Урок внеклассного чтения «Люблю праздник Первое сентября!» (По рассказу М. Москвиной «Осень моего лета»); 6-7 кл.
МАОУ «Базарно-Матакская средняя школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Разработка урока внеклассного чтения
( для учащихся 6-7 классов)
«Люблю праздник Первое сентября!» (По рассказу М. Москвиной «Осень моего лета».)
Разработал:
учитель русского языка и литературы
Горячева М. Г.
Тема: «Люблю праздник Первое сентября!» (По рассказу М. Москвиной «Осень моего лета».)
Цель:
познакомить учащихся с жизнью и
творчеством М. Москвиной; выявить
идейно-художественное своеобразие
рассказа «Осень моего лета»; отработать
умения и навыки работы с текстом;
развивать
умение анализировать, выделять главное,
доказывать, разрешать проблемы;
воспитывать
интерес к чтению; развивать нравственные
качества учащихся: любовь к школе,
благодарность учителям; воспитывать
чувство коллективизма;
вырабатывать
навыки общения.
Эпиграфы:
Всему начало здесь…
Н. А. Некрасов.
Если человек прочёл хоть одну мою книжку, он знает обо мне всё!
М. Л. Москвина.
Ход урока.
(Звучит песня «Детство» как фоновый материал.)
I.Вступительное слово учителя.
Любите ли вы праздники?
А какие праздники самые любимые?
Первое сентября, по-вашему, - это праздник?
За что вы любите Первое сентября? Что вам дарит этот праздник?
Расскажите, как он обычно проходит.
(Демонстрируется слайдшоу фотографий школьных праздников.)
Ясное сентябрьское утро. В воздухе пахнет прелыми листьями и уходящим летом. На душе тихая грусть и лёгкое беспокойство. Хочется жить и жить: начать новые тетради, новый дневник для хороших и только хороших оценок, завести новые полезные привычки, позвонить старым друзьям и непременно заиметь новых. Всё новое в этот день: новая форма, новый портфель, новые знания, новые интересы. И вместе с тем – всё повторяется. Просто день такой. Первое сентября.
Сегодня мы узнаем, каким был этот день для главного героя рассказа М. Москвиной «Осень моего лета».
Итак, тема урока – «Люблю праздник Первое сентября!»
Мы познакомимся со страницами жизни и творчества яркой современной писательницы М.Л.Москвиной, услышим её рассказ «Осень моего лета», выявим его своеобразие и, надеюсь, откроем для себя новое имя на литературном небосклоне, и произведения Москвиной займут достойное место на нашей книжной полке, а герои её рассказов – в нашем сердце.
Обратимся к эпиграфам. В конце занятия вы скажете, как они перекликаются с темой урока.
II.Сообщение учащегося о Москвиной.
(Демонстрируются фотографии писательницы.)
Материал для сообщения.
Марина Львовна Москвина родилась в Москве в 1954 году. Работала в периодической печати, десять лет вела авторскую программу «В компании М.Москвиной» на радио «Россия». Делала авторские документальные фильмы для телевидения, руководила творческой мастерской в Союзе писателей и Институте современного искусства.
Дебютировала как автор книг для детей. По её сценариям снято шесть мультфильмов, один сюжет для «Ералаша».
За рассказ «Моя собака любит джаз» Москвина получила Международную премию Андерсена, ещё она удостоена премии имени Катаева и премии журнала «Дружба народов».
Талантлива во всём: пишет рассказы, рисует картины, мастерски фотографирует, вяжет удивительные свитера, своими руками создаёт кукол.
Почему Москвину называют «человеком без берегов»?
III.Чтение учителем рассказа «Осень моего лета».
IV.Анализ рассказа.
Чем необычен рассказ?
Расскажите о главном герое. Каким вы его видите?
Обозначьте тему рассказа.
Какова идея?
Перечислите проблемы, которые поднимает автор.
День первое сентября. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? Первое сентября – это что?
(Цветы, подарки, новая форма, внимание, встречи, хорошее настроение…)
Составим кластер.
Проверим, всеми ли атрибутами этого праздника располагает герой?
Отдельно поговорим о подарках и их «подтекстах».
(Фонарик – учись!
Туфли – носи!
Набор юного слесаря – трудись!
Портрет Шварценеггера – радуйся! Только этот подарок для души, только он вызывает у героя радость.)
Мы видим, что не всё сложилось в то утро у Андрюхи так, как хотелось. Неприятности преследуют героя. Как он на них реагирует?
(Он только раз сетует отцу, почти не обращает на них внимания, они его не особенно беспокоят.)
Почему герой принимает всё: и радости, и огорчения?
(Он любит жизнь, очарован каждым её мгновением.)
И сама Москвина говорит: «Когда у меня хорошее настроение – всё хорошо; когда у меня плохое настроение – тоже всё хорошо.»
Какими Андрюха находит друзей?
(«Раздались вширь, вымахали.»)
Что чувствует он при встрече с товарищами?
(Радость, гордость и сожаление…учитель физкультуры не видит!)
Как Андрюха относится к учителям? Используйте текст.
(С уважением, добротой, благодарностью. Учитель физкультуры – настоящий учитель; у трудовика руки мозолистые – добрый, за всех трудится, а сердце у него больное, слабое; Виталий Павлович по русскому – учитель от бога; клетчатая тётечка, англичанка, - добрая, но строгая.)
Снижают ли ироничные замечания Андрюхи («весь в чёрных волосиках», «некультурная, в носу ковыряет») образ учителя?
(Нет, это проявление юношеского максимализма – учитель должен быть идеальным. Но идеальных нет, учителя – живые люди, со своими недостатками и достоинствами, а не отвлечённые схемы.)
Обратимся к тексту. Прочтите приветственные речи. Они обычны или чем-то отличаются от тех, что слышите вы первого сентября?
Так почему герой заплакал?
(«А я плакал то, что кончилось лето.»)
Прокомментируйте фразу.
(Праздник уже кончился, так как закончилось утро праздника, подошла к концу линейка. Впереди – будни. А лето, как и праздник, безвозвратно ушло.)
Найдите ошибку в последнем предложении текста. Почему Москвина, грамотный писатель, с профессиональным образованием, употребляет фразу с ошибкой? Ваши версии?
(С одной стороны, она хочет передать особенности речи мальчика - это разговорный стиль, детская речь. С другой стороны, эту фразу можно рассматривать и как средство художественной выразительности: плакать то (горе, печаль, беду ). Москвина этой фразой подчёркивает не причину слёз, а размеры утраты, постигшей мальчика.)
А что это за утрата? Только каникулы? Но ведь это не последние каникулы в его жизни. И он это понимает. В чём же кроется причина его слёз?
(Наступила минута прозрения, взросления.
С детством расстаться всегда очень трудно.
Белый кораблик уплыл – не вернёшь…)
Каков финал? Что ждёт Андрюху?
(Финал открытый. Впереди – следующая полоса. Он на пороге новой жизни, и этих перемен он боится. Первое сентября – точка отсчета, момент подведения каких-то итогов. Речи сказаны. Звонок отзвенел. Будни начались. А с ними и трудности. Но он всё преодолеет. У него есть характер и поддержка: родители, друзья, учителя. И значит, всё только начинается.)
Обратимся к названию. Чем необычен заголовок? Как вы его понимаете?
Какой аудитории вы адресовали бы это произведение?
Вернёмся к эпиграфам. Как они связаны с темой урока?
V. Заключительное слово учителя.
Все мы родом «из детства», из школы. В душе каждого взрослого, кем бы он не был, есть уголок, где живёт маленький ребёнок, мальчик или девочка. Этот уголок – школа. И каждый взрослый человек первого сентября испытывает не только радость праздника, но и грусть по ушедшему детству.
Каждый из вас довольно скоро окажется перед выбором. Вы перевернёте школьную страничку и начнёте с белого листа… Мне хочется, чтобы вы вспоминали школу с теплотой и любовью. Всегда. Школьная пора прекрасна. Она, как часть детства, всегда с вами и никогда к вам не вернётся. Вспоминайте школу без обиды и горечи. Это место, где вас любят, ждут и вам всегда рады.
Теперь закройте глаза, перелистайте дневник воспоминаний и расскажите о каком- либо событии из вашей школьной жизни.
Итак, начнём…
Домашнее задание.
Подготовить устное сочинение на одну из предложенных тем:
Моё отношение к школе.
Будни и праздники в моей школьной жизни.
Если мы так любим школу, то почему не хотим учиться?
Я предлагаю вам коллективное творческое дело – составить сборник «Школьные истории». Каждый из вас должен написать свою страничку, нарисовать свой рисунок. И все вместе мы напишем книгу о нас, о школе… Когда-нибудь вы закончите обучение, разлетитесь по разным уголкам нашей страны, получите профессию, будете работать. Однажды вы придёте в свою школу, сядете за парту, перелистаете эту книгу, всё вспомните и опять побываете в детстве.
А сейчас музыкальный подарок – в исполнении ваших одноклассниц звучит песня «Школа».
(Демонстрируется слайдшоу фотографий школьных праздников.)
Литература:
М.Москвина. Моя собака любит джаз, или Жизнь и приключения милиционера Караваева. – М,: Гаятри, 2007.
М.Москвина. Учись видеть. – М,: Гаятри, 2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горячева Марина Григорьевна
→ naimar 22.04.2011 2 7006 454 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.