Урок "Тема памяти о ВОв на примере стихотворения к.Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?"" для 6 класса


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №6 г. Сочи





План урока литературы:

ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ К. СИМОНОВА « ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ…»





Автор и составитель урока: учитель высшей категории Кожарова Ольга Ивановна.








г. Сочи 2011 год

Наш долг – сохранять память.


Цели и задачи урока:

  • Углубить устоявшееся представление о поэзии, проверить знания детей об интерпретации стихотворений и особенностях её построения.

  • На материале стихотворения показать связь истории и современности.

  • Воспитывать уважение к подвигу народа.

  • Развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.

  • Учить ребят логически мыслить, выделять главное.

  • Обучить приемам интерпретации стихотворения.

  • Развивать речь учеников.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока Слово учителя………………………………………………………………………………….3

  2. Вступительная беседа, ответы на вопросы…………………………………….3

  3. Анализ стихотворения К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»……………………………………………………………………………….3

  4. Проверка домашнего задания…………………………………………………………4

  5. Итог урока…………………………………………………………………………………………5

  6. Домашнее задание………………………………………………………………………… .5

Предварительное домашнее задание: подобрать стихотворения поэтов о Великой Отечественной войне, которые перекликаются со стихотворением К.Симонова, и объяснить, почему выбрали именно это произведение. Выучить стихотворение наизусть.


Наш долг – сохранять память…

  1. В. Лебедев-Кумач «Священная война» (аудиозапись).

На экране – слайд № 1 презентации к уроку

  1. Вступительное слово учителя.

Война - вселенский катаклизм. Она приносит людям горе и несчастье. (По М.Булгакову) В войне нет победителей и нет побежденных. Война – это всегда трагедия. Поэты всех времен писали о войне т.к. поэзия - самый оперативный и популярный жанр. И как бы предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, многие поэты писали о жестоких испытаниях, которые неизбежно несёт война Историю можно переписать, но нельзя отменить: делается она живыми людьми, чьи свидетельства по-прежнему бесценны.

III. Вступительная беседа, ответы на вопросы.

-Что мы знаем о военных годах?

- Какие сражения были самыми тяжёлыми?

-Почему В.Лебедев – Кумач назвал войну «священной»?

-Бывает ли вообще справедливая война?

- Какая война называется Отечественной?

Слайд № 2 презентации к уроку

Великая война 1941-1945 года - Отечественная война, но была ещё Отечественная война 1812 года, которая именно со Смоленска стала Отечественной, когда стар и млад поднялись на защиту своей страны. С этим местом у нашего народа связано много трагических воспоминаний.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением К.Симонова, рассказывающем о таких трудных моментах нашей истории.

IV. Анализ стихотворения К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» ( чтение стиха про себя, затем аудиозапись)

Слайд № 3 презентации к уроку



1. Анализ содержания.

-В чем суть стиха?

- Какую для себя главную мысль вы выделили?

- Что остановило взгляд?

2. Сформулируйте и запишите тезисы.

- что такое Родина в понимании героя;

- историческая память («как встарь повелось на Руси», «по русским обычаям»);

- тема единения народа в трудные минуты и.т.д.

3. Вторичное чтение произведения.

- Как вы понимаете слова стихотворения? О чём оно?

- Какие проблемы затронуты? (Записывать на доске все предложенные ребятами варианты).

- Выбрать самое, на ваш взгляд, главное и записать в тетрадь.

4. Работа над средствами выразительности.

- Какими словами автор пытается донести до нас свою точку зрения?

- Какие художественные тропы он использует? (запись в тетрадь).

- Что он хочет подчеркнуть, используя именно эти средства выразительности?

-Что еще привлекло ваше внимание?

5. Внутритемное и межтемное обобщение.

-Вспомните, с какими строками других стихов перекликаются строки стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»?

-Какие темы их объединяют?

Слайд № 4 презентации к уроку

- Ожидание – «Жди меня, и я вернусь…» К. Симонов.

- Разорение страны, горе народа – М. Исаковский «Враги сожгли родную хату…»

-Значение подвига простого русского солдата – Р.Рождественский «На земле…безжалостно маленькой…»

- Тема Родины – «Родина» К.Симонов.

- Тема памяти – Р.Рождественский «Реквием».

Слайд № 5 презентации к уроку

6. Прочитайте еще раз стихотворение К. Симонова. Запишите все, что почувствовали.

- Прочитайте, что получилось. Что ещё хочется добавить?

- Запишите то, что показалось вам важным из услышанного.

7. Промежуточный итог обсуждения. Прочитайте наизусть стихи, подобранные вами дома, которые затрагивают те же проблемы, что и стихотворение К.Симонова (по выбору учащихся). Почему именно это стихотворение было выбрано? Что в нем привлекло ваше внимание?

8. Личностное восприятие.

-Что почувствовали вы после прочтения стихотворения К.Симонова?

-На какие размышления натолкнули вас услышанные на уроке произведения?

-Каково ваше отношение к описываемым событиям?

9. Стихи военных лет, положенные на музыку (прослушать).

Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны…», М. Исаковский «В лесу прифронтовом» и др.(по выбору учителя, возможно «живое» исполнение)

- Почему столь разные произведения одинаково дороги русским людям?

- Чему они нас, сегодняшних, учат? О чем заставляют задуматься? О чем вспомнить?

-Почему до сих пор исполняются, хотя прошло столько лет?

V. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-О чём еще хотелось бы поговорить, что обсудить?

-Почему эпиграфом нашему уроку выбраны слова: «Наш долг – сохранять память»?

Слайд № 6 презентации к уроку

VI. Домашнее задание.

1. Закончить интерпретацию стихотворения.

2. Подумать, с какими произведениями музыки и живописи ассоциируется у вас стихотворение К.Симонова.

3. Устное сочинение «Что такое война?» или «Почему надо помнить уроки прошлого?»





























Использованные материалы:

1.Интернетресурсы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%2C%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5&stype=image

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М., Просвещение. 2002

3.Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 6 класс. М., Просвещение. 2001

4.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. 6 класс. Методические советы. М., Просвещение. 2003



9


Слайд 1
ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ К. СИМОНОВА « ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ…»
Слайд 2
Наш долг – сохранять память.
Слайд 3
Война - вселенский катаклизм. Она приносит людям горе и несчастье. В войне нет победителей и нет побежденных. Война – это всегда трагедия. Поэты всех времен писали о войне т.к. поэзия - самый оперативный и популярный жанр. И как бы предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, многие поэты писали о жестоких испытаниях, которые неизбежно несёт война Историю можно переписать, но нельзя отменить: делается она живыми людьми, чьи свидетельства по-прежнему бесценны.
Слайд 4
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Слайд 5
Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали:- Господ вас спаси!И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
Слайд 6
Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,
Слайд 7
По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.
Слайд 8
Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих.
Слайд 9
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их
Слайд 10
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела.
Слайд 11
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик..
Слайд 12
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим "Мы вас подождем!"- говорили чутьем, нам пажити. Ты помнишь, старуха сказала:"Мы вас подождем!"- говорили Родимые, леса. Покуда идите, мы вас подождем Ты знаешь, Алеша, ночами мне
Слайд 13
По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди.
Слайд 14
Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, Зато, горькую где я родился, За что наземлю, ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
Слайд 15
Слайд 16
ЧЕРЕЗ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА – ПОМНИТЕ…

Полный текст материала Урок "Тема памяти о ВОв на примере стихотворения к.Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?"" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кожарова Ольга Ивановна  986125
11.04.2011 10 17323 2551

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК