Разработка урока по русскому языку для 7 кл. по теме "Причастие".
Учитель русского языка и литературы
Шашко Н.Л.
МОУСОШ № 73 им. А. Ф. Чернонога, г. Воронеж
Открытый урок по русскому языку в 7 «А» классе по теме «Причастие»
Форма урока: Интегрированный урок русского языка и литературы с
использованием компьютерных технологий.
Цель урока: 1) Обобщение знаний по теме «Причастие»;
Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике;
Воспитание бережного отношения к слову (устной и письменной).
Задачи урока: 1) Расширить знания учащихся о причастии;
2) Формирование навыков работы над текстом,
исследовательской деятельности; Оборудование урока: - Эпиграф к уроку;
репродукция картины Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском»;
2 компьютера (1 - для тестирования учащихся; 2 - для показа презентаций);
мультимедийный проектор;
тесты, карточки, сделанные самими учащимися;
Ход урока.
1) Организационный момент (запись числа, классная работа, эпиграф).
Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В. И. Даль.
2) Актуализация знаний учащихся:
а) Постановка цели и учебных задач урока
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, обобщим знания по теме «Причастие», продолжим работу над их практическим применением при употреблении причастий в письменной и устной речи, а также причастных оборотов. Одной из основных задач нашего урока является формирование навыков работы над текстом.
б) Итак,
прочитаем ещё раз слова В. И. Даля,
взятые эпиграфом к нашему
уроку.
Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Что значит «причастный»? (Имеющий непосредственное отношение к чему-нибудь).
Докажите, что В. И. Даль был прав, говоря так о причастии. Почему? Что называется причастием? (Признаки глагола и прилагательного).
А начнём мы наш разговор о причастии, конечно, с орфоэпических норм, которые каждый образованный человек должен соблюдать при употреблении причастий в устной речи. Кроме того, вы, как обычно на протяжении всего урока по очереди будете выполнять тест на компьютере. Ассистентом у меня сегодня будет Алёхин Владимир. Он мне будет помогать оценивать выполненный вами тест. А также по карточкам, сделанными вами, сегодня будут работать: Горлова, Вьючнова, Гаврилов.
- А теперь внимание на экран.
- Расставьте правильно ударение в словах: (Понявший, поднявший, уведомивший, заржавевший, начавший, принявший, принята, прибывший),
согнутый, пролитый, облегчивший, принудивший, умерший, заперта).
Следующий этап нашей работы - это работа над микротекстом. Но сначала вспомним, что такое причастный оборот и когда он выделяется на письме?
Итак, прочитайте предложения, записанные на экране.
Почему нельзя назвать это текстом?
В какой последовательности нужно расположить эти предложения, чтобы получился текст? (4, 3, 1, 2).
Прочитайте.
- Озаглавьте полученный текст. «Встреча друзей». Посмотрите на репродукцию картины.
Определите стиль текста (художественный)
Каков тип речи? (повествовательное описание).
Запишите его в тетрадь (Комментированное письмо со знаками препинания и вставленными орфограммами) - по одному предложению - ученики.
Последнее на доске.
Чем выражено сказуемое в третьем предложении? (краткое причастие).
Укажите способ связи предложений в тексте?
Как связаны 2 и 3 предложения, 3 и 4 предложения?
Встреча друзей.
А.
С. Пушкина, переведенного из южной ссылки
в Михайловское,
первым навестил его
лицейский друг Иван Пущин. Об этой
встрече
рассказывает нам картина,
нарисованная художником Н. Ге. На
ней
изображён поэт, воодушевлённый
чтением комедии «Горе от ума».
И.
Пущин,
уютно расположившийся в кресле и не
спускающий с него глаз, и старая няня,
восхищающаяся своим любимцем, внимательно
слушают
восторженное чтение. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, осложнено 3 причастными оборотами и однородными подлежащими).
Произведём синтаксический разбор последнего предложения.
Произведём морфологический разбор слова расположившийся
(действительное причастие, совершенный вид, прошедшее время, единственное число, мужской род, Именительный падеж).
- Произведём морфемный и словообразовательный разбор этого причастия.
- Найдите в тексте эпитеты - средства выразительности языка
(воодушевленный чтением, восторженное чтение, восхищающаяся своим любимцем).
Несмотря на достоинства причастий, совмещающих в себе «силу имени прилагательного и глагола», в устной речи они встречаются редко. Вот как об этом пишет А. С. Пушкин.
Прочитаем его слова в упражнении 157 страница 73.
А девочки у нас, работая над упражнением 158, анализировали тексты повестей «Станционный смотритель», «Метель» и сделали некоторые выводы. Послушаем их.
Татарченко Валерия «Станционный смотритель».
Шацких Екатерина «Метель».
- Итак, вывод, значит причастие - это книжная форма, и она является экономным способом выражения мысли, кроме того, причастия, обогащают речь, делают её яркой, образной, а сами являются выразительными средствами языка в художественных и публицистических текстах.
Итак, отдохнули. Работаем дальше.
Фронтальный опрос:
От чего зависит написание суффиксов действительных причастий настоящего времени? - ущ - ющ - ащ - ящ?
От чего зависит написание суффиксов страдательных причастий настоящего времени? - ом - ем - им?
Когда в отглагольных прилагательных и причастиях пишется одна и две -Н-?
Когда НЕ с причастием пишется слитно, а когда раздельно?
Запись домашнего задания (Резерв - упр. 156. стр. 72 /комментирование с места/). Еще раз контрольные вопросы стр. 70. Упр. 152 (не с причастиями).
Тест по теме.
Взаимопроверка. Ключи к тесту.
Итог урока.
Оценки за урок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шашко Нина Леонтьевна
→ Нина73 05.04.2011 5 4384 653 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.