствовал решению учебной задачи.
Считаю, что урок достиг своих целей
Использованная литература
1.
Методические
рекомендации к букварю и прописям. 1
класс,
2006 г.*
Соловейчик
Марина Сергеевна, Кузьменко Надежда
Сергеевна, Бетенькова Надежда Михайловна,
Курлыгина Ольга Евгеньевна
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Татьяна Николаевна
→ Xrapkova 21.11.2010 5 9462 1838 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.