Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»» для 6 класса
Прошина Елена Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Серебряно – Прудская СОШ имени маршала В.и. Чуйкова»
Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса
Цели:
на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
анализировать поступки детей, их поведение в природе;
повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина.
Тип урока: закрепление материала.
Ход урока.
Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
М. Пришвин
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году
была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2.
Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в
произведении называли волка? (Серый
помещик)
4. По-народному какое-нибудь
отменно приятное местечко в лесу.
(Палестинка)
5. Топкое место в болоте
,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6.
Название болота, возле которого жили
дети. (Блудово)
7. Имена главных героев.
(Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти
мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9.
От чьего имени ведётся повествование
«Кладовой солнца»? (Разведчики болотных
богатств)
10. Автор произведения.
(Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).
Найдите в тексте портрет Насти.
Прочитайте портрет Митраши.
Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему).
Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).
Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
«Они были очень
милые…»
«…досталось, однако, детишкам
бедным и большая забота…»
«Но очень
что-то скоро умненькие и дружные ребята
сами всему научились…»
«И какие это
были умненькие детишки!»
«Не было ни
одного дома, где бы жили и работали так
дружно, как наши любимцы»
Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
«Точно так же,
как и покойная мать…»
«Митраша
выучился у отца…»
«Он (Митраша
)хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног
портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?-
спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
- Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
- Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
- Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем
тихо в природе и дети, озябшие, до того
были тихи…»
« Затаив дыхание, дети
сидели на холодном камне, дожидаясь,
когда к ним придут первые лучи
солнца».
«Неподвижные сидели на
камне».
- Остановимся на
эпизоде «Спор детей о дороге», выясним,
как себя ведёт каждый из них.
- Как
ведут себя брат и сестра, оставшись
наедине с природой?
- Почему Митраша
становится пленником болота?
- Давайте
прочитаем «загадочные» слова мудрого
лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
- Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
- Как понимаете
эти слова?
- Митраша прямо полез в
Слепую елань, проигнорировав двумя
вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»
- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.
- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.
- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
- Что же Насте представилось?
…будто это она там, на пне…
- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду).
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.
- Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).
- Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).
- Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
- Чему удивились все?
- Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).
- Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
IV. Вывод.
- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему
«Кладовая солнца» называется
сказкой-былью?
2. Пересказать близко
к тексту одно из описаний природы.
3.
Нарисовать иллюстрации «У лежачего
камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прошина Елена Юрьевна
→ liseno4ka 15.06.2011 7 18510 3185 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.