Отражение народной мудрости в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» для 5 класса


Открытый урок в 5 классе.

Автор: учитель I категории Герасименко В.В.

Тема урока:

Народная мудрость в басне И.А. Крылова

«Волк на псарне»

Цель урока:

  • знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;

  • закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения;

  • прививать любовь к слову, воспитывать чувство патриотизма

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Оборудование: слайдовая презентация, иллюстрации к басням.

I. Оргмомент

Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.


II. Актуализация знаний

Сегодня мы продолжаем говорить о баснях, и в частности о басне И.А. Крылова «Волк на псарне». Но сначала разминка.

В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий воротясь,
По улице Слона водили,
Как видно, на показ —
Известно, что слоны в диковинку у нас...
Так за Слоном толпы зевак ходили...
Какой-то Повар-грамотей
С поварни убежал своей.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из того не дело — только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

— Узнали ли вы эти строки? Откуда они?

— Назовите басни Крылова, которые вы узнали. («Лжец», «Муха и Дорожные», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука».)

Слайд 1— Юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения, называется центон. В каком жанре написан наш центон? (Басня.)

Работа с литературоведческими понятиями

— Что такое басня? Дайте определение. (Басня-это краткий прозаический или стихотворный рассказ, написанный в иносказательной, аллегорической форме)

- Как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Что такое аллегория?

— Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.) Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

Слайдовая презентация – История басни как жанра (рассказ подготовленных учащихся об Эзопе).

Слово учителя

Кто не знает басен И.А.Крылова, их учили ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь и вы, обратившись к басням, будете постигать народную мудрость. Эти маленькие шедевры помнятся наизусть, любимы в народе. Фразы из них вошли в повседневную жизнь, стали пословицами, поговорками, которые мы с вами употребляем. «Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался» (рассказ подготовленных учащихся о И.А.Крылове)


Слайдовая презентация - Отгадай, о каком персонаже идет речь? (цитаты и иллюстрации к басням)

Театрализация басни «Квартет»

Какие пороки «щиплет» автор в данной басне?

III Объяснение нового материала

Тема « Отражение народной мудрости в басне «Волк на псарне»

Увертюра

1812 год – Что означает эта дата?

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

- Прежде чем мы послушаем басню, давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, объяснение которых подготовлено учащейся - Ловчий, псарня, овчарня, хлев)

Прослушивание басни в записи.


Понравилась басня? Чем?

Историческая основа басни (подготовленный учащийся)

-Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

На доске и в тетрадях делается запись: Волк - Наполеон; Ловчий – Кутузов

Презентации учащихся Колмакова И. и Болелова И. о Кутузове и Наполеоне.

Жила-была плохая и скучная работа

Без ласки, без уюта, без главного чего-то,

Чего-то человечного, без сердца человечьего.

И сжалился над нею хороший человек.

Сказал он ей, жалея: «Ты будешь лучше всех!».

За скучную работу он весело взялся,

И работа похорошела вся!

Работа с текстом

- Какими качествами наделяет Крылов Волка? (Забияка, вор, злой, хитрый). Прочитайте! (Запись под именем Наполеона)

- А почему вдруг Волк залез в овчарню ночью? (Он еще и вероломен).

-Как ведет себя Волк, когда его застали на месте преступления?

(Мой Волк сидит,  прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть)

- А что меняется в поведении Волка, когда он понимает, что выбраться ему будет невозможно без потерь?

(Пустился мой хитрец в переговоры…).

- Прочитайте строки, передающие речь Волка…

- Ловчий… Каков он?

(Он смелый, мудрый, наделен жизненным опытом)

(Запись под именем Кутузова)

- Что отвечает ему Ловчий? Вернее даже не отвечает, а прерывает?! Зачитайте!

Слово учителя

- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали. Какие пороки «щиплет» И.А.Крылов?

- Перед вами иллюстрация к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели. (см. рисунок)

IV. Выразительное чтение басни

V. Рефлексия Тестовая работа

VI. Домашнее задание

«5» - выучить наизусть или сочинить свою басню (центон)

«4» - инсценировка басни

Раскрасить иллюстрации

Слайд 1
Иван Андреевич Крылов ВОЛК НА ПСАРНЕ Герасименко Вера Викторовна учитель русского языка
Слайд 2
случай есть, пороки пощипать… И.А. Крылов
Слайд 3
Цель урока: знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения и анализа литературного произведения;  прививать любовь к слову, воспитывать чувство патриотизма.
Слайд 4
Разминка
Слайд 5
Басня • Басня – краткий рассказ ,чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. • Басенные персонажи символизируют пороки или нравственные качества людей.
Слайд 6
• Нравоучительный вывод ( мораль) показывает главную мысль произведения. Басня – это
Слайд 7
Аллегория (иносказание) •Это изображение предмета или явления через какой-то образ; например ,под видом животных изображаются определенные лица, черты характера, общественные явления.
Слайд 8
История басни как жанра •Ученые считают ,что первая басня, дошедшая до нас ,создана Гесиодом (VIII –VII вв.до нашей эры).Но основоположником басни считают легендарного Эзопа ,жившего ,как предполагают, в VI в.до нашей эры.
Слайд 9
Веласкес Эзоп Фрагмент Щл. 1639 Х., масло Мадрид Эзоп 150 до н.э. Villa Albani коллекция Рим
Слайд 10
• Французские баснописцы: Лафонтен Буа ло Б у а л
Слайд 11
Русские баснописцы XVIII века •Сумароков А. •Хемницер И •Дмитриев И
Слайд 12
Иван Андре евич Крыло в
Слайд 13
Отгадайте ,о каком герое басни идет речь?
Слайд 14
…Лето красное пропела, оглянуться не успела…
Слайд 15
…То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет
Слайд 16
Ты винова т уж тем ,что хочетс я мне кушать
Слайд 17
А Васька слушае т да ест…
Слайд 18
кумушек считать, трудитьс я ,не лучше ль на себя ,кума, оборотит
Слайд 19
Лишь были б желуди, ведь я от них жирею…
Слайд 20
Слайд 21
Отражение народной мудрости в басне
Слайд 22
Порок Ловчий Псарня Овчарня Хлев
Слайд 23
Кутузов Ловчий Наполеон Волк
Слайд 24
Слайд 25
Выразител ьное чтение басни
Слайд 26
Тест по теме «Басни» 1.Басней называется: • А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; • Б)краткое нравоучительное произведение ,в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль; • В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление
Слайд 27
2.Средства художественной выразительности ,используемые автором в басне: • А) аллегория ; • Б) сравнение; • В) метафора
Слайд 28
3.Мораль басни служит для раскрытия: • А) характера героя ; • Б) главной мысли произведения ; • В) темы произведения
Слайд 29
4.Моралью басни «Волк на псарне» является: • А) утверждение справедливости борьбы с любыми захватчиками; • Б) осуждение глупости и тщеславия ; • В) поощрение хитрости.
Слайд 30
Проверь себя 1. Б 2. А 3. Б
Слайд 31
Домашнее задание «5» - выучить наизусть басню «4» - выразительно читать Раскрасить иллюстрации
Слайд 32
http://img-fotki.yandex.ru/get/5302/electromarine.96/0_45ba1_6e8bb9d1_orig слайд № 2 http://www.ljplus.ru/img4/g/o/gonza03/ezop.jpeg слайд №9 http://dictionaryproject.files.wordpress.com/2010/03/aesopportrait.jpg?w=278&h=419 слайд №9 http://s.bourdreux.free.fr/cabinet_Sigaud/chronologie/lafontaine.jpg слайд №10 http://dailygodot.files.wordpress.com/2008/10/nicolas_boileau1.jpg слайд №10 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/283/50283792_Sumarokov.jpg слайд №11 http://hemhitser.lit-info.ru/review/hemhitser/002/107.htm слайд № 11 http://www.all-art.org/literature/onegin/images/xydozniki/tr30.jpg слайд №11 http://mkrf.ru/upload/iblock/441/44103ec5bf8ff15c22722128a5ef3ee1.jpg слайд №12 http://i052.radikal.ru/1008/d0/c776636fb935.jpg слайд №14 http://s46.radikal.ru/i114/1008/7e/02b554a0df57.jpg слайд №15 http://www.cddc.vt.edu/gutenberg/1/9/9/9/19994/19994-h/images/i036_th.jpg слайд №16 http://2.bp.blogspot.com/_vYPIDwOMhm4/R5kVZ6Of1LI/AAAAAAAAHbs/zCFVdWvDSx8/s400/k anevskij004.jpg слайд №17 http://i053.radikal.ru/1008/e5/a1559e2719ff.jpg слайд № 18 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/965/33965023_1.jpg слайд №19 http://www.resume-bank.ru/photos/52/52433.jpg слайд №20 http://i057.radikal.ru/1001/c2/df0d273af414.jpg слайд №21 http://karavaev.ucoz.ua/_ph/11/2/337232911.jpg слайд №23 http://content.foto.mail.ru/mail/vele54/_blogs/i-143.jpg слайд №23 http://palekh.narod.ru/h/hodov/hodvm_40.jpg слайд № 24
Слайд 33
До новых встреч!

Полный текст материала Отражение народной мудрости в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» для 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Герасименко Вера Викторовна  Гервеви
04.04.2011 2 14966 2376

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК