Урок русского языка для 5 класса "Части речи"
МОУ Калаисская сош
Части речи в русском языке.
(Урок – игра в 5 классе
по учебнику С. И. Львовой)
Козлова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
2 квалификационный категории
МОУ Калаисской сош,
Кирсановского района,
Тамбовской области
с. Калаис
Цели урока:
Образовательные: познакомить с предметом изучения морфологии, с тремя группами частей речи;
выработать умение различать части речи по вопросам и значению, работать над пониманием смысла нового правила и его практического применения;
закрепить умение работать по словесной инструкции и алгоритму;
Развивающие: развитие коммуникативных навыков;
Воспитательные: воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование:
● наглядное пособие: игра «По грибы»;
● рисунки неодушевлённых и неодушевлённых предметов;
● интерактивные игры «Анаграммы», «Мешки со словами»;
● картина с изображением зимнего пейзажа.
Используемые ресурсы:
● Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Ч. 1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С. И. Львова, В. В. Львов. – 6-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2009. – 216 с. : ил.
● Павлова Н. С. Учение с увлечением. Игровые технологии и нестандартные уроки русского языка: Метод. пособие/ Под общей ред. С. В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры гуманитарных и социально – экономических дисциплин ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. – 82с.
● CD-диск «Уроки русского языка, 5-6 классы».
● карточка со словами.
● Перекидной календарь на 2010год «Времена года» (изображение зимнего пейзажа).
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, с помощью чего у людей происходит общение? (С помощью языка, речи.) Какая бывает речь?(Устная и письменная.) Из чего она состоит?(Из слов.)
Правильно. А сейчас… (На доске карточка со словами.)
Вы вниманье напрягите и на строчки поглядите.
Что ж заметить здесь могли?
Отвечайте, знатоки!
Повнимательнее будьте!
И тогда поймёте вы,
Что же ждёт вас впереди.
Лес, вода, избушка, снег.
Тает, кружится, глядит, идёт.
Белый, долгожданный, зелёный, пушистый.
Так что же вы заметили? (В первой строке записаны слова, обозначающие предмет. Во второй – слова, обозначающие действие предмета. В третьей – слова, обозначающие признак предмета.)
Ребята, если вы любите литературу и много читаете прозаических и стихотворных произведений, то вы найдёте в этих строчках начало стихотворения И. Сурикова. (Белый снег пушистый,//В воздухе кружится…)А вы помните название этого стихотворения?
Введение в тему.
Учитель: Молодцы! Итак, ребята, вы знаете, что у каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие – действие предмета, третьи – признаки предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется части речи. Давайте запишем это как тему нашего урока в тетрадь.
Изучением слова как части речи, особенностей образования форм и их признаков (рода, времени и др.) занимается морфология.
Морфология – от греч. morphe «форма» + logos «учение», «наука».
Чтение § 18.
Игра «Анаграммы» (CD - № 3).
Перед вами пять слов, в которых буквы поменялись местами. Восстановите слова (перемещая буквы). Все слова объединены темой: Части речи.
А |
И |
Ц |
Ч |
Т |
А |
С |
|
||||
Л |
А |
О |
Л |
Г |
Г |
|
|||||
Д |
О |
Р |
Л |
Г |
П |
Е |
|
||||
М |
Е |
М |
Е |
Ж |
Т |
И |
Е |
О |
Д |
||
Е |
Н |
И |
А |
Р |
Е |
Ч |
|
Повторение изученного в начальных классах.
Учитель: Какие части речи вы изучили в начальных классах?(Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие.)
Насколько хорошо вы знаете эти части речи нам поможет узнать игра «По грибы».(Проводится игра: дети берут лукошко, снимают гриб, выполняют задание и кладут гриб в лукошко, если задание выполнено верно.)
1-ый гриб: Четвёртый лишний:
А) ручка, лампа, зелёный, мяч;
Б) красный, держать, лёгкий, сладкий;
В) озеро, рисует, говорит, светит.
2-ой гриб: Найдите имена существительные среднего рода.
Ночь, юг, восток, год, секунда, море, смех, поле, радость, зеркало, ущелье, дочь, несчастье.
3-ий гриб: Укажите род имён прилагательных.
Гибкий прут, интересная книга, глубокое озеро, весенняя капель, любимая работа, гладкий лёд, редкий лес.
4-ый гриб: Найдите местоимения, укажите их лицо.
Навстречу солнцу и весне
и он, и ты, и я
идём сегодня по земле
как дружная семья.
5-ый гриб: От имён существительных образуйте глаголы неопределённой формы.
Зелень-….
Свет-….
Крик-….
Погрузка-….
Поливка-….
Корм-….
6-ой гриб: На какие вопросы отвечают наречия? Найдите их в предложениях.
Далеко блестели огоньки. Издали доносился шум моря. Сегодня шёл сильный снег.
Физкультурная минутка.
Мы писали, мы читали,
Наши глазки подустали.
Отдых сделаем сейчас
Для красивых ваших глаз.
Посмотрите вверх и вниз,
Вдаль и вблизь опять всмотрись.
Повторим ещё разок
И продолжим наш урок.
Работа с учебником.
● Упражнение 267 (примеры берутся из упражнения 268).
● Чтение рубрики «Знайте и применяйте» (стр. 102).
Игра «Мешочки со словами».
Распределите слова по трём мешочкам: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Лишних 4 слова.
Бегать, машина, кровать, река, осень, яркий, синий, мешать, свой, ничей, красивый, вентилятор, буква, спортсмен, трава, оценка, бег, осенний, вьются, работают, умные, жёлтый, три, лошадь, пятнадцать.
Игра «Одушевлённое - неодушевлённое».
Доска поделена на две части: одушевлённое – неодушевлённое. Рисунки с изображением предметов учащиеся с помощью магнитов распределяют по этим столбикам.
(Приложение1.)
Творческое задание на закрепление полученных знаний.
На доске картина с изображением зимнего пейзажа (Приложение2).
Учитель: Что изображено на картине?(Зимний пейзаж.) Какие предметы вы видите?(Дети называют, учитель записывает.) К какой части речи относятся эти слова?(Ответы детей.)
А сейчас я зачитаю стихотворные строчки, а вы самостоятельно в тетрадях заполните таблицу: существительные, прилагательные, глаголы.
Стоит на улице мороз.
Деревья серебристые.
И люди кутают свой нос
В воротники пушистые.
Итог урока. Оценки за урок.
Домашнее задание.
§ 18, упражнение 271.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козлова Татьяна Михайловна
→ КТМ2 27.04.2011 3 6989 815 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.