Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе. "Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе"


Михеева Маргарита Владимировна

МОУ «Райсеменовская СОШ»

Учитель начальных классов.

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе.



Тип урока: ОНЗ (1-й урок)

Тема: Гласный звук [ы ], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении и письме.

(Учебник Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Моя любимая азбука», 1 класс)

Цели: Познакомить учащихся с гласным звуком [ы ], буквой ы; выполнять звуко-буквенный разбор слов, учить писать букву ы, учить читать слоги и слова с буквой ы. формировать навыки плавного чтения.

Развивать внимание, речь, фонематический слух, расширять кругозор, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Демонстрационный материал: картинки животных, буквы-«человечки», плакат с быквой ы, схемы слов.





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.



Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

- Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

- Как звенит комарик? ( З-з-з…)

- Как пыхтит тесто? ( Пых-пых-пых!)

- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

- Как шарик выпускает воздух ( С-с-с…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)



- Проговорим скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко.

У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны

Растут ге-ор-ги-ны.



  1. Повторение пройденного.



1. Игра «Угадай звук».

- Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, какой первый звук в слове, назвать его и показать с помощью кружка нужного цвета, какой он: гласный, согласный твердый или согласный мягкий.

( Гиря, иголка, апельсин, облако, парта, аист, тигр, работа, игра, пианино, горы)

-Молодцы!



  1. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте проверим, как вы уже научились читать и прочитаем слоги на с. 42.

1-ый ряд читает первый столбик.

2-й ряд читает второй столбик.

3-й ряд читает третий столбик.

Все вместе читаем 4-й столбик.

- Ребята, найдите слог, который образует слово, но здесь какая-то ошибка. Кто заметил?

- Что можно сказать о согласных в четвертом столбике? (Они мягкие, т.к. после согласной стоит гласный [и].





  1. Определение темы и целей урока.



1 .Знакомство со звуком [ы].

- Почему звуки-человечки взялись за руки?

-Дайте характеристику этим звукам. (Это гласные звуки, могут быть ударными и безударными)

- А знаем ли мы, для какого звука оставлено место? А хотим узнать?



-Откройте Букварь на с.44.

- Отгадайте загадку.

Желтый, круглый,

Весь из дыр

Любят мыши

Вкусный …(сыр)



-Сколько гласных в этом слове? Какой это звук? (Один [ы].)

- В какой части слова он находится?



- Ребята, а мы с вами знакомы со звуком [ы]?

- А хотите ли вы с ним познакомиться и научиться обозначать его на письме?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?



- Сколько слогов в этом слове? Почему?

- Будем ли обозначать ударный слог? Почему?

- Дайте характеристику каждому звуку.

- Постройте схему этого слова. (Один ученик у доски, остальные в Букваре).



  1. Знакомство с новым материалом.

- Отгадайте следующую загадку.

Ну и кошка

Вот так кошка

Даже страх берет немножко

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь)



- Сколько гласных звуков в этом слове? Какой?

- Сколько слогов? Почему?

- Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.

- Постройте схему этого слова. (Один ученик у доски, остальные в Букваре).





- Найдите картинку, на которой изображены горы.

-Сколько гласных звуков в слове горы?( Два) Какие? ([о], [ы].)

- Обозначьте их на схеме.

- Сколько слогов в слове? (Два) Разделите слово на слоги.

- Какой слог ударный? ( го – ударный, ры – безударный)



- Что вы можете сказать о звуке [ы] в словах сыр и горы. ( В первом слове он ударный, а во втором безударный.)



- Дайте характеристику звуку [ы]. (Звук [ы] – гласный, может быть ударным и безударным)



- Раскрасьте звук-«человечка» в Букваре.

-Какой звук –человечек будет четвертым? (гласный [ы])



2. Знакомство с буквой ы.



- Звук [ы] обозначается буквой ы. (Плакат)

- Рассмотрите печатную и строчную букву ы.

- Что напоминает буква ы?



Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы.

Все мы знать её должны.



- Хотите научиться её печатать?



- Откройте тетрадь для печатания с.11. Напечатайте 5 букв ы. (ыыыыы)



- Ребята, на схемах слов сыр, горы, рысь обозначьте звук [ы] буквой ы.



- Рассмотрите следующую картинку. Что это? (тыква).

- Сколько гласных звуков в слове? (Два) Какие? ([ы], [а].) Обозначьте их на схеме.

-Напечатайте эти звуки буквами.

-Сколько слогов? Разделите слова на слоги.

- Какой слог ударный?

- Какой первый звук в этом слове? [т]. Дайте ему характеристику.

- Обозначьте его звуком и буквой на схеме.

- Какие еще звуки вы услышали в этом слове?( [к], [в].)

- Твердые они или мягкие? Какими кружками обозначим их на схеме? (синими).



Аналогично проводится слого-звуковой разбор слов: рыба, бусы, дыня, дырка.

(Составление схем слов: обозначение гласных звуков красным кружком, деление на слоги, постановка ударения, выделение знакомых согласных звуков, обозначение твердых согласных звуков синим кружком, а мягких – зеленым, обозначение звуков буквами).



-Ребята, вы познакомились со звуком [ы], научились его печатать. Давайте научимся писать письменную букву ы.



3. Релаксация.

- Какие это деревья? (Выставляются картинки дуба и березы). Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Сильный ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут низким голосом «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».



- Ребята, попробуйте придумать слова, в которых есть звук [ы].

- В какой части слова находится звук [ы]?

- Попробуйте придумать слова, которые начинаются на звук [ы]. Получилось?



Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву ы.



- Действительно, в русском языке нет слов на букву ы. Она может стоять в середине или в конце слова.



4. Написание буквы ы. Пропись с.12.



-Давайте подготовим наши ручки к письму.



Пальчиковая гимнастика.



- Заштрихуйте машинку с наклоном вправо цветом, какой вам больше всего нравится.



-Посмотрите на табло.

- Из скольких элементов состоит буква ы? Какие это элементы?



Показ написания буквы учителем с комментированием.

- Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы, делаем совсем маленькую петлю, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижним закруглением.



- Обведите букву ы в воздухе.

- Обведите букву ы в воздухе над табло.

- Напишите букву ы на спинке друг у друга.

- Напишите букву ы пальцем на ладошке.



- Обведите букву ы на табло зеленой ручкой.



- Рассмотрите первую строчку. Какие элементы здесь прописаны?

-Обведите прямую с замкнутым закруглением зеленым цветом, а прямую с закруглением вправо синим цветом под счет.



-Рассмотрите вторую строчку.

- Какую закономерность можно проследить? ( буква ы чередуется с двумя прямыми с наклоном вправо).

- Зачем нам необходимо писать прямые с наклоном вправо?

- Обведем их синей ручкой под счет. (Диктует ученик).

- А теперь под счет обведем букву ы зеленым цветом. (Диктует учитель «раз и раз и»).

- Подчеркните самую правильную букву красным цветом.

- Рассмотрите 3-ю строчку. Какие буквы чередуются? (ы, и)

- Какие элементы одинаковые в этих словах?

- Откуда начинаем писать эти буквы?

- Пропишите самостоятельно букву и зеленой ручкой, букву ы – синей. (Учитель помогает ученикам). Подчеркните самую красивую букву ы и букву ы.

-Обведем 4-ю строчку. Какую закономерность можно проследить? (буква ы чередуется с точкой). Обведите под счет. (Диктует ученик).



  1. Закрепление изученного материала.



5. Чтение слогов и слов с буквой ы.

А) Чтение слогов.

- Ребята, прочитайте слоги про себя Букварь с.44.



га ги гы

па пи пы

та ти ты

ра ри ры



- Прочитайте 1-й столбик. Попробуем договорить эти слоги до слов.

- Прочитайте слоги во 2-м и 3- м столбике. Чем они различаются?

- Как читаются согласные звуки перед ы? (Твердо).

- Как читаются согласные звуки перед и? (Мягко)

Б) Чтение слов.

- Прочитайте первый столбик слов про себя.

- Прочитайте первую пару слов. (Тропа – тропы)

- Что такое тропа? (Небольшая дорога).

- Чем различаются эти слова?

- Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? (Буквой а). Подчеркните ее красным цветом.

-Первое слово обозначает один предмет, по- другому говорят, что оно стоит в единственном числе.

- Какой буквой заканчивается слово, обозначающее много предметов? (Буквой ы). Подчеркните ее красным цветом.

- Второе слово обозначает много предметов, по-другому говорят, что оно стоит во множественном числе.



-Прочитайте вторую пару слов. (Гитара- гитары).

- Чем различаются эти слова?

- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит в единственном числе? (Буквой а)

- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит во множественном числе? (Буквой ы)

- Подчеркните их красным цветом.



Аналогично проводится работа с другими парами слов: парта-парты, рота-роты, рот-рты, игра-игры, торт-торты, порог –пороги.



- Как правильно произносить слово торты? На какой слог падает ударение?

-Какой буквой заканчивается слово пороги?

- Как вы понимаете слово пороги? ( Пороги возле дверей, пороги на реке)

- Какой можно сделать вывод?

- Какие буквы пишутся в словах, которые стоят во множественном числе?

( На конце слов во множественном числе может быть буква ы или и).



6. Составление предложений по рисункам.

- Каким одним словом можно подписать 1-й рисунок? (Тигр) 2-й рисунок? (Тигры)

-Самостоятельно выделите гласные звуки, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

- Составьте предложение со словом тигры. ( Тигры выступают в цирке).





7. Игра.

-Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей.

Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)

Дети изображают охотящегося крокодила.

Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)

Дети тянутся вверх, изображая жирафов.

Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).

Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.

Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).

Дети изображают скачущих обезьян.



8. Написание слогов. Пропись с.12.

- Прочитайте слог на 5- строчке? (ры)

- Какие буквы входят в это сочетание?

- Какое соединение букв в этом слоге? (Верхнее)

- Пропишите букву р и соединение зеленой ручкой, а букву ы припишите синей ручкой.

Подчеркните самый красивый слог.

(Аналогично проводится работа со слогом пы, ты.)



- На новой строчке пропишите самостоятельно слоги ры, пы, ты.

-Почему согласные звуки в этих словах твердые?



- Прочитайте слоги внизу на с.12.

-Запишите слоги под мою диктовку.(Па, пы, ти, ро, га, ры)

Проверка.



  1. Итог урока.

- Придумайте слова, в которых есть звук [ы].

- Назовите гласные звуки.

- Перед какими гласными согласные произносятся твердо, а перед какими мягко?

- Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе? Приведите примеры.





  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь»

  2. О.В.Пронина. Пропись «Мои волшебные пальчики» ч.3.

  3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Методические рекомендации для учителя «Уроки обучения грамоте»
































Полный текст материала Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе. "Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михеева Маргарита Владимировна  Ритуля
05.12.2010 4 62882 2899

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК