Урок русского языка с презентацией для 5 класса "Интересные морфемы".


УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас необычный урок, урок- монтаж «Интересные морфемы». Мы повторим все о морфемике, вспомним структуру слова, какие морфемы служат для образования новых слов, какие изменяют форму слова, поговорим о корне слова, поработаем с основными орфограммами, изученными в разделе «Морфемика»
В течение урока каждый из вас должен быть внимателен и активен. В конце занятия вас ждет сладкий сюрприз! Успехов вам!

2. Сценка «Кто главнее и важнее?»

ВЕДУЩИЙ: Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное — суффиксы.
ПЕРВЫЙ СУФФИКС: Иногда они звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-.
ВТОРОЙ СУФФИКС: Иногда словно стучат каблучками: -ек-. -ик-. -чик-, -ник-.
ТРЕТИЙ СУФФИКС: Иногда поют, как птички: -чив-. -лив-, -чив-, -лив-! А бывает, будто просят о чем- то: и..., льи...
ВЕДУЩИЙ: Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.
ПЕРВАЯ ПРИСТАВКА: Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть!
ВТОРАЯ ПРИСТАВКА: А написать самой — это вам не списать у кого- нибудь! И все это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие- нибудь слова?
ПЕРВЫЙ СУФФИКС: Конечно нужны, и очень много! Мы привели сюда целую семью слов «лесок», «лесовик», «лесник».
ВТОРОЙ СУФФИКС: Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим- и деревьев станет меньше!(лесок)
ТРЕТИЙ СУФФИКС: А вот уже и нет никаких деревьев! Зато вот оно- сказочное существо, доброе, волшебное!(лесовик)

ПЕРВЫЙ СУФФИКС: А вот и человек, который охраняет лес!(лесник) И все эти превращения совершили мы, суффиксы!
ПЕРВАЯ ПРИСТАВКА: Зато если хотят сказать про что- нибудь, что они очень- очень, ну просто очень- преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный. прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!
ВЕДУЩИЙ: Спорили приставки и суффиксы, спорили- чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался- встал между ними.
КОРЕНЬ: Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что- нибудь без меня, без корня, сказать!
ВЕДУЩИЙ: С тех пор корень как главный в слове решил так.
КОРЕНЬ: За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки,- слева, а вы, суффиксы,- справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома- терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные.
У приставок- вот какие , а у суффиксов- совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:
ВЕДУЩИЙ: Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.
КОРЕНЬ: В корне- смысл, но не весь.
Главный, но неполный.
ПРИСТАВКА: Потому приставка есть-
Смысл она дополнит!
СУФФИКС: Рад я в этом ей помочь,
После корня стать не прочь!
Ну и что ж, что после корня,-
Все равно я всех проворней!

Полный текст материала Урок русского языка с презентацией для 5 класса "Интересные морфемы". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Панкина Надежда Николаевна  Июньская
04.04.2011 4 14361 1960

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК