Статья "Методы приобщения учащихся к нормам и особенностям официально-делового стиля речи"












Тема:

«Методы приобщения учащихся к нормам и особенностям официально-делового стиля речи»




















Ващенко Лидия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Северная средняя школа № 2

Белгородского района Белгородской области»






Белгород, 2010

В настоящее время обновилась лексика, связанная с производственными отношениями, с идеологическими, эстетическими и моральными сторонами общественной жизни.

Переход к рыночной экономике вызвал «бум» в сфере делового производства и обращения. Переход государственных предприятий, учреждений в частные руки способствовал повсеместному развитию деловых отношений. В этой среде приемлем только и только официально-деловой стиль речи. Это знает каждый. Практически каждый день любой человек, в том числе и школьник, сталкивается с примерами официально-делового стиля речи. Для школьника – это: заполнить адрес на конверте, подписать дневник или тетрадь, поговорить с учителем, завучем или директором, позвонить в справочную или к родителям на работу, написать заявление, объяснительную, расписку…Примеров тысяча. И чем старше становится школьник, тем чаще он встречается с необходимостью следовать нормам официально-делового стиля речи. Лексика делового общения востребована временем.

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Как видно из определения – официально-деловой стиль речи охватывает наиболее популярные сферы деятельности.

Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность.

Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

  • сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

  • стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

  • широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

  • частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.);

  • повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

  • прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

  • тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

  • почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.1

Уже в школе учителю русского языка необходимо показать значение работы с документами, воспитывать чувство ответственности за выполненную работу. Сегодняшние школьники – это будущие перспективные руководители, которые должны иметь навыки делового общения, уметь наладить контакт с коллективом, партнерами, правильно составить документ. Руководящие работники документируют исполнение своих полномочий, то есть свои действие государственного значения.

К таким действиям относятся прием и увольнение рабочих и служащих, меры поощрения и дисциплинарных взысканий, налаживание производства, обеспечение его ритмичной работы и регулирование трудового режима.

Встает вопрос: «А как же приобщить школьников к официально-деловому стилю речи?» И есть ли смысл этого приобщения? Может быть, вырастет, станет руководителем – сам все поймет?

Совершенно очевидно, что официально – деловой стиль общения не дается природой, его структура и навыки должны формироваться на уроках русского языка вместе с основной программой обучения.

Учитель русского языка должен обладать определенными методами и технологиями, с помощью которых должно произойти приобщение и восприятие официально-делового стиля речи учащимися.

Необходимо отметить, что любые приемы современного обучения должны базироваться на использовании информационных технологий, хотя бы простейших: компьютер, проектор, презентации, напечатанный раздаточный материал, интернет, электронная почта…Все эти понятия плотно вошли в современный обиход; учащимся гораздо интереснее и увлекательнее дается любой процесс обучения, когда он информатизирован и автоматизирован.

Начальная задача учителя русского языка состоит в том, чтобы компьютеризировать те мысли и знания, с которыми он хочет познакомить учащихся. Это прежде всего поиск тематической информации в различных источниках, в частности, в интернет-ресурсах; создание слайдов, презентаций, образцов всевозможных писем, объяснительных и заявлений в качестве примеров и раздаточного материала; анализ и отбор мультимедиа-ресурсов.

Итак, цель поставлена, задача определена, круг слушателей у каждого учителя русского языка определен естественным образом. Теперь осталось более подробно перечислить и охарактеризовать методы и направления, которые должен использовать учитель русского языка на уроке, чтобы добиться поставленной цели. Непосредственно можно выделить следующие направления и приемы:

  1. Работа со слайдами и презентациями

Учащимся необходимо на подготовленных слайдах и презентациях показать и охарактеризовать всевозможные образцы, примеры официально-деловых документов и их структуру. Это могут быть заявления, расписки, объяснительные, заполнение лицевой части конвертов, создание резюме и др.

Здесь есть возможность и самоподготовки и самореализации учащихся. Необходимо раздать различные образцы в качестве индивидуальных заданий, чтобы учащиеся смогли охарактеризовать структуру и особенности того или иного документа, используя мультимедийные программные средства.

  1. Работа на уроке с официальными документами (работа с раздаточным материалом)

Учащимся предлагаются образцы официальных документов, заявлений, бланков в печатном виде. Работа проводится для более близкого восприятия, чтобы школьники смогли внимательно изучить документ, поучаствовать в его составлении по определенному алгоритму.

  1. Моделирование деловых ситуаций, ситуаций на предприятиях или в организациях, деловые игры

Постановка учителем деловых ситуаций вносит определенный и неподдельный интерес учащихся к теме урока. Любому школьнику хотелось бы побывать в роли директора или руководителя, а учитель поможет правильно наладить общение, использовать официально-деловой стиль речи по назначению. Следует разработать несколько ситуаций, к примеру, разговор директора и подчиненного, деловое совещание ( при этом в игре задействована большая часть класса), собеседование при приеме на работу, официальный телефонный разговор. Здесь уже учитель должен обладать определенным воображением, так как вариантов ситуаций имеется множество.

Деловая игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения, использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Игра дает возможность учителю избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал.

  1. Организация встреч с «носителями» официально-делового стиля речи: директорами, руководителями

Учителю следует наладить контакты с родителями учеников, которые работают руководителями, администраторами, которые задействованы в бизнес-сфере, в сфере производства и пригласить их для общения с учащимися; на живом примере показать как используют официально-деловой стиль речи серьезные люди. Здесь также можно применить метод моделирования различных ситуаций на производстве или в фирме.

  1. Характеристика этикета электронных писем, написанных на официально-деловом языке (работа с электронной почтой (E-mail)

Используя мультимедийные программные средства, необходимо познакомить учащихся с правилами оформления электронных писем, этикой общения по электронной почте, с особенностями применения в этой области официально-делового стиля речи.

Последнее время повсеместно работодатели требуют высылать резюме и другие характеристики на электронную почту. Поэтому рекомендуемый пример-образец здесь – составление и заполнение электронного резюме.

  1. Подбор и ознакомление учащихся с примерами официально-делового стиля речи, встречающихся в современных источниках: социальные сети, блоги, интернет-дневники и т.д.

Официально-деловой стиль речи плотно закрепился и в интернет-ресурсах. Глобализация интернета заставляет идти в ногу со временем, переносить официально-деловой стиль речи и на просторы интернета. Это уже практикуется – создание групп по интересам в популярных социальных сетях, в которых зачастую общение и администрирование происходит с использованием официально-делового стиля; создание блогов (даже у Президента есть!), которые тоже оформлены в соответствии с вышеуказанным стилем; ведение интернет-дневников и т.д.

Рекомендуется приобщить учащихся к соответствующему общению; показать структуру и свойства этого направления; подготовить для рассмотрения блоги или он-лайн дневники некоторых знаменитостей. Для начала можно предложить ученикам оформить свой блог в тетради на основе каких-либо последних новостей.

Как видно, перед учителем русского языка стоит огромная работа, множество задач, требуется затратить немало усилий, чтобы приобщить учащихся к официально-деловому стилю речи. И может быть, эта работа будет проделана не зря – будущие начальники и руководители не раз зайдут сказать спасибо - за те самые увлекательные деловые игры на уроках, ситуации телефонного и интернет-общения, примеры оформления документов.























Источники литературы


  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Официально-деловой_стиль

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Официально-деловой_стиль


Полный текст материала Статья "Методы приобщения учащихся к нормам и особенностям официально-делового стиля речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ващенко Лидия Николаевна  viva-viktoria
19.03.2011 0 5315 504

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК