Слайд 1
ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ
О
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ НА МАТЕРИАЛЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
К. СИМОНОВА
« ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЕША,
ДОРОГИ
СМОЛЕНЩИНЫ…»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия №6 г. Сочи
План урока литературы:
ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ К. СИМОНОВА « ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ…»
Автор и составитель урока: учитель высшей категории Кожарова Ольга Ивановна.
г. Сочи 2011 год
Наш долг – сохранять память.
Цели и задачи урока:
Углубить устоявшееся представление о поэзии, проверить знания детей об интерпретации стихотворений и особенностях её построения.
На материале стихотворения показать связь истории и современности.
Воспитывать уважение к подвигу народа.
Развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
Учить ребят логически мыслить, выделять главное.
Обучить приемам интерпретации стихотворения.
Развивать речь учеников.
Ход урока:
Сообщение темы и цели урока Слово учителя………………………………………………………………………………….3
Вступительная беседа, ответы на вопросы…………………………………….3
Анализ стихотворения К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»……………………………………………………………………………….3
Проверка домашнего задания…………………………………………………………4
Итог урока…………………………………………………………………………………………5
Домашнее задание………………………………………………………………………… .5
Предварительное домашнее задание: подобрать стихотворения поэтов о Великой Отечественной войне, которые перекликаются со стихотворением К.Симонова, и объяснить, почему выбрали именно это произведение. Выучить стихотворение наизусть.
Наш
долг – сохранять память…
В. Лебедев-Кумач «Священная война» (аудиозапись).
На экране – слайд № 1 презентации к уроку
Вступительное слово учителя.
Война - вселенский катаклизм. Она приносит людям горе и несчастье. (По М.Булгакову) В войне нет победителей и нет побежденных. Война – это всегда трагедия. Поэты всех времен писали о войне т.к. поэзия - самый оперативный и популярный жанр. И как бы предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, многие поэты писали о жестоких испытаниях, которые неизбежно несёт война Историю можно переписать, но нельзя отменить: делается она живыми людьми, чьи свидетельства по-прежнему бесценны.
III. Вступительная беседа, ответы на вопросы.
-Что мы знаем о военных годах?
- Какие сражения были самыми тяжёлыми?
-Почему В.Лебедев – Кумач назвал войну «священной»?
-Бывает ли вообще справедливая война?
- Какая война называется Отечественной?
Слайд № 2 презентации к уроку
Великая война 1941-1945 года - Отечественная война, но была ещё Отечественная война 1812 года, которая именно со Смоленска стала Отечественной, когда стар и млад поднялись на защиту своей страны. С этим местом у нашего народа связано много трагических воспоминаний.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением К.Симонова, рассказывающем о таких трудных моментах нашей истории.
IV. Анализ стихотворения К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» ( чтение стиха про себя, затем аудиозапись)
Слайд № 3 презентации к уроку
1. Анализ содержания.
-В чем суть стиха?
- Какую для себя главную мысль вы выделили?
- Что остановило взгляд?
2. Сформулируйте и запишите тезисы.
- что такое Родина в понимании героя;
- историческая память («как встарь повелось на Руси», «по русским обычаям»);
- тема единения народа в трудные минуты и.т.д.
3. Вторичное чтение произведения.
- Как вы понимаете слова стихотворения? О чём оно?
- Какие проблемы затронуты? (Записывать на доске все предложенные ребятами варианты).
- Выбрать самое, на ваш взгляд, главное и записать в тетрадь.
4. Работа над средствами выразительности.
- Какими словами автор пытается донести до нас свою точку зрения?
- Какие художественные тропы он использует? (запись в тетрадь).
- Что он хочет подчеркнуть, используя именно эти средства выразительности?
-Что еще привлекло ваше внимание?
5. Внутритемное и межтемное обобщение.
-Вспомните, с какими строками других стихов перекликаются строки стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»?
-Какие темы их объединяют?
Слайд № 4 презентации к уроку
- Ожидание – «Жди меня, и я вернусь…» К. Симонов.
- Разорение страны, горе народа – М. Исаковский «Враги сожгли родную хату…»
-Значение подвига простого русского солдата – Р.Рождественский «На земле…безжалостно маленькой…»
- Тема Родины – «Родина» К.Симонов.
- Тема памяти – Р.Рождественский «Реквием».
Слайд № 5 презентации к уроку
6. Прочитайте еще раз стихотворение К. Симонова. Запишите все, что почувствовали.
- Прочитайте, что получилось. Что ещё хочется добавить?
- Запишите то, что показалось вам важным из услышанного.
7. Промежуточный итог обсуждения. Прочитайте наизусть стихи, подобранные вами дома, которые затрагивают те же проблемы, что и стихотворение К.Симонова (по выбору учащихся). Почему именно это стихотворение было выбрано? Что в нем привлекло ваше внимание?
8. Личностное восприятие.
-Что почувствовали вы после прочтения стихотворения К.Симонова?
-На какие размышления натолкнули вас услышанные на уроке произведения?
-Каково ваше отношение к описываемым событиям?
9. Стихи военных лет, положенные на музыку (прослушать).
Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны…», М. Исаковский «В лесу прифронтовом» и др.(по выбору учителя, возможно «живое» исполнение)
- Почему столь разные произведения одинаково дороги русским людям?
- Чему они нас, сегодняшних, учат? О чем заставляют задуматься? О чем вспомнить?
-Почему до сих пор исполняются, хотя прошло столько лет?
V. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-О чём еще хотелось бы поговорить, что обсудить?
-Почему эпиграфом нашему уроку выбраны слова: «Наш долг – сохранять память»?
Слайд № 6 презентации к уроку
VI. Домашнее задание.
1. Закончить интерпретацию стихотворения.
2. Подумать, с какими произведениями музыки и живописи ассоциируется у вас стихотворение К.Симонова.
3. Устное сочинение «Что такое война?» или «Почему надо помнить уроки прошлого?»
Использованные материалы:
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М., Просвещение. 2002
3.Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 6 класс. М., Просвещение. 2001
4.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. 6 класс. Методические советы. М., Просвещение. 2003
Автор: Кожарова Ольга Ивановна
→ 986125 11.04.2011 10 17323 2551 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.