Обобщение педагогического опыта работы "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"


Горовая Татьяна Петровна, МОУ «СОШ №14», г. Новокузнецк, учитель русского языка и литературы

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Слайд № 1.


В связи с введением в 2009 году обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему. Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».

Слайд №2. А научить всех учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Посетив в декабре 2009 года курсы Елены Александровны, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности.

Слайд №3. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Слайд №4. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

Изучив и обобщив исследования Елены Александровны, я занялась вплотную подготовкой методического пособия по применению данного метода на уроках русского языка. В его подготовке мне помогали мои ученики.

Слайд №5. Для более эффективного применения данного метода обучения мы следовали трём принципам:

«Принимай»

«Применяй»

«Приспосабливай»


Сначала учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.


Слайд №6. В первую очередь их привлекли следующие свойства интеллект-карт:


  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.


Слайд № 7. А также учащиеся увидели преимущества интеллект-карт перед другими методами:


Пишем:

  • с удовольствием

  • быстро

  • мало

Видим:

  • взаимосвязи

  • структуру изложения материала

  • логику

Развиваем:

  • мышление

  • память

  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал

  • творчество

Запоминаем:

  • сразу

  • много

  • качественно


Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составили более 70 интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка («Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Речь», «Культура речи»), которые представляют собой электронное приложение к созданному мною методическому пособию. Структура и содержание приложения соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку, логике построения КИМов ЕГЭ и позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

  • отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития

  • позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время

  • приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше

  • практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ

  • электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы

Слайд № 8. Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала

  • закрепление материала

  • обобщение материала

  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

  • подготовка проекта, презентации

  • аннотирование

  • конспектирование

Слайд № 9. С помощью интеллект-карты можно написать сочинение по предложенному тексту (аннотирование)

А. Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца,- землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран. Писатель навсегда полюбил причудливые очертания окрестных гор, лазурное море у побережья. Эта любовь питала его творчество, рождала самобытные сюжеты. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела, испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

Слайд №10. С помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение

А.С.Пушкин «ОСЕНЬ»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Опыт работы по применению метода интеллект-карт на уроках русского языка был представлен мною:

  • на заседании школьного МО

  • на школьном педагогическом совете «Инновационные методы обучения»

  • на районном семинаре «Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010 г)

  • на XI городских Днях науки «Инновационная практика: вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010 г.)

  • на региональном семинаре «Формирование компетенций обучающихся по русскому языку и литературе» (2010г.)

  • на муниципальном этапе областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»


Слайд № 11. Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

  • адаптироваться к условиям ЕГЭ

  • задействовать оба полушария головного мозга

  • повышать работоспособность

  • формировать общеучебные умения и навыки

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности

  • улучшать все виды памяти

  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность

  • формировать орфографические и пунктуационные навыки

  • обогащать словарный запас

  • а главное - повышать результативность (средний балл на ЕГЭ по русскому языку моих учащихся составил 65)

Слайд № 12. Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

  • выявлять причины когнитивных затруднений

  • корректировать знания учащихся


Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования:

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».















Слайд 1
«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Горовая Т. П., учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №14»
Слайд 2
Цель метода: Научить всех обучающихся учиться
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
3 основных принципа применения интеллекткарт: «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллекткарт и инструкции по их созданию. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Слайд 53
Слайд 54
Слайд 55
Слайд 56
Слайд 57
Слайд 58
Слайд 59
Слайд 60
Слайд 61
ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5. Сайт: http://conceptdraw.f
Слайд 62
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Обобщение педагогического опыта работы "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горовая Татьяна Петровна  gorowayatatiana
18.06.2011 9 14213 2025

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК