Обобщающий урок по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»; 6 класс
Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение № 480
(VII вида)
Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Учитель русского языка и литературы
Бунегина Наталья Геннадьевна.
Открытый урок по русскому языку в 6 классе.
Тема « Обобщающий урок по теме « Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных».
Цели:
1.Закрепить навыки правописания Н и НН в прилагательных.
2.Развивать умение самостоятельно находить в слове изученную орфограмму, обозначать ее графически и объяснять правописание.
3.Продолжить работу над развитием логического мышления;
4. Воспитание любви к родному языку и литературе;
5. Воспитание культуры интеллектуального труда.
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Сообщение темы урока.
Запись в тетрадях числа, темы.
3.Индивидуальная работа по карточкам.
1 ученик:
Сделать морфемный разбор. Указать от каких слов образуются прилагательные: Осенний (осень), комариный, чугунный, восторженный, пчелиный, санный, шерстяной, длинный.
2 ученик:
Заменить выделенные слова именами прилагательными и написать словосочетания. Обозначить суффиксы:
Следы зверя (звериные следы), изделия из кожи, день торжества, крыша из соломы, пуговицы из олова, сок из клюквы, ложки из серебра.
4. Работа на доске и в тетрадях.
1 ученик на доске записывает предложение и объясняет орфограммы в словах:
Луна повисла над рекой, и все кругом приобрело диковинную окраску.
2 ученик выделяет грамматические основы: Луна повисла, все приобрело.
3 ученик дает характеристику предложения:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из 2 простых.
4 ученик чертит схему предложения.
5. Фронтальный опрос.
- В каких случаях в суффиксах имен прилагательных пишется Н - НН?
-Рассмотрим таблицу и сформулируем правило?
Н пишется |
НН пишется |
В прилагательных с суффиксом –ин- Гусиный, лебединый, гостиный |
В прилагательных с суффиксами –онн- -енн- Экскурсионный, лекционный, утренний |
В суффиксах - ан- - -ян- употребляется в прилагательных со значением «из чего сделан предмет» или «для чего сделано»
|
Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н: Туман – туманный, дно- бездонный |
(Ледяной – изо льда |
|
Платяной – для платьев |
|
Серебряный – из серебра |
|
Исключения: клюквенный, тыквенный, соломенный, огненный) |
|
В кратком прилагательном, если в полном одна буква Н:
Прекрасный - прекрасна |
В кратком прилагательном, если в полном две буквы Н: Ценная вещь – вещь |
Запомните написание слов: ветреный (день, человек), ветряной (двигатель), ветряная (мельница), свиной, багряный, рьяный, рдяный, румяный, юный, синий. |
(учащиеся рассматривают плакат-таблицу и формулируют правило).
-Назовите исключения?
-В какую погоду особенно холодно на улице? (в ветреную)
-В какой день хорошо клюет рыба? (в безветренную)-
Оловянный, стеклянный, деревянный - все эти слова «собраны» в окне: стеклянные, деревянные рамы, оловянные(условно) ручки.
-Отгадайте загадку:
(Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные)?
6. Работа с сигнальными карточками Н-НН.
- Проверим знание правила с помощью сигнальных карточек.
ЛимоННый, кожаНый,утреННий, стекляННый, лебедиНый, пустыННая, багажНый, серебряНый, машиННый, юНый.
7. Орографический диктант.
-Записать под диктовку:
Куриный суп, песчаная почва, глиняная чашка, медленный вальс, туманное утро, деревянная дверь, безветренная погода.
Взаимопроверка.
-Обменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте его работу, поставьте оценку.
-Кто не сделал ни одной ошибки в правописании прилагательных?
-Кто сделал ошибки в других словах?
8.Прослушивание музыки.
Звучит музыка из кинофильма « Золотой ключик» - слова Ю.Энтина, музыка А.Рыбникова.
-Ребята, вы узнали эту музыку?
-Кто автор этой повести? (А.Н.Толстой)
- Как называется произведение?
« Золотой ключик, или Приключения Буратино)
- Вы знаете, что в переводе с итальянского языка значит слово «буратино»? (деревянная кукла)
-Кто стал прототипом этого персонажа? (деревянный человечек по имени Пиноккио - плод фантазии итальянского писателя Карло Каллоди).
Учитель показывает картинку с изображением сказочного персонажа.
-Давайте вспомним, как был одет Буратино?
Один ученик записывает прилагательные на доске, остальные- в своих тетрадях.
- Из чего был сделан мальчик? Какой он? (деревянный)
-какие у него были нос и ноги? (длинные)
-Какие чулочки? (шерстяные)
-Курточка? (кожаная)
-Много ли у него было курток? (одна-единственная)
- Цветная? (однотонная)
-Какие на куртке пуговицы? (стеклянные)
-Какой у нас получился мальчик? Обычный? (необыкновенный)
9. Самостоятельная работа в тетрадях.
Упр. 300 стр.115. Самопроверка.
10. Отгадывание загадок.
-Прилагательные, обозначая признак предмета, оказываются очень удобным средством, чтобы описать предмет, а это и нужно для загадки.
-Выпишем прилагательные с Н-НН, объясняя орфограмму.
1.Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (игла)
2.Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом пройдет,
Там заметку кладет. (карандаш)
3.Стеклянный дом,
А в доме том
Во все концы
Снуют жильцы. (аквариум).
4.Сам алый,
Сахарный,
Кафтан зеленый,
Бархатный. (арбуз)
11. Угадай-ка растения.
Учитель показывает картинки с растениями. Задание ученикам:
-Вспомните и запишите названия травянистых и декоративных растений?
( ЛьвиНый зев, гусиНые лапки, анютиНы глазки, кукушкиНы слезки, куриНая слепота, петушиНый гребешок)
-Проверим запись прилагательных?
12. Итоги урока .
- Сколько Н пишется в суффиксах имен прилагательных?
-В каких суффиксах пишется одна буква Н?
-Исключения?
- В каких суффиксах пишется две НН?
-Назовите слова исключения?
13. Объяснение домашнего задания.
-Найдите загадки, в которых есть прилагательные с Н-НН в суффиксах? Запишите 5 загадок.
14. Выставление оценок за урок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бунегина Наталья Геннадьевна
→ Bunegina 23.03.2011 3 10050 1275 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.