Обобщающий урок русского языка по теме "Деепричастие"; 7 класс
Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение
(VII вида) № 480
Обобщающий урок по русскому языку
по теме: «Деепричастие»
7 класс
Сопровождение учащихся с особыми потребностями в здоровье.
Бунегина Наталья Геннадьевна
Заместитель директора по УВР, учитель русского языка,
Высшая квалификационная категория.
Тема: Обобщение материала по теме: «Деепричастие»
Цели: 1. Обучающие:
1.закрепление сведений о деепричастии и пунктуации деепричастного оборота;
2.повторение морфологического разбора деепричастия;
3.попутное повторение ранее изученных орфограмм;
2.Развивающие:
1.развивать умение выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
2.формировать умение правильно использовать в речи деепричастия;
3.Воспитывающие:
1.воспитание любви к родному языку;
2.воспитание культуры труда (работа со словарём, сигнальными карточками, у доски).
Оборудование урока:
1.Орфографический словарь, М., 2002г.
2.Тест на доске.
3.Сигнальные карточки.
1.Организационный момент.
- Ребята, проверьте готовность к уроку, на парте – учебник, тетрадь, пенал.
- Начнем урок, откройте тетради, запишите число:
2.Словарный диктант.
Чемпион, фигурист, хоккей, репортаж, сигнал, тренер, коньки, бассейн,
гимнастика.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Взаимопроверка.
- Как написали слово гимнастика?
- Произнесите по слогам.
- В случае затруднения написания слова к какому пособию обращаемся? (Орфографическому или толковому словарю).
- Проверьте написание слова * гимнастика по орфографическому словарю (с.33) поставьте +, кто написал слово правильно.
- Кто справился с работой без единой ошибки? (Поставьте «5»)
- Кто допустил 1 или 2 ошибки («4»), 3-4 ошибки (это «3»)
- Оцените работу соседа. Поменяйтесь тетрадями.
3. Проверка домашнего задания, повторение предыдущей темы.
- О какой части речи мы говорили на предыдущих уроках?
- Дайте определение деепричастия?
- Назовите признаки глагола у деепричастия?
- Назовите признаки наречия у деепричастия?
- Какую синтаксическую роль выполняет деепричастие в предложении?
- Что называется деепричастным оборотом?
- Как он выделяется на письме?
- В домашнем упр.№ 776 вы заменяли часть сложного предложения деепричастным оборотом.
- Прочитайте 1 предложение из домашнего упражнения:
Не составив распорядка дня, трудно организовать себя.
- Назовите ДО. Как выделяется на письме? Где стоит ДО? (в начале предложения)
- Как написали не с деепричастием?
Одноклассники всегда звонили отсутствующим, тревожась за здоровье друзей.
- Где стоит ДО? ( в конце предложения, перед ним ставим запятую).
Мы всегда посещаем спортивные секции, тренируясь вместе с друзьями.
- Назовите ДО?
- Как выделяется на письме? Кто справился с домашним заданием?
- Подпишите : Проверено в классе.
4. Сообщение темы и целей урока.
- Прежде, чем мы перейдем к изучению темы урока, послушайте загадку и определите, о какой части речи пойдет разговор сегодня на уроке.
Загадку эту отгадать
совсем не сложно!
Меня с наречием порою
спутать можно,
Но помните, чтобы
вопрос вас не подвёл,
Я по наречию
Похоже на глагол.
- Кто даст правильный ответ?
- Запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока:
Обобщение по теме: «Деепричастие»
- Наша задача на уроке:
- повторить морфологические признаки деепричастия;
- потренироваться в умении находить деепричастие в предложении;
- правильно употреблять их в речи;
- вспомним об условиях обособления деепричастного оборота.
-Поговорим о важности соблюдения здорового образа жизни.
- Будем работать вдумчиво, чтобы справиться с предстоящей проверочной работой.
5. Работа с предложениями.
- Сейчас мы под диктовку запишем в тетради предложения, графически выделяя деепричастные обороты и попутно повторим некоторые виды орфограмм.
Зарядка приводит организм в работоспособное состояние после сна.
- Назовите орфограмму в приставке глагола?
- Как проверить безударную гласную в корне слова состояние?
Мы делаем по утрам зарядку, запасаясь энергией на весь день.
- Выделите грамматическую основу предложения, назовите деепричастие, поставьте к нему вопрос.
- Прочитайте деепричастный оборот? Где он находится в предложении?
- Как выделяется на письме?
- Составьте схему на доске.
- Следующее предложение ученик пишет на доске, а вы, ребята, в тетради:
Утренняя гимнастика повышает тонус и настроение, устраняя вялость и сонливость, активизируя все жизненные процессы.
-Работать будем по группам (дифференцированное задание):
1 группа (сильные ученики) - Выделите грамматическую основу, укажите графически деепричастный оборот, начертите схему. Работаете самостоятельно.
2 группа (средние ученики)- разберите слова по составу: утренняя, повышает, настроение. Работаете самостоятельно.
3 группа (самые слабые, трудные уч-ся) - работает со мной у доски.
Утре..яя г..мнастика п..вышает тонус и настр..ение, устраняя вялость и с..нливость, активизируя все жизне..ые проце..ы.
По одному ученику из 3 группы выходят к доске, устно и графически объясняют пропущенные орфограммы.
- Чем оно осложнено? (Двумя деепричастными оборотами)
- Назовите первый деепричастный оборот, поставьте к нему вопросы, где он находится в предложении?
- Задайте вопрос ко второму деепричастию, где он находится в предложении? Как выделяется на письме?
- Составьте схему предложения, объясняя постановку знаков препинания?
-Какой общей темой объединены эти предложения?
-Из чего складывается здоровый образ жизни? (соблюдение режима дня, сон, правильное питание, спорт, отказ от вредных привычек и т.д.)
-На каких уроках вы говорите о здоровье, сорте, олимпийских играх?
6. Задания по вариантам.
- Из данных предложений выпишите деепричастия.
I вариант - определите возвратные они или нет.
II вариант – определить от каких глаголов и при помощи каких суффиксов образованы деепричастия.
- Проверяем, какие деепричастия выписал I вариант? (запасаясь - -возвратное))
- Слово II варианту ? (устраняя-устранять, активизируя - активизировать, запасаясь-запасаться).
7.Работа с сигнальными карточками.
-Приготовьте для работы сигнальные карточки.
- Мы будем определять вид деепричастия.
- Для работы нам понадобятся 2 цвета (жёлтый и зелёный)
- На какой вопрос отвечают деепричастия СВ? (что сделав?) Это желтые карточки.
- На какой вопрос отвечают деепричастия НСВ? (что делая?) (Зелёные карточки)
- Я называю деепричастие, ваша задача - определить вид и поднять сигнальную карточку.
Подпрыгнув (СВ), приседая (НСВ), тренируясь (СВ), касаясь (СВ), наблюдая(НСВ), стараясь (СВ), гоняя (НСВ).
- Докажите, почему подняли… карточку? Поставьте вопрос к деепричастию? Какого оно вида?
8.Морфологический разбор.
- Поможет обобщить наши знания о деепричастии морфологический разбор. Выписываем из последнего предложения деепричастие –активизируя.
-Объясните лексическое значение слова активизируя?
-В случае затруднения к какому пособию обращаемся? Прочитайте определение слова из толкового словаря? (АКТИВИЗИ'РОВАТЬ, рую, руешь, сов. и несов. (нов. газет.).1. кого-что. Вызвать (вызывать) в ком-чем-н. активность, побудить (побуждать) к усиленной деятельности. А. массы. 2. что. Сделать (делать) активным. А. работу.)
-Составьте со словом активизируя словосочетания? ( активизировать силы, активизируя внимание и т.д.)
Активизируя - деепричастие, т.к.:
1.Обозначает добавочное действие,
Н.ф. (что сделать?) активизировать;
2.Пост.пр.: несов. вид, невозвратное
Непост.: не изменяется
3. повышает (как? что делая?) активизируя (обстоятельство)
9. Динамическая пауза.
-Давайте отдохнем. Проведем физкультминутку.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
10. Игра «Кто больше?»
- А теперь поиграем в игру, «Кто больше?». Вспомним, какие слова называются синонимами?
- Вы записываете деепричастия и подбираете к ним синонимы.
Защищая - оберегая, обороняя, ограждая, охраняя.
Занимаясь- тренируясь, работая, упражняясь, трудясь.
-Придумайте предложения на тему ЗОЖ, используя данные деепричастия?
(Оберегая свой организм от болезней, мы проявляем о нем заботу.
Усиленно тренируясь на спортплощадке, мы готовимся к соревнованиям.
Мы защищаем себя от простуды, принимая по утрам витамины.)
-Выделите графически деепричастные обороты?
11. Итоги урока.
-Заканчивая разговор о деепричастии, ещё раз вспомним, что обозначает эта часть речи?
- Назовите глагольные признаки у деепричастия?
- Назовите признаки наречия у деепричастия?
- Какова синтаксическая роль в предложении?
12.Тест.
- Ваша задача – выбрать правильный ответ и записать только букву (выданы индивидуально каждому уч-ся)
Тест.
1.Найдите деепричастие.
А) подбежал
Б) посмотрев
В) горячо
Г) думающий
2.Укажите деепричастия СВ
А) надеясь
Б) улыбаясь
В) прочитав
Г) глядя
3.Укажите правильный разбор слова по составу:
А) разговаривая
Б) разговаривая
В) разговаривая
4.Найдите глагольный признак у деепричастия:
А) спряжение
Б) вид
В) лицо
5. Выберите деепричастия, которые пишутся с не слитно:
А) (не)веря
Б) (не)чувствуя
В) (не)зная
Г) (не)годуя
- Самопроверка. Поднимите руку, кто поставил себе «5» плюсов.
- Закрыли тетради, я оценю вашу работу.
13.Домашнее задание.
- Открыли дневники Т.§141-144, П.упр.777, с.198
14. Оценки за урок
- Учащимся, которые работали у доски.
- Все остальные получают оценку за словарный диктант и тест.
Дополнительная литература:
1.М.А.Денисова, Е.В.Лагутина, М.В.Василенко «Русский язык 5-9 классы».Москва.Издательство «Школа -2000».
2.В.Н.Максимова «Тесты по ступеням обученности» Санкт-Петербург. НМЦ Кировского района . 2005 г.
3. И.В.Текучева «Тесты по русскому языку».Москва «Экзамен» 2006 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бунегина Наталья Геннадьевна
→ Bunegina 08.03.2011 3 4672 614 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.