Слайд 1
УМК «Гармония»
Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №166 г.
Новоалтайска
Алтайского края»
УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс
«Звуки [д-д*] [т-т*]. Буквы Д и Т»
Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель
начальных классов
МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска
Алтайского края»
Новоалтайск 2010
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)
Тема: «Звуки [д-д*] [т-т*]. Буквы Д и Т»
Тип урока: урок введения нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками [д-д*] [т-т*] и буквами их обозначающими.
Задачи:
1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д*] [т-т*], их смыслоразличительной ролью. Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквами Т, Д, читать слова с этими буквами.
2. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звуки [д-д*] [т-т*] в словах, записывать их соответствующими буквами;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
Структура урока.
1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Слайд №2
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком своё настроение.
(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)
-Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.
(Учащиеся показывают с помощью хлопков своё настроение. Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке)
-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.
2.Актуализация знаний учащихся
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
-Назовите признаки гласных звуков,
…согласных звуков.
(При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.
При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и глухие, слог не образуют.)
-Расскажите стихотворение о гласных звуках.
(Гласных звуков ровно шесть.
Их нетрудно перечесть:
А-О-У-Э-Ы-И
Звуки гласные мои.)
-Чем звуки отличаются от букв?
(Звуки - произносим, говорим; буквы - видим, читаем, пишем)
-Из букв разрезной азбуки составьте слова: она, налим, усы, сосна, оси, осы, насос, лиса, сани.
(Работа «цепочкой» у доски и индивидуально за партой)
-Определите в каждом слове гласные, количество слогов, ударный слог.
(Выполнение детьми)
-Какую работу выполняли? Для чего?
(Мы повторяли, какие звуки бывают, чем они отличаются, учились составлять слова, определять количество слогов и ударение в словах. Это нужно для успешной учёбы и чтобы быть умными)
Физминутка
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек:
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка сильным хочет стать!
3. Введение нового знания. Знакомство со звуками [д-д*] [т-т*] и буквами Д, Т.
Слайд №3
-Назовите первый звук в названии данного предмета (иллюстрация ДОМ)
(Первый звук в слове –дом- [д] – это согласный твёрдый звонкий звук)
-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д]?
(К доске выходят два ученика и записывают буквы)
-Кто согласен?
(Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»)
-Назовите первый звук в названии данного предмета (иллюстрация ДЯТЕЛ)
(Первый звук в слове –дом- [д*] – это согласный мягкий звонкий звук)
-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д*]?
(К доске выходят два ученика и записывают буквы)
-Кто согласен?
(Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»)
-Действительно, необходим данный значок-буква
-Что вы заметили?
(Мы заметили, что звуки записаны одной и той же буквой)
Составление плана работы
-Что хотите узнать об этой букве?
Дети составляют план изучения буквы, учитель оказывает помощь. План на доске.
(1.Название буквы
2. Какие звуки обозначает?
3.Сколько работ выполняет.
4.Как пишется печатная буква
……. письменная буква.
5.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит)
-Что из предложенного плана уже узнали?
(Мы узнали, что новая буква обозначает два звука: согласный твёрдый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук [д*]; выполняет 2 работы, увидели печатный вариант буквы)
-Молодцы!
Кто из вас знает, как называется буква?
(Есть в классе дети, которые скажут: дэ)
-Правильно. Это буква называется: дэ. Давайте найдём место буквы в алфавите. Что вы увидели?
(Буквы «дэ» две, для того, чтобы записывать её в начале предложения и имена собственные)
-Встаньте дети, для которых эта буква «родная».
(Встают дети, чьи имена и фамилии пишутся с буквой «дэ», неважно место буквы в слове: начало, середина, конец слова)
-С чем сейчас познакомились?
(Мы узнали название буквы)
Слайд №4
Рассмотрите иллюстрацию на слайде, назовите предметы, в названии которых есть звуки [д-д*]
(Динозавр – согласный мягкий звонкий [д*], дыня – согласный твёрдый [д] и т.д.)
-Рассмотрим печатный и письменный варианты записи буквы «дэ» (Демонстрация и сравнение печатной и письменной буквы «дэ»).
-Что изучаем дальше? Что поможет нам выполнить данную работу?
(Как прочитать слоги с данной буквой и слова. Поможет Азбука)
-Прочитаем слоги по слоговой таблице в конце Азбуки. Слова прочитаем немного погодя.
Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек:
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
-Назовите ещё раз работы буквы «дэ»
(Буква «дэ» выполняет 2 работы: согласный твёрдый звонкий звук и согласный мягкий звонкий звук [д*])
-А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?
(Мы услышали новый звук [т])
-Действительно вы услышали новый звук.
(Аналогичная работа в выделении звуков [т-т*] и знакомство с буквой «тэ», слайды №5,6)
-Как вы думаете, почему буквы «дэ» и «тэ» пришли вдвоём, парой?
(Как только «выключаем» голос при звуках [д-д*], то слышим [т-т*])
-Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными. Поработаем по форзацу Азбуки, рассмотрим домики для глухих и звонких согласных.
-Что ещё нам предстоит выполнить по плану?
(Прочитать слова с новыми буквами)
-Работаем на с.84. (Хоровое чтение столбиков слов с выяснением смыслоразличительной роли букв Д и Т. Индивидуальное чтение имён людей с ориентировкой на знак ударения. Называние полных имён своих близких. Повторение «опасных» мест при письме)
4. Итог урока. Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
- С чем познакомились? Что узнали нового?
(Мы познакомились со звуками [д-д*] [т-т*] и буквами Д, Т. Узнали, что это парные согласные звуки по глухости и звонкости)
-Продолжите предложения:
-Я сегодня узнал…
-Мне захотелось….
-Мне было трудно…
-Мне было интересно…
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока
-Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те, у кого оно стало лучше.
(Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим)
Литература
Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. «Программа и пояснительная записка по обучению грамоте» Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2005
Программно- методические материалы. Обучение грамоте. Бетенькова Н.М., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007
Учебник: Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007;
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Прописи «Мои первые тетрадки»: 4 ч. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010.
Автор: Хохлова Ирина Борисовна
→ 221786 13.12.2010 4 57937 8947 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.