Методическая разработка урока по литературе в 6 кл. «М.Ю. Лермонтов «Парус. Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения»


Методическая разработка урока



по литературе в 6 классе по теме:



«М.Ю. Лермонтов «Парус. Жажда борьбы и


свободы - основной мотив стихотворения»



ГСК ОУ № 480 Кировского района



Бунегиной Натальи Геннадьевны.


















Тема: М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.

Цели урока:

1.Образовательные:

1) Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю. Лермонтова;

2) Продолжить знакомство учащихся с лирикой М.Ю. Лермонтова – «Парус»- «грустный приговор всеотрицанию»;

3) Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил.

2. Развивающие:

1) формирование навыков сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;

2) формирование и развитие навыка выразительного чтения стихотворения;

3. Воспитывающие :

1) содействие эстетическому образованию учащихся;

2) воспитание интереса к творчеству великих соотечественников;

3) воспитание культуры труда.

Оборудование урока:

1.Портреты М.Ю.Лермонтова ( гравюры Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет)

2.Репродукции картин Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина.

3.Цветные мелки

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

- На дом, ребята, вам было задано подготовить рассказ ( по статье учебника) о судьбе М.Ю. Лермонтова.

3.Слово учителя о поэте.

Детство Лермонтова. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство в Тарханах. Благородный пансион при Московском университете. Московский период. Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. « Смерть поэта» - начало всенародной славы. Ссылка на Кавказ. Трагическая гибель.

4. Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова.

- Рассмотрим гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет.

- Каким увидели поэта? Ваши впечатления?

- Что вы увидели необычного в судьбе и облике Лермонтова?

- Прочитайте эпиграф к статье поэта?

- Как статья, стихотворения в учебнике и эпиграф помогают понять мир

раздумий и желаний поэта?

5. Сообщение темы урока.

- Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус».

- Символом чего может быть для вас слово « парус»?

- Как вы думаете, чем поражает человека море?

- Какое море в тихую погоду?

- А в бурю?

6. Наблюдения по репродукциям к картинам Айвазовского, Куинджи, С. Щедрина?

- Рассмотрите репродукции.

- Какие краски использует художник, изображая море?

- Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

7. Выразительное чтение учителя наизусть стихотворения « Парус».

- Послушайте стихотворение Лермонтова.

- Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении?

- Какое настроение возникает в связи с этим произведением? ( грустное, взволнованное, печальное).

8.Анализ стихотворения.

- Выделите основные ключевые слова стихотворения.

Учитель записывает на доске.

буря одинокий

покой мятежный



- Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…»)

- Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

- Что такое буря?

- Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия)

- Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

- Посмотрим на доску. В черновом варианте было: « Белеет парус отдаленный».

- Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?

- « Белеет парус одинокий…», а потом говорится « он»,т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе.

- Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.

I строфа

1 стих } состояние мира 3 стих вопросы автора

2 стих 4 стих

- Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? (точечным)

- Чтение второй строфы.

- Как меняется изображение паруса?

- Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? ( Приближение через звук).

- Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)

Обобщение учителя:

- В первой строфе задается вопрос, а в последней дается ответ.

- К чему свойственно стремление человека? (к счастью)

- В стихотворении стремление к счастью не удовлетворяется.

- Почему именно так изменяется состояние мира, как это описано в стихотворении? ( туман – загадка, предвестия; потом- это разражается в трагедию).

- Как соотносится мир и парус в каждой строфе стихотворения? ( I строфа – туман соединяет море и парус, II строфа – нет ли противоречия? « играют» - «свищет». Парус и море соединяются, но парус сопротивляется, поэтому мачта гнётся гнется. III строфа – парус между двух начал).

- В черновике стихотворения сначала было представлено « струя и луч»? Почему? (луч выделяется)

- Какие это краски? ( божественные)

- Попробуйте заменить союз «а», что получится? Останется ли тот же смысл? (с союзом «а» - парус противостоит).



Обобщение учителя:

- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.

- Какое главное слово автора в первой строке? ( одинокий)

- А в последней? ( мятежный)

- Почему автор сначала называет парус «одинокий» , а потом –« мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)

- Что же нужно парусу? (буря и покой).

- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).

- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.

- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

9. Целостное выразительное чтение стихотворения учащимися.

10.Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений.

11.Домашнее задание.

1) выучить стихотворение наизусть;

2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»;

3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».

11. Выставление оценок.






















Полный текст материала Методическая разработка урока по литературе в 6 кл. «М.Ю. Лермонтов «Парус. Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бунегина Наталья Геннадьевна  Bunegina
23.03.2011 4 5263 768

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК