Урок- КВН русского языка "Фразеологизмы" для 6 класса


Урок русского языка для 6 класса


«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»


Куничник Марина Владимировна

МОУ: СОШ п. Горноправдинск


Цели урока: Знакомство с фразеологизмами и их этимологией; дальнейшая работа над культурой речи; расширение интеллекта учащихся.

ТСО: оформление доски к уроку (эпиграф); юмористические рисунки, созданные на основе неверно понятых фразеологизмов.



Эпиграфы: Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П. Вяземский


Чем богаче язык выражениями и оборотами,

тем лучше для искусного писателя.

А. Пушкин


Учитель: В начале раздела ''Лексика'' мы узнали, чем занимается фразеология. Вспомните, чем?

Ученики: ФРАЗЕОЛОГИЯ изучает значение, происхождение и употребление в речи фразеологизмов.

Учитель: Темой нашего урока и являются фразеологизмы.

Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний. Пример: лес, осенний лес; дуб, могучий дуб. Но в какой-то момент, когда в этом возникает необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания – фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Их лексическое значение надо искать не в каждом слове по отдельности, а во всем фразеологизме в целом.

Сценка ''Три загадки'' (разыгрывается учениками, приготовленными заранее).

Поссорились на переменке ребята, один кричит:

  • Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

  • Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный. А они на него напустились:

  • Все следишь! Наверное, и спишь с закрытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

  • Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

  • Какие еще загадки? – удивились ребята.

  • А вот какие, слушайте. Где раки зимуют.

Из кожи вон лезет.

Спит с открытыми глазами.


Учитель: Давайте, ребята, отгадывать загадки. Что означают эти выражения?

Ученики объясняют лексическое значение этих выражений: «показать, где раки зимуют» - проучить, жестоко наказать кого-либо, «из кожи вон лезть» - очень

стараться, «спать с открытыми глазами» - следить за кем-то.

Учитель: Интересно происхождение фразеологизма ''из кожи вон лезть'', оно связано с огромными усилиями змей, которые сбрасывают старую кожу.

А теперь я предлагаю подумать и записать в тетрадь фразеологизм про крепкую дружбу двух людей. (Дети записывают в тетради «водой не разольешь» и отвечают). Однако есть слова, существующие отдельно: вода, разлить, не. Вот ваше следующее задание: соберите слова и составьте в тетради фразеологизм из записанных на доске слов как, провалиться, земля, сквозь. Каково его лексическое значение? (Дети отвечают, что как сквозь землю провалиться значит исчезнуть неизвестно куда). Выходит, с лексическим значением подобных устойчивых сочетаний происходит что-то необычное. Что же? Какой следует вывод?


Ученики: Слова теряют прежние свои значения, становясь фразеологизмом.

Учитель предлагает записать в тетрадь фразеологизмы и их толкование: висеть на волоске, золотые слова ('быть близким к опасности, к срыву', 'прекрасные, верные слова').


Учитель: Важно ли лексическое значение отдельных слов фразеологизма? Нет,

Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

Запись учеником на доске и в тетради под диктовку:

1.Огромный плот плывет по течению.

2. Вы лентяй и потому плывете по течению.

В каком предложении сочетания слов устойчивые, неделимые обороты речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова? Смысл фразеологизма плыть по течению? (Пассивно подчиняться обстоятельствам).

Задание: Доскажите стихотворения и вместе с тем отгадайте фразеологизмы.

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек.

И так устали мы с дороги,

Что еле ………………….. (волочили ноги)

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто ……..

Ребята слушать их не станут,

От этой песни ……….(уши вянут)

Что значат фразеологизмы еле ноги волочить, кто в лес, кто по дрова, уши вянут?

Ответы детей: 1. – очень устать, 2. – петь, говорить вразнобой, 3. – невозможно слушать.


Учитель: Что мы делали? Заменяли фразеологизмы синонимами. Синонимами фразеологизмов могут быть не только слова, а и целые фразеологические обороты.

Задание: Записать в тетрадь синонимичные фразеологизмы к бить баклуши (валять дурака, ворон считать, лодыря гонять); и был таков (и след простыл, как в воду канул, как ветром сдуло, как сквозь землю провалился, поминай как звали, только его и видели).

Учитель демонстрирует книги: «Учебный фразеологический словарь» Быстровой Е. А., словарь ''Крылатые выражения'', ''Толковый словарь'' Ожегова и др.. Объясняет, что в них можно отыскать информацию о значениях фразеологизмов, а также и об их происхождении. Добавляет, что толковые словари дают информацию только о самых известных устойчивых словосочетаниях.

Учащимся предлагается подумать и сказать о том, какую роль в русском языке играют фразеологизмы.

Ответы учеников: 1.Они украшают нашу речь.

2. Делают нашу речь выразительной, образной.


Учитель :Чем богаче словарный запас, тем ярче выражает человек свои мысли.

Где же в русской речи в жизни мы можем встретить, слышать фразеологизмы?

Ученики: 1. В разговорной речи.

2. В журналах и газетах

3. В речи дикторов телевидения и ведущих радиопередач.

4. В художественных произведениях.

Учитель приводит примеры из художественных произведений:

Все чувства в Ленском помутились,

И молча он повесил нос. (Пушкин А. ''Евгений Онегин'')

На край земли, быть может, еду

А, может, только до Читы. (Твардовский А.)

''Когда тебе надо, ты только говори, я тебе все объясню в два счета''. (Носов Н.)

Но не каждый фразеологический оборот может быть употреблен в повседневной разговорной речи. Запишите только те фразеологизмы из названных мной, которые мы используем в речи повседневной: вот где собака зарыта, авгиевы конюшни, закидывать удочки. Удивит ли нас такое сообщение ведущего ''Новостей'': ''Условия были неприемлемыми, и террористов отправили к черту на кулички''. Безусловно, подобных заявлений мы не услышим.

Откуда же взялись фразеологизмы? Где их источники? Обратим внимание на эпиграф урока. Фразеология – сокровищница и ценность любого языка. В ней, как в зеркале, отражаются история и культура народа, многовековой опыт трудовой и духовной деятельности. Во фразеологизмах отражается и сам язык. Наряду с современными словами встречаются и древние слова-реликты. Пример: Беречь как зеницу ока. Устаревшие слова око (глаз), зеница (зрачок). Некоторые фразеологические обороты произошли из песен, сказок, литературных произведений. (Заранее подготовленные ребята читают наизусть фрагменты басен Крылова И.А. «Лебедь, рак и щука», «Свинья под дубом» и др. Другие возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями: Раз маху дашь – год не справишься. Мелко плавать – дно задевать. Третьи связаны с мифологией и реальными историческими событиями: Авгиевы конюшни – запутанное дело; как Мамай прошел – беспорядок или пустота.

А теперь, ребята, обратимся к истории происхождения некоторых фразеологических оборотов. Несколько учеников заранее получили задание рассказать об этом (Готовясь, ученики пользуются словарями, учитель проверяет).

Лодыря гонять

Бить баклуши

Знать назубок

Кашу заварить

Лезть на рожон

На лбу написано

Перемывать косточки

Как пить дать

Тянуть канитель

Пересолить, уйти несолоно хлебавши.


В промежутках ученикам показываются забавные рисунки по фразеологизмам, загадываются загадки из нескучного учебника Г.Александровой ''Занимательный русский язык''.


Домашнее задание: подобрать и записать в тетрадях наибольшее количество фразеологизмов с общим для них существительным 'нос' (повесить нос и др.), 'глаз' (хоть глаз выколи и др.), 'язык' (прикуси язык и др.)

Выучить по учебнику параграф о фразеологизмах. Желающие ребята могут сами создать комические рисунки на основе фразеологизмов.

В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.


Список используемой литературы:

Александрова Г. ''Занимательный русский язык. Нескучный учебник' – С-Петербург, 1998.

Энциклопедия ''Я познаю мир. Русский язык.'' – М., 1998.

Учебный фразеологический словарь русского языка. Быстрова Е.А. и др. – М., 1997.

Этимологический словарь. Волина В. – М., 1997.

''Русский язык'' Учебник для 6 класса под ред. Шанского Н. М. – М., 2002.















































Полный текст материала Урок- КВН русского языка "Фразеологизмы" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куничник Марина Владимировна  kunichnik
02.05.2011 2 7055 983

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК