Литературно-музыкальная гостиная "Романсы, романсы, романсы..."
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия иностранных языков» г. Ухты
Сценарий
литературно-музыкальной гостиной
«Романсы, романсы, романсы…»
Авторы Серова М., ученица 8 класса
Галынская Ю., ученица 8 класса
Фомина В., ученица 8 класса
Руководитель О.И.Сметанина, учитель
русского языка и литературы
2011г.
1
вед.
Воспоминанье
о романсе...
Не в том ли он саду звучал?
И
музыкант, играя нежно,
Нас долгим
взглядом провожал.
И лето нам тепло
дарило,
Струился томно лунный
свет...
Как ты мечтательно красива,
И
впереди у нас рассвет!
2
вед.
Нам
всё казалось в жизни просто.
Твои
влюблённые глаза
Мне говорили: "Всё
прекрасно!
И мы с тобою навсегда!"
И
нам казалось: счастье рядом,
И друг
от друга не таясь,
Мы медленно идём
по саду,
И тот романс звучит для нас!
3
вед.
Но
время пронеслось стрелою -
Мы друг
от друга далеки.
Давно не виделись с
тобою,
И тот романс уж не звучит.
Нас
закружило, разбросало,
И вместе нам
уж не пройтись.
А счастье было где-то
рядом,
Я снова вспомнил тот мотив!
4
вед.
Воспоминанье
о романсе...
Да, в этом он саду звучал!
И
музыкант, играя нежно,
Нас долгим
взглядом провожал.
Я вновь забрёл
сюда случайно,
И вспомнил, что было
давно:
Сад городской, романс
печальный...
Как жаль, что всё это
прошло!
5 вед.
Виденья
старого романса
Воображение рисует,
В
руках послушная гитара
Тоскует,
плачет и ревнует.
Она вздохнет светло
и нежно,
И легким ветерком повеет,
И
воспарит над вечной бездной-
Надеждой
и теплом согреет.
А то с томленьем и
со стоном,
Со страстью, болью и
тоскою
Вдруг отзовется гулким
звоном...
И что-то станется с тобою.
1 вед. Русский романс… Сколько очарования в нем! Как заставляет он нас слушать не дыша! В какие дали, в мир каких страстей и переживаний уносит он неравнодушного слушателя! Сколько тайн за его строками и удивительной музыкальностью!
2 вед. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады снова видеть вас в нашей гостиной. Сегодня вы услышите прекрасные произведения поэтов и композиторов разных веков. Но главным героем нашего вечера будет русский романс.
3 вед. Пусть вас согреет сегодня неугасимый огонь романса, который на протяжении нескольких столетий передается от сердца к сердцу. И пусть сегодня сердце с сердцем говорит.
Видеоролик Нини Бригвадзе «Романс о романсе»
2 вед. Родиной романса является средневековая Испания. Именно там в 13-15 веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов-трубодуров исполнялись на родной романском языке. Отсюда и пошло название «романс».
3 вед. В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но постепенно его приняли и как музыкальное произведение.
1 вед. В 18 веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве. Первоначально романс возник в дворянской среде и носил салонный характер, но постепенно он получил широкое распространение в различных слоях общества. Так появляются усадебный, городской, мещанский, цыганский романсы. Романс стал одним из выдающихся явлений отечественной культуры.
2 вед. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и умиряющий, целительный и хрупкий… О романсе можно говорить очень много - неисчерпаем он в своей глубине и богатстве. А можно молча внимать ему, ибо в тишине и безмолвии обретается и постигается его таинственный смысл и сила, и звучит его голос.
Видеоролик из кинофильма «Жестокий романс»
«Любовь волшебная страна»
1 вед. Романс неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса.
2 вед. К середине XIX века прослеживаются два вида романса — “профессиональный” и бытовой. Первый создавался профессиональными композиторами на стихи известных поэтов. В основе романсов Франца Шуберта лежит поэзия Иоганна Гете, творчество Роберта Шумана связано с произведениями Генриха Гейне, Михаил Глинка писал романсы на стихи Александра Пушкина, Петр Чайковский — на стихи Алексея Толстого, Николай Римский-Корсаков — на стихи Аполлона Майкова. Второй вид романса родился в народной среде. Эти два вида романса — профессиональный и бытовой — не были изолированы, а напротив, обогащали друг друга.
3 вед. Характерным для музыкально-поэтической культуры нашей страны был городской романс. Произведения этого жанра — “Утро туманное, утро седое”, “Мой костер в тумане светит”, “Гори, гори, моя звезда” — создали талантливые композиторы и известные поэты. В начале ХХ века городской романс становится неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры.
1 вед. У романса нет «тем», у него есть только одна тема – любовь. А все остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – все это присутствует в романсе только в той мере, в какой это связно с темой любви.
3 вед.
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить.
1 вед. Необыкновенно проникновенный, раскрывающий чувства человека романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.
2
вед.
Однажды
в Царском Селе, на площади перед дворцом,
проходил парад, которым царь остался
недоволен. Последовало приказание: ни
одного офицера из полка в Петербург не
отпускать. Это было похоже на арест.
Изнывая от скуки, гусары решили пригласить
к себе цыганский хор. Всю ночь звучали
песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах
звенели гитары.
3
вед.
Забрезжил
рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё
вокруг покрыл пушистый снег...
—
Как красиво, как хорошо, — сказал один
из офицеров. — Утро туманное, утро
седое... Замечательно написал Тургенев...
И он стал тихо
напевать знакомые строки. Аккорды
сменяли друг друга. Рождалась мелодия.
Сначала вполголоса, затем всё громче
вторил певцу хор цыган. Так на рассвете
морозного утра родилась мелодия романса
“Утро туманное”.
Видеоролик на романс
«Утро туманное»
3 вед. В основе романса «Утро туманное» лежит стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге», посвященное Полине Виардо – француженке, одной из самых замечательных женщин 19 века. А гусар, сочинивший для него мелодию – Эраст Агеевич Абаза, одарённый музыкант-любитель, друг знаменитого писателя.
1 вед. Великолепная певица, умная, разносторонне одаренная, хотя и не очень красивая (Великолепно безобразна! – воскликнул, увидев ее, один из современников), она была дружна со многими знаменитостями своего времени. Ференц Лист давал ей уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой была знаменитая французская писательница Жорж Санд, написавшая с неё свою Консуэло. Французский поэт и драматург Альфред де Мюссе страстно влюбился в неё, когда она была совсем юной, сразу разглядев в ней блестящий талант, ум и образованность, сделал ей предложение, но получил отказ. Фридерик Шопен ценил её не только как певицу, но и как композитора. Полина Виардо для многих стала в каком-то смысле символом женского совершенства.
2 вед. Ей посвящали стихи Алексей Плещеев, Владимир Бенедиктов, Аполлон Григорьев. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева.
3
вед.
Письма
Тургенева к Виардо - чудесный роман
любви, длившийся почти сорок лет.
Настроение романса стало восприниматься
как главное настроение этой любви. Тоска
и горечь наполняли душу писателя в его
странствиях за певицей по Европе.
3 вед.
Ты
меня на рассвете разбудишь,
Проводить
необутая выйдешь.
Ты меня никогда не
забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
1 вед. Эти строки Андрея Вознесенского из поэмы «Авось!» стали лейтмотивом современной рок-оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова. А романс «Я тебя никогда не забуду» - самое проникновенное произведение о подлинной любви, которой не страшны расстояния и время.
2 вед. Сюжет поэмы (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско.
3 вед. Рок-опера рассказывает о судьбе русского графА Николая Резанова, который, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось».
1 вед. В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Федерико. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец — и это событие становится роковым в их жизнях.
2 вед. Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет — с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в келье монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.
3 вед. А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.
Видеоролик из рок-оперы «Юнона и Авось»
«Я тебя никогда не забуду»
3 вед. В начале ХХ столетия романсы были чрезвычайно модны. Композиторы — известные и только начинающие — считали для себя большой честью, когда их произведения исполняли известные в тот период исполнители романсов. Поэтические тексты романсов сочиняли для них Анна Ахматова и Александр Блок, Сергей Есенин и даже Владимир Маяковский. Их тексты и ноты предприимчивые дельцы издавали огромными тиражами, но продавали по доступной цене. Ноты романсов, поэтические строки распространяли почтальоны и даже… печники и трубочист
1 вед. Многие из этих романсов со временем забылись, о них нынче даже не вспоминают. Но другие, наиболее яркие и талантливые пленяют и сегодня лирическим настроением и правдивостью передаваемых чувств. Одно из таких произведений романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» Николая Ивановича Харито, яркого поэта, композитора, исполнителя начала 20 века.
Видеоролик Валерии
«Отцвели уж давно хризантемы в саду»
1 вед. Романс “Отцвели уж давно хризантемы в саду”, который Николай Иванович Харито написал в 1910 году, сразу же обрел популярность. Первое его название — “Хризантемы”, потом “Отцвели уж давно”, и только затем он стал называться по полной строке текста.
2 вед. Романс родился в Киеве, осенью, когда город утопал в любимых цветах Николая Харито — хризантемах. Первым исполнителем произведения был автор. Он — душа любого общества — приковывал внимание слушателей искренностью чувств и проникновенным лиризмом исполнения. Романс сразу стал знаменит. Этому способствовал и кинофильм “Хризантемы” с участием известных в то время актеров, поставленный в 1913 году, — тогда множество кинолент снималось по сценариям, написанным на сюжеты популярных романсов.
3 вед. В 1917-м октябрьские события застали Харито врасплох. Он волей обстоятельств оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии…А его произведения объявлялись плодом мещанского мелкобуржуазного вкуса. И только в далеком эмигрантском зарубежье, в Европе и Америке, помнили и исполняли “Отцвели уж давно хризантемы в саду”. Страдая от ностальгии, слушали граммофонные записи, которые находили у коллекционеров и на “блошиных” рынках…
1 вед. 9 ноября 1918 года, 90 лет назад, на Кубани нелепый трагический случай оборвал жизнь талантливого композитора и поэта, автора всемирно известного романса “Отцвели хризантемы” Николая Ивановича Харито.
2 вед. По легенде, в ту секунду, когда прозвучал выстрел и Николай Харито упал замертво, сраженный пулей ревнивца-офицера барона Бонгардена, в соседнем зале одного из ресторанов города Тихорецка, где праздновали свадьбу, кто-то запел тихо-тихо: “Отцвели уж давно хризантемы в саду”. Автор этого романса лежал, истекая кровью, и улыбка навсегда застыла на его прекрасном лице…
1 вед.
Отцвели
уж давно
Хризантемы
в саду,
Но
любовь все живет
В
моем сердце больном.
1 вед. У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни молодежной культурой, ни культурой старших поколений. И многочисленные любители романса - это те, в ком романс находит свой живой отклик, свой приют и в ком приносит свои плоды - плоды любви, плоды терпения, плоды очищения и возрождения.
«Школьный романс» в исполнении гимназического хора
2 вед. Русский романс... Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и умиряющий, целительный и хрупкий...
3 вед. И в наши дни, как и в прежние, романс не может прожить и дня без любви. Лирические признания в песнях и романсах- никогда не умолкнут, пока есть на земле любовь к матери, к другу или подруге, к детям, к близким вам людям, к родной земле. Будут рождаться новые романсы - с новыми влюбленными.
Видеоролик на песню
«Как упоительны в России вечера»
1 вед. Романс пережил века и не устарел, он пойдет вместе с нами в будущее и будет зажигать и питать сердца будущих поколений.
2 вед.
Я
счастлив тем, что встретил Вас,
Неповторимый
и прекрасный.
И, значит, жил я не
напрасно...
Благодарю, волшебный мой
Романс!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сметанина Ольга Ивановна
→ АксАнАчкА 03.06.2011 1 7395 840 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.