Конспект урока по русскому языку для 8 класса "Изучение определённо-личных предложений на основе произведений А.С.Пушкина".


Учитель русского языка и литературы

Шашко Н. Л.

МОУСОШ № 73 им. А. Ф. Чернонога, г. Воронеж



Открытый урок русского языка.

Тема: «Изучение определенно - личных предложений на основе произведений А.С. Пушкина»

Форма урока: урок с использованием компьютерных технологий.

Цель урока:

1. Закрепление знаний по теме: «Определенно – личные предложения».

2. Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний на практике.

3. Воспитание бережного отношения к слову, понимание нравственных понятий «чувство долга, чести, достоинства» на примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи урока:

1. Расширить знания учащихся об определенно – личных предложениях.

2. Формирование навыков работы над текстом, исследовательской деятельности.

Оборудование урока:

1. Портрет А.С. Пушкина, репродукции картин по повести «Капитанская дочка».

2. Два компьютера.

3. Мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний учащихся: Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме: «Определенно – личные предложения», опираясь на произведения А.С. Пушкина. Кроме того, на протяжении всего урока вы как обычно будете выполнять тест по орфографии на ноутбуке. Ассистентом у меня будет ______________________, который этот тест выполнил на пятерку. Он мне будет помогать оценивать выполненный вами тест. А начнем мы наш разговор с правильного произношения глаголов, которые употребляются в определенно – личных предложениях. Внимание на экран.

  1. Расставим правильно ударения в глаголах (Включишь, включим, позвонишь, позвоним, обеспечим, балуешься, ободришь, облегчим, повторим, углубим, выздоровею, вручим, клонишь, откупоришь).

  2. Следующий этап нашей работы – это работа над микротекстом.

- прочитайте предложения, записанные на экране (1. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу обливаясь слезами. 2. Батюшка сказал мне. 3. Матушка в слезах наказывала мне береч… мое здоровье а Савельичу смотреть за дитятей. 4. Родители мои благосл…вили меня. 5. «Прощай Петр. Служи верно кому прис…гнешь: слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье (с)нову а честь (с)молоду.» 6. Надели на меня за…чий тулуп а сверху лис…ю шубу.).

- Из какого произведения данные предложения?

-Почему нельзя назвать эту запись текстом?

- В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

- Прочитайте получившийся текст.

- О чем этот текст? Определите тему.

- Какая фраза в этом тексте является главной для всей повести А.С. Пушкина?

- Что имел ввиду А.С. Пушкин, когда говорил здесь о чести? Только ли верность воинской присяге?

- Определите стиль текста (худ., обладает богатством синтаксических конструкций, средства выразительности).

- Определите тип речи (повествование, цепочка событий во времени, которая обеспечивается глаголами).

- Запишем текст в тетрадях (комментированное письмо).

- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

- Скажите, каким членом предложения является неопределенная форма глагола «беречь»? (дополнение).

- Приведите примеры словосочетания на способ связи согласования, управления, примыкания.

- Найдите в тексте средства выразительности языка (инверсия, пословица, ряд однородных членов, метафора).

- Найдите в тексте определенно – личные предложения. Чем выражено в них сказуемое?

- Что называется определенно – личными предложениями?

5. Работа с учебником.

- Из упражнения 206 стр. 95 выписать предложения №5, сделаем его синтаксический разбор.

Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве рассказывала мне старая калмычка.

  1. А сейчас послушаем сообщение Лазаревой Марии об использовании определенно – личных предложений в стихотворениях А.С. Пушкина.

  2. Определенно – личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. указывать на то, что действия производятся всеми, любым лицом. Эти предложения используются в пословицах, поговорках. Приведите примеры, в которых употребляются определенно – личные предложения (тише едешь – дальше будешь, за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь, любишь кататься, люби и саночки возить).

  3. Домашнее задание.

Закончить упражнение 205 и выписать из повести «Капитанская дочка» 10 определенно – личных предложений.

  1. Работа с тестом.

  2. Взаимопроверка тестов.

  3. Выставление оценок за урок.

  4. Итог урока.



Итак, мы видим, что определенно – личные предложения широко используются как в разговорной речи, так и в художественном стиле для создания непринужденности обстановки, образности и придания субъективности тексту.



Тест

«Определенно – личные предложения»

1 вариант.

1. Укажите неверное утверждение:

А) в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена;

Б) односоставные предложения могут быть распространенные;

В) в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов;

Г) односоставные предложения могут быть повествовательными, побудительными и вопросительными.

2. Сказуемое в определенно – личных предложениях может быть выражено:

А) только глаголом первого лица, единственного и множественного числа;

Б) глаголом прошедшего времени множественного числа;

В) глаголом третьего лица множественного числа настоящего времени;

Г) глаголом первого и второго лица единственного и множественного числа.

3. Укажите определенно – личное предложение:

А) Мне должно держать ухо востро;

Б) Цыплят по осени считают;

В) Сердце мое заныло;

Г) Красуйся, град Петров!

4.Среди сложных предложений укажите предложение, в котором одно из простых является односоставным:

А) Марья Ивановна взглянула на него и догадалась, что перед ней убийца ее родителей;

Б) Пугачев вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную;

В) «Швабрин сказа тебе неправду», - отвечал я с твердостью;

Г) Марья Ивановна рассказала мне все, что с нею случилось с самого взятия крепости.

5. Среди сложных предложений найдите предложение, в котором одно из простых – определенно – личное:

А) «Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?»;

Б) Пугачев толкнул дверь ногою, замок отскочил;

В) Чего я опасался, то и случилось;

Г) Хозяева наши почувствовали, что нам было не до них, и оставили нас.





Тест

«Определенно – личные предложения»

2 вариант.

1. Укажите неверное утверждение:

А) в односоставных предложениях второй главный член не нужен для понимания смысла;

Б) односоставные предложения не могут быть распространенные;

В) односоставные предложения могут быть повествовательными, побудительными и вопросительными;

Г) в односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главных членов.

2. Сказуемое в определенно – личных предложениях может быть выражено:

А) глаголом первого и второго лица, единственного и множественного числа;

Б) глаголом третьего лица множественного числа настоящего времени;

В) глаголом прошедшего времени множественного числа;

Г) только глаголом первого лица единственного числа настоящего времени.

3. Укажите определенно – личное предложение:

А) Друга узнают в несчастье;

Б) Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки;

В) Швабрин побледнел как мертвый;

Г) «Веди же меня к ней!».

4.Среди сложных предложений укажите предложение, в котором одно из простых является односоставным:

А) Я хотел ее проводить, но она попросила меня оставить ее одну;

Б) Она сначала колебалась: известное ей неблагорасположение отца моего ее пугало;

В) Швабрин стал искать у себя в карманах и сказал, что не взял с собою ключа;

Г) Пугачев вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную.

5. Среди сложных предложений найдите предложение, в котором одно из простых – определенно – личное:

А) Что тогда со мною стало – не помню;

Б) Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время;

В) «Вы властны требовать от меня, что вам угодно;

Г) «Так ты женат? – сказал я Швабрину, готовясь его растерзать.







КЛЮЧ К ТЕСТУ:

1 ВАРИАНТ

1 В

2 Г

3 Г

4 А

5 А



2 ВАРИАНТ

1 Б

2 А

3 Г

4 В

5 А




Полный текст материала Конспект урока по русскому языку для 8 класса "Изучение определённо-личных предложений на основе произведений А.С.Пушкина". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шашко Нина Леонтьевна  Нина73
09.04.2011 2 8994 1572

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК