Слайд 1
МБОУ СОШ с.Верхние Услы
Стерлитамакского района
Республики Башкортостан
Тема:
«Звук [ш],
заглавная буква Ш»
Выполнила:
учитель начальных классов
Сайфутдинова Гулюза Ильичовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Верхние Услы
Открытый урок
«Обучения грамоте»
в 1 классе
на тему:
Провела
учитель начальных классов:
Сайфутдинова Г.И.
2010г.
Цели:
Образовательные:
Знакомство с буквами Ш, ш; звуком ш; учить находить место звука в словах; формирование навыка выразительного чтения; научить писать заглавную и строчную печатную букву Ш (ш).
Развивающие:
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.
Воспитательные:
Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия;
воспитывать умение работать в коллективе, стремление к
преодолеванию трудностей, потребность участия в действах на уроке.
Оборудование: карточки с буквами; слоговая таблица; картинный материал, фишки, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Хором Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.
II. Основная часть.
Повторение изученного.
На доске: рисунок с изображением старухи Шапокляк.(Слайд №1)
- Вот эта героиня сегодня у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы поговорим об одном замечательном звуке, который есть и в её имени, и будем надеяться, что старуха Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, что такое «шапокляк»? ( Работа с толковым словарём)
- Какой первый звук вы слышите в имени старухи? (Звук[ш])
- Расскажите об этом звуке по плану:
- Какой он – гласный или согласный, произнесите его. (Этот звук согласный, так как он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.)
- Звонкий или глухой? (Глухой и шипящий).
- Твёрдый или мягкий? (Всегда твёрдый).
Вывод: звук ш согласный, глухой, твёрдый.
- Составьте звуковую модель слова Шапокляк. Слайд№2
2. Работа по учебнику. (с. 84)
- Оденьте звуковичка «ш». (На голове чёрная шапочка, этот звук всегда твёрдый, поэтому башмачки синего цвета). Показываю звуковичка Ш
- Почему звуковичок не желает становиться с изученными нами согласными? (Они звонкие).Слайд№3
- Чем отличается звуковичок г от остальных? (Это парный согласный.)
- Назовите его пару.
3. Изучение нового материала.
- На что похожа буква Ш? ( высказывания детей)Слайд№4
Составление детьми буквы с помощью счётных палочек.
4. Пальчиковая гимнастика.
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька - для кота,
Эта долька – для ежа.
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну а волку – кожура.
(Начиная с мизинчика, загибаем попеременно все пальцы.)
5. Работа в прописи ( 2-я страница обложки и с.1)
- Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать?
- Элементы каких букв, которые мы прошли, есть в буквах ш,Ш?(Элементы букв м,л,и)
- Посмотрите на сову. Где спрятались буквы «ш»?
- Обведите элементы оперения разными карандашами так, чтобы получились буквы «ш».
- Сравните заглавные буквы «И» и «Ш».
Правила посадки при письме.
Я тетрадь свою открою
и наклонно положу,
Я, друзья от вас не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Самостоятельно пишем первую строку. Подчеркните самые красивые буквы.
Образец написания буквы Ш.
Начинаем писать с середины междустрочия. Ведём руку вверх вправо, закругляем, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо, ведём наклонную линию вверх до одинакового уровня высоты, пишем наклонную линию с закруглением внизу.
- Прочитайте пятую строку. Кого зовут таким именем: мальчика или девочку?
- Спишите имена «Шура», «Шурик».
- Почему эти слова записаны с большой буквы?
-Сколько букв в первом слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Отметьте цветными карандашами.
(Взаимопроверка.)
На доске таблица: (Слайд№5)
ША АШ
ШО ОШ
ШИ ИШ
ШУ УШ
- Прочитайте слоги громко; тихо; от тихого к громкому; от громкого к
тихому.
Физминутка.
Летели две птички (Сгибают руки в локтях)
Собой невелички. ( Машут руками)
Как они летели (В таком положении прыгают)
Все люди глядели. (Левая рука за спиной, правая около лба)
Как они садились (Помахивая руками, садятся на корточки)
Все люди дивились.(Встают, поднимая плечи от удивления)
6. Работа по учебнику, с. 84.
Чтение слов
(Работа в парах)
- Прочитайте слова с сочетанием «ши». Слайд№6
- Как из шины получить машины? Слайд№7
- Составьте это слово с помощью цветных кружочков.
- Шапокляк составила схему слова «школа». Проверьте, всё ли правильно?
( На доске магнитиками набрано слово «школа»)Слайд№8
Каждый у себя на партах тоже составляют это слово с помощью цветных кружочков, потом сверяют с доски.
7. Работа в Прописи, с. 1.(второй урок)
Начало второго урока.
Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы продолжим сейчас.
- Прочитайте первое предложение. Какие цветы у Шуры? Спишите предложение по порядку показанному в прописи. Укажите начало предложения и подчеркните пробел между предлогом и словом.
(Работа в парах) Меняются тетрадями и проверяют ошибки друг у друга.
- Третье предложение пишем с комментированием. Подчеркнуть начало предложения, пробел между предлогом и словом, большую букву в именах людей.
Резерв. Отметить цветными карандашами буквы в предложении.
Фонетическая зарядка.
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.
Гимнастика для глаз.
1.Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз
2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз.
8. Работа по учебнику.
(Дифференцированная работа)
- Чтение слов со с. 84. (Инсаф, Ильсур,Алсу)
- Чтение текста.(Алмаз,Альбина,Алсу,Алия)
- Кто они? Установление принадлежности имён и кличек.(Назар,Айдар,
Ильвина,Г.Алмаз)
Физминутка.
Вышли мышки как- то раз. Ходьба на месте.
Поглядеть, который час. Повороты влево, вправо, пальцы
«трубочкой» перед глазами.
Раз,два,три, четыре - Хлопки над головой в ладоши.
Мышки дёрнули за гири. Руки вверх и приседание с опусканием рук.
Вдруг раздался страшный звон, Хлопки перед собой.
Убежали мышки вон. Бег на месте.
9. Работа в прописи,с.1.
Работа в группах.
Старуха Шапокляк спрятала в словах буквы «с» и «ш». Возьмите карандаш, вместе вы сможете выполнить это задание.
Проверка.(Слайд №9)
- Теперь напишите эти слова рядом прописными буквами.
Резерв. Работа в тетрадях для печатания.
- Печатаем букву Ш.
(Работа в парах.)
- Вставить пропущенные буквы
Итог урока.
- Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам
она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв Ш Ш К. Между этими буквами надо вставить гласные буквы. Какие слова могут получиться? (Шашки,шишка,шашка, шишки)
- Попробуйте прочитать зашифрованные слова:
Ш Л Ш ( шалаш)
- Почему старуха Шапокляк такая вредная?
- С какой буквы начинается имя нашей гостьи? Расскажите об этой букве. Какие слова пишутся с большой буквы?
- Давайте Шапокляк преподнесём подарок. А какой – отгадайте:
Я и красный, и зелёный,
Я и голубой, и чёрный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса. (Воздушный шарик)
- Почему именно этот предмет мы дарим? (У каждого на партах рисунок шарика).Давайте на нем мы нарисуем рожицу человека с каким настроением мы уйдём с урока: если у вас хорошее настроение, рисуете улыбающееся лицо, если плохое – грустное.
Автор: Сайфутдинова Гулюза Ильичовна
→ Ильичевна 16.01.2011 6 13313 2865 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.