Слайд 1
«Применение
метода интеллект-карт
на уроках русского
языка»
Горовая Т. П.,
учитель русского языка и
литературы, МОУ «СОШ №14»
Горовая Татьяна Петровна, МОУ «СОШ №14», г. Новокузнецк, учитель русского языка и литературы
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Слайд № 1.
В связи с введением в 2009 году обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».
Слайд №2. А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Посетив в декабре 2009 года курсы Елены Александровны, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности.
Слайд №3. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Слайд №4. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Изучив и обобщив исследования Елены Александровны, я занялась вплотную подготовкой методического пособия по применению данного метода на уроках русского языка. В его подготовке мне помогали мои ученики.
Слайд №5. Для более эффективного применения данного метода обучения мы следовали трём принципам:
«Принимай»
«Применяй»
«Приспосабливай»
Сначала учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
Слайд №6. В первую очередь их привлекли следующие свойства интеллект-карт:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Слайд № 7. А также учащиеся увидели преимущества интеллект-карт перед другими методами:
Пишем:
с удовольствием
быстро
мало
Видим:
взаимосвязи
структуру изложения материала
логику
Развиваем:
мышление
память
воображение
Задействуем:
весь потенциал
творчество
Запоминаем:
сразу
много
качественно
Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили более 70 интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка («Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Речь», «Культура речи»), которые представляют собой электронное приложение к созданному мною методическому пособию. Структура и содержание приложения соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ и позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.
Эффективность данного метода заключается в том, что он:
отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время
приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ
электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы
Слайд № 8. Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
подготовка проекта, презентации
аннотирование
конспектирование
А. Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца,- землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран. Писатель навсегда полюбил причудливые очертания окрестных гор, лазурное море у побережья. Эта любовь питала его творчество, рождала самобытные сюжеты. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела, испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
Слайд №10. С помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение
А.С.Пушкин
«ОСЕНЬ»
Унылая
пора! Очей очарованье!
Приятна мне
твоя прощальная краса —
Люблю я
пышное природы увяданье,
В багрец и
в золото одетые леса,
В их сенях ветра
шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою
покрыты небеса,
И редкий солнца луч,
и первые морозы,
И отдаленные седой
зимы угрозы.
Опыт работы по применению метода интеллект-карт на уроках русского языка был представлен мною:
на заседании школьного МО
на школьном педагогическом совете «Инновационные методы обучения»
на районном семинаре «Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010 г)
на XI городских Днях науки «Инновационная практика: вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010 г.)
на региональном семинаре «Формирование компетенций обучающихся по русскому языку и литературе» (2010г.)
на муниципальном этапе областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»
Слайд № 11. Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:
адаптироваться к условиям ЕГЭ
задействовать оба полушария головного мозга
повышать работоспособность
формировать общеучебные умения и навыки
осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
улучшать все виды памяти
развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
формировать орфографические и пунктуационные навыки
обогащать словарный запас
а главное - повышать результативность (средний балл на ЕГЭ по русскому языку моих учащихся составил 65)
Слайд № 12. Данный метод дает возможность учителю:
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
выявлять причины когнитивных затруднений
корректировать знания учащихся
Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования:
«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».
Автор: Горовая Татьяна Петровна
→ gorowayatatiana 18.06.2011 9 14213 2025 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.